Краткие сведения о современных методах получения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие сведения о современных методах получения



Топлив и масел

Нефть является сырьем для производства основной массы (более 90 %) жидких топлив и масел, а также многих синтетических материалов (каучук, пластмассы, битумы, различные синтетические волокна и т.д.).

Нефтяная промышленность развивалась как по пути увеличения добычи нефти, так и по пути совершенствования методов ее переработки. Среди них - прямая перегонка, термический и каталитический крекинг, гидрокрекинг, а также риформинг.

В начале развития нефтеперерабатывающей промышленности получили распространение лишь процессы прямой перегонки нефти. Этот метод широко применяется и в настоящее время. Качество нефтепродуктов, полученных методами прямой перегонки, зависит от качества нефти и групп углеводородов, входящих в состав ее фракций.

 

2. 2.1 Получение топлив прямой перегонкой

Прямая перегонка относится к физическим способам переработки нефти. Ее осуществляют постепенным или однократным нагреванием. В ее задачу входит наиболее полное выделение углеводородов из нефти без изменения их химической природы.

Продуктами прямой перегонки нефти являются дистилляты: бензиновый 35-200 ° С, лигроиновый 110-230 ° С, керосиновый 140-300 °С, газойлевый 230-330 ° С и соляровый 280-380 °С. Мазут, остающийся после отгона топливных фракций (60-80 % от массы исходной нефти), используют для получения масел и крекинг-бензинов. Средний выход бензиновых фракций при разгонке может колебаться в зависимости от свойств добываемой в стране нефти от 15 до 25 %. На долю остальных топлив приходится, как правило, 20-30 %.

Углеводороды, выделяемые при первичной переработке нефти и имеющие температуры кипения ниже 40 °С, в основном состоят из нефтяных или, как их иногда называют, попутных газов. Их применяют как добавки к некоторым бензинам, как топливо для газобаллонных автомобилей и в качестве сырья для получения ряда синтетических продуктов. Прямогонные нефтепродукты обладают высокой химической стабильностью, так как в них отсутствуют непредельные углеводороды.

 

2.2.2 Получение топлив деструктивной переработкой

С целью увеличения выхода получаемых из нефти топливных фракций осуществляют переработку высококипящих нефтяных продуктов путем расщепления тяжелых углеводородных молекул на более легкие. Этот процесс называют деструкцией, а соответствующий процесс преобразования углеводородов - крекинг-процессом или крекингом.

Термический крекинг - такой вид деструктивной переработки нефтяного сырья, при котором расщепление и изменение структуры углеводородов происходят под действием температуры и давления по следующей схеме:

 

С2nH4n+2→ СnН2n+2+ СnН2n

 

Сырьем для получения автомобильного бензина при термическом крекинге (температура 470-540 °С, давление от 2 до 7 МПа) являются углеводороды большой молекулярной массы (мазут, керосиногазойлевые фракции и т.д.). Углеводороды расщепляются с образованием более легких фракций (бензиновой, лигроиновой и керосиновой), выход которых зависит от вида сырья и режима процесса: при крекинге мазута получают 25-30 % бензина (в остатке - 5-8 % газа и крекинг-мазут), а при крекинге газойля -60%.

Крекинг-бензин характеризуется низкой химической стабильностью и невысоким октановым числом (66-68 по моторному методу), так как при термическом крекинге, как правило, образуются парафиновые и ненасыщенные углеводороды олефинового и диолефинового рядов. Его используют в качестве компонента при получении товарных автомобильных бензинов, правда, с каждым годом во все более меньших количествах (на новых нефтеперерабатывающих заводах установки термического крекинга не применяют).

Коксование. Коксование - это процесс получения дистиллята широкого фракционного состава и нефтяного кокса из мазута, полугудрона, гудрона, крекинг-остатков и др. методом их нагревания без доступа воздуха. Коксование нефтяных остатков протекает при 505-515 °С под давлением 0,2-0,3 МПа.

Бензин, полученный коксованием, отличается низким октановым числом (60-67 по моторному методу) и значительным содержанием серы (1-2%).

Каталитический крекинг. Под каталитическим крекингом понимают такой вид деструктивной переработки нефтяного сырья, при которой расщепление углеводородов и изменение их структуры с целью получения продуктов требуемого качества происходит под действием температуры и катализатора. В качестве сырья используют газойлевую или соляровую фракции прямой перегонки нефти, а иногда соляровый дистиллят вакуумной перегонки мазута. Условия проведения каталитического крекинга таковы: температура - 450-525 ° С, давление - 0,06-0,14 МПа (близкое к атмосферному), алюмосиликатные катализаторы (10-30 % AL203, 70-90 % Si02, небольшое количество других окислов, например, Fe203 и СаО).

Продукция каталитического крекинга - бензиновый дистиллят (применяется как компонент товарных бензинов), богатый изоалканами, цикланами и ароматическими углеводородами, имеет хорошую химическую стабильность, так как в нем практически отсутствуют непредельные углеводороды. Октановое число фракции составляет 78-85 (по моторному методу).

Таким образом, каталитический крекинг позволяет увеличить выход бензина с одновременным повышением его качества.

Каталитический риформинг. В качестве сырья для этого процесса переработки нефтепродуктов обычно используют бензиновые фракции первичной перегонки нефти, выкипающие в пределах 85-180 ° С.

Риформинг проводят в среде водородосодержащего газа (7-90 % (об.) Н2, остальное - низшие углеводороды) при температуре 480-540 °С, давлении 2-4 МПа и в присутствии молибденового (гидроформинг), или платинового (платформинг) катализатора. Платформинг как более удобный и безопасный процесс в значительной степени вытеснил гидроформинг.

Бензин каталитического риформинга используют как высокооктановый компонент автомобильных бензинов (октановое число 85 по моторному методу и 95 по исследовательскому) или для выделения аренов, составляющих в этих бензинах 50-60 % (масс).

Гидрокрекинг - процесс переработки нефтепродуктов, сочетающий крекирование и гидрирование сырья - газойлей, нефтяных остатков и др. Процесс проводится под давлением водорода 15-20 МПа при температуре 370-450 °С в присутствии алюмокобальтомолибденового или алюмоникель-молибденового катализатора. Октановые числа бензиновых фракций гидрокрекинга - 85-88 (по исследовательскому методу). Гидрокрекинг повышает выход светлых нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, реактивного топлива).

Синтезирование. Для получения индивидуальных углеводородов, обладающих высокими антидетонационными свойствами и используемых в качестве добавок к бензинам (изооктан, алкилбензин, алкилбензол и др.), применяют синтезирование. Эти процессы осуществляют в присутствии катализаторов.

Алкилбензин получают из газов крекинга и риформинга. При алкилировании к молекулам углеводородов присоединяются алкильные радикалы. При изомеризации происходит перегруппировка атомов в молекуле, в результате чего образуются молекулы с изоструктурой, обеспечивающей требуемые свойства топлив. Сырьем при изомеризации служат легкие прямогонные бензиновые фракции.

Очистка топливных дистиллятов. Применяется для очистки от содержащихся в дистиллятах сернистых соединений, органических кислот и смолисто-асфальтеновых веществ. Содержание органических кислот и некоторых сернистых соединений снижают, например, обработкой дистиллятов щелочью с последующей промывкой водой.

В настоящее время для удаления серы широко применяют метод гидроочистки (каталитический процесс). Процесс протекает в атмосфере водорода при температуре от 300 до 430 °С и давлении до 5-7 МПа в присутствии катализатора (обычно соединения кобальта и молибдена). Таким методом удается снизить содержание серы в топливе на 90-92 %.

Товарные сорта топлив получают смешением различных очищенных топливных дистиллятов с добавлением в них присадок, улучшающих одно или несколько эксплуатационных свойств топлив.

Низкотемпературные свойства дизельных топлив улучшают удалением из топлив части углеводородов с высокой температурой застывания (депарафинизацией).

Топлива из нефтяных газов. По происхождению нефтяные газы подразделяются на естественные, выделяющие попутно с нефтью из скважин или добываемые в газовых месторождениях независимо от нефти, и искусственные (промышленные), к которым относят газы, получаемые при прямой перегонке нефти и при деструктивной переработке нефтяного сырья. Естественные нефтяные газы - это алканы (от метана СН4 и выше), в которых в виде примесей могут присутствовать, небольшие количества С02, N2 и H2S. По углеводородному составу газы, получаемые при перегонке нефти, качественно почти не отличаются от состава естественных газов. Однако количественное отличие характеризуется меньшим содержанием СН4 и большим С5Н12 и выше.

При переработке нефтяных газов получают как газообразные, так и жидкие топлива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.006 с.)