Осложняющие их социальную адаптацию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осложняющие их социальную адаптацию



Среди психических особенностей предпубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:

– сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;

– невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

– некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;

– раннее проявление влечений при интенсификации либо раннее возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

– переориентация интересов на внешкольное окружение.

Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:

– стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;

– выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

– асинхронию психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;

– неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;

– раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

Задания для самостоятельной работы по теме

«Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников»

 

1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.

2. Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?

3. Что такое акселерация и ретардация?

4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.

5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.

6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.

7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.

8. Подготовьте сообщение на тему «Место дефектологии как отрасли научного познания среди других наук».

9. Подготовьте сообщение на тему «Профилактические мероприятия по предупреждению патологических нарушений».

10. Подготовьте сообщение на тему «Благоприятные прогностические факторы развития у детей с недостаточностью ЦНС».

11. Подготовьте сообщение на тему «Нарушения поведения у подростков».

Методические рекомендации

При разработке данной темы главным является четкое представление о благоприятных и неблагоприятных факторах развития личности, приводящих к социальной дезадаптации детей и подростков. Для осуществления поставленной задачи необходимо выполнить предложенные задания, отработать понятия со словарем, выписать формулировки.

Рекомендуемая литература: [11, 29, 30, 31, 32, 33, 34].

Лекция 6. АКСЕЛЕРАЦИЯ И ОДАРЕННОСТЬ, ИХ РОЛЬ

В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

План лекции

6.1. Акселерация и ретардация.

6.2. Общие и специальные способности.

6.3. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.

Ключевые понятия: акселерация, ретардация, способности, одаренность, асинхрония, гетерохронность.

Акселерация и ретардация

 

Акселерация – явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно-антропометри­че­ских исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками. Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившейся структурой питания, улучшением гигиенических условий, увеличившимся потоком информации, социокультурными факторами и т. д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1–2 года.

Б.Г. Ананьев указывал, что становление психических свойств также происходит неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека. Среди критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

– диссоциацией между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);

– диссоциацией между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

– диссоциацией между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа. Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще – его ретардация, у девочек – дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший – паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем это соответствует даже его истинному возрасту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.005 с.)