Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль Древнего Востока.
Особенностью экономической мысли древнего мира стала ее неотделимость от религиозной идеологии и от политико-правовых взглядов, получивших распространение в различных странах и регионах мира. Следовательно, об экономических взглядах того периода развития истории можно судить по сводам законов государств, по трактатам по управлению, по философским взглядам, сформулированным в концепциях ученых древнего мира. Общая черта экономической мысли древнего мира – это стремление сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики того времени, развивающиеся товарно-денежные отношения. Из дошедших до нас письменных источников – памятников экономической мысли Древнего Востока – самим ранним принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (Египет, XXII в. до н.э.). В нем идет речь о правилах и искусстве государственного управления и хозяйствования. В «Поучении» особый акцент делается на нравственные основы власти. Царь, предостерегая сына от мятежа, в то же время советует приближать человека за его заслуги, не наказывать не справедливо и творить Маат, следую мудрым традициям, заложенным предками. Еще один источник экономической мысли Древнего Египта – это «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.). В нем дана критическая оценка долгового рабства и ростовщичества, из-за чего богатыми могли стать даже простолюдины. Автор «Речения» призывает общество к возрождению деспотически-бюрократического регулирования хозяйства и дает портрет идеального деспота, который не должен допускать междоусобиц в стране, а также насилия. Его власть направлена на социальную стабильность и ее незыблемость. Наиболее известным ранним памятником древневосточной экономической мысли является «Кодекс законов Хаммурапи» (принятый в XVIII в. до н.э.). Достаточно быстрое, в отличии от Египта того времени, в Мясопотамии получили товарно-денежные отношения и частная собственность. Царь Хаммурапи попытался посредством кодекса укрепить государство и армию, закрепить жестко регламентированную натурально-хозяйственную основу экономики. В 282 статьях законов рассмотрены основы гражданского, уголовного и административного права, охватывающих практически все аспекты жизни общества того времени. В кодексе принимаются принципы вины и злой воли. Однако в них ограничивалось долговое рабство и, в целом, выступили первой успешной попыткой управления со стороны государства экономической жизнью со стороны правовых норм.
В Индии в «Законах Ману» (XI в. до н.э.) регламентировались аналогичные вопросы хозяйственной жизни, а в более поздних трактатах брахманов описывались правила найма, купли-продажи, ценообразования. В целом древнеиндийскую экономическую мысль относят к IV-III вв. до н.э. и ее представляет трактат «Артхашастра», написанный брахманом Каутильей и который представлял собой достаточно стройное учение о доходе, о пользе или выгоде, в котором обосновывается необходимость укрепления рабовладельческого государства. Его основные идеи сводились к следующим: · Рабство признается естественным природным явлением для «накопления богатства» и достижения общественной пользы; · Государственное богатство складывается из результатов труда населения. Исходя из этого, в вознаграждение ему богатство должно расходоваться прежде всего на общие нужды: строительство и поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т.д. · Впервые ставится вопрос о торговой прибыли, которая заранее должна устанавливаться в цене товара в размере 5% цены на местные товары и 10% - на иностранные.
Автор требует, чтобы осуществлялся контроль и учет доходов и расходов государства, а задача царя – пресекать казнокрадство, контролировать работу чиновников в стране. Основными течениями экономической мысли древнего Китая были: конфуцианство, даосизм и легизм. В дошедшем до наших лет трактате Конфуция «Книга о ритуале» (VI-V вв. до н.э.) он защищал родовую знать, устои которой в то время «пошатнулись». Средством стабилизации ученый считал программу совершенствования человека, главным в воспитании которого непременно должно присутствовать уважение к старшим в семье, к вышестоящим в социальной иерархии общества. При этом государство он видел как большую семью, а правителя – как отца народа. Учение Конфуция было направлено на стабилизацию государственной власти, идеал которой он формулировал как «…правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном». В учении даосизма мыслителя Лао-цзы (VI вв. до н.э.) обличалось социальное неравенство, рассматривалось происхождение государства, подчеркивалась необходимость всеобщего труда для развития государства. В даосизме наблюдались призывы к возвращению к «старым порядкам», т.е. к патриархальным отношениям, которые признавались как наиболее эффективные как в хозяйстве, так и в государственном обустройстве. В VI-III вв. до н.э. у конфуцианцев появились серьезные оппоненты – легисты, учение которых отражало новые тенденции усиления экономической роли государства в китайском обществе, формировании императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не традиций, направленных на охрану частной собственности и утверждения единоличной власти правителя. Интересно, что эти взгляды, в какой-то мере, характеризуют и современные тенденции китайского общества.
Экономические взгляды периода средневековья на Востоке достаточно ярко отражал «Коран» - главное религиозное произведение мусульман, изложенное пророком Мухаммедом в VII в. н.э., в котором порицалась скупость и жадность, утверждалась неприкосновенность частной собственности и имущества. Божественной сферой хозяйственной жизни человека признавалась торговля, и указывалось на необходимость строго соблюдать меры веса при торговых операциях. Арабский ученый Ибн Хальдун, живший в Северо-африканских странах Магриба в XIV в. создал «социальную физику», т.е. периодизацию развития общества, в основу которой были положены экономические факторы. Он утверждал, что общество прошло в развитии следующие стадии: дикость, примитивность и цивилизацию, которые отличаются друг от друга средствами и методами добывания средств существования. На этапе примитивности наблюдалось первое общественное разделение труда – земледелие и скотоводство. На этапе цивилизации – уже выделились ремесло, торговля, наука и искусство. Переход к цивилизации связан с производством продукта сверхнеобходимого (избыточного), что позволяет появиться социальному неравенству, рабству. Анализируя товарно-денежные отношения, Ибн Хальдун отличал рыночную цену от стоимости, приписывал важную роль деньгам. Он настаивал на том, чтобы роль денег выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов – золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.005 с.) |