Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика коррекции при задержке психического развития
Специфика коррекции ЗПР состоит в приоритете интеллектуальной коррекции. Выделяют два основных направления коррекции. 1. Организация внимания и контроля, актуализация мотивов деятельности. Средством для решения этой задачи в первую очередь является усиление речевого контроля. Вводится речевой отсчет, предваряющий реализацию моторной программы, или проговаривание программируемого действия (проба «кулак – ребро – ладонь»). Вводится отсроченное воспроизведение, т. е. от ребенка требуется не импульсивный ответ, а выдерживание паузы. Используются игровые ситуации, так как эти дети не включаются в учебную деятельность, а через игру формируются новообразования, необходимые для учебной деятельности. Большое значение придается эмоциональной стимуляции, очень важно эмоциональное отношение – ребенок на многое готов, чтобы заслужить поощрение учителя. 2. Коррекция индивидуальных трудностей через расчленение программы на отдельные смысловые звенья. С этой целью уменьшаются объем и скорость выполнения задания через отработку речевой формулы программы с последующим ее совмещением с предметной деятельностью. Отставание функции программирования и контроля связано с недоразвитием речи, т. е. возникает необходимость коррекции речевого развития – программирующей и регулирующей функции речи. Коррекционная работа психолога должна проводиться параллельно с работой логопеда. Коррекция эмоционально-личностного развития при ЗПР направлена на ликвидацию психического инфантилизма, помощь в формировании адекватных возрасту поведенческих проявлений ребенка, навыков поведения и форм эмоционального реагирования. Дополнительно используются нейропсихологическая коррекция, методы игровой терапии, психогимнастика, арт-терапия. Важное условие эффективности работы с ЗПР при церебрально-органическом генезе и в сочетании с энцефалопатическими расстройствами (проявления астении, адинамии, расторможенности) – медикаментозная коррекция под руководством неврологов и психотерапевтов. В большинстве случаев источником ЗПР является неблагоприятная социальная ситуация. Психогенный генез заболевания может быть обусловлен неправильным воспитанием. Задержка ведет к неуспеваемости в школе, при этом статус ребенка в группе в начальной школе зависит от его успешности и отношения педагога. Неуспеваемость автоматически относит ребенка в группу аутсайдеров, а это усложняет социальную ситуацию развития, особенно при негативном отношении учителя к учащемуся. Самооценка и уровень притязаний ребенка при этом падают. В поведении могут доминировать гиперкомпенсаторные реакции (фиксация на игре, позиция лидера во дворе). Задержка психического развития может приводить к аномальному формированию личности ребенка.
При коррекции семейной ситуации прежде всего необходимо выяснить, что неправильно делают родители, какой тип воспитания доминирует в семье. От результатов диагностики зависит выбор коррекции. В ситуации безнадзорности беседа с родителями не всегда эффективна, требуются создание новой среды (спортивные секции и др.), формирование спортивных навыков и внимание развитию личности. При гиперопеке проводится коррекция типа взаимодействия ребенок–родитель, обращение с ребенком должно быть адекватно возрасту. Иногда гиперопека скрывает эмоциональное отвержение ребенка родителями. В ситуации школы объектом коррекции является педагог. Необходимо формирование у него позитивного или хотя бы нейтрального отношения к ребенку. Ребенок неадекватно ведет себя в классе не для того, чтобы досадить учителю, и не потому, что плохо воспитан, а потому, что у него имеются медицинские проблемы. При коррекции положения ребенка в классе проводится работа с детским коллективом (коллективная психотерапия). Нужно помочь одноклассникам найти какие-то позитивные качества ребенка, используя для этого элементы деловых игр, где этому ребенку удается блеснуть, а также социально-метрические техники. Очень эффективна организация шефства лидера группы над этим ребенком, поскольку дружба лидера с аутсайдером повышает статус аутсайдера. В СССР создавались специальные школы коррекции ЗПР, где длительность урока составляла 35–40 минут (по 4–5 уроков в день), численность классов – 10–15 человек. Во время обучения дети находились под наблюдением медиков. Продолжительность такой программы обучения дольше, однако это помогает снять истощаемость, утомляемость и расторможенность. Нормализуется неврологический статус, при этом нормализуется и обучение. Требуется интервал от 1 года до 3 лет чтобы «подтянуть» ребенка до нормального развития, а в наиболее тяжелых случаях – весь курс школьного обучения. Обязательны профориентация и трудовая деятельность.
Сейчас существуют коррекционные классы, которые позволяют не вырывать ребенка из привычной социальной среды. Однако на сегодняшний день коррекционные классы являются «мусорным ведром», там обучаются дети, у которых при отсутствии диагноза не сложились отношения с учителем. С коррекционным классом работают те же учителя, что и с обычным. Дети, не имеющие возможности вернуться в массовую школу, переводятся на домашнее обучение, им разрешается свободное посещение школы, но они не получают качественного образования и коррекция не проводится. При такой тенденции общий интеллектуальный уровень общества падает, общество деградирует.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.004 с.) |