Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положения права ЕС об антиконкурентных слияниях и приобретениях
Антиконкурентные слияния и приобретения не сразу стали преследоваться Комиссией и Судом правосудия ЕС. Они прямо не предусмотрены в ст. 85 и 86 Римского договора в качестве тех случаев, когда положения этих статей применяются. Статья 86 стала применяться к антиконкурентным слияниям и приобретениям с 1973 г. — со времени принятия Судом правосудия решения по делу Continental Can. Суд указал в нем, что ст. 86 запрещает приобретение доминирующей фирмой большинства акций потенциального конкурента, если это ведет к существенному сокращению конкуренции. Статью 85 начали применять к антиконкурентным слияниям и приобретениям с 1987 г., когда Суд правосудия вынес решение по делу Philip Morris. Согласно материалам этого дела фирма "Филип Морис" в 1981 г. на основании соглашения, заключенного с фирмой "Рембранд", получила возможность контролировать деятельность "Росманз" — дочерней компании этой последней. После вмешательства Комиссии стороны изменили условия соглашения и "Филип Морис" получил менее 25% голосующих акций "Росманз". Комиссия дело на этом закончила, но по жалобе Суд правосудия указал, что приобретение даже меньшинства акций конкурента, ведущее к приобретению над ним контроля, противоречит ст. 85, если оно ограничивает конкуренцию. Нерешительность Комиссии по отношению к антиконкурентным слияниям и приобретениям объяснялась в значительной степени тем, что она не имела права требовать от участников сделки предварительного оповещения о ней. Такое полномочие она, наконец, получила от Совета ЕС 21 декабря 1989 г., когда он одобрил Регламент № 4064/89. Вместо терминов "слияние" и "приобретение" Регламент № 4064/89 употребляет понятие "концентрация", которое в ст. 3 определяется как слияние нескольких независимых предприятий или приобретение контроля над одним независимым предприятием или несколькими независимыми предприятиями. Регламент устанавливает, какие концентрации предприятий подлежат обязательному предварительному сообщению (нотификации) Комиссии. Ими являются слияния и приобретения "масштабов Сообщества" (ст. 1). В Регламенте указаны пороговые величины, которым должны удовлетворять концентрации, чтобы стать концентрациями масштабов Сообщества и стать поэтому объектами регулирования нормами конкурентного права ЕС. Таких величин четыре (п. 15 преамбулы и ст. 1 Регламента): 1) более 2/3 всего товарооборота каждого из предприятий — участников слияния или приобретения должно приходиться на одно из государств — членов ЕС; 2) общий "мировой" товарооборот всех предприятий-участников должен превышать 5 трилл. еве (экю); 3) общий товарооборот в пределах ЕС каждого из по меньшей мере двух предприятий-участников должен превышать 250 млн. еве; 4) рыночная доля всех предприятий-участников должна быть выше 25% в пределах ЕС или существенной ее части. Статья 5 Предписания предусматривает калькуляции этих величин.
Пороговые величины, установленные Советом ЕС, очень высоки, и лишь немногие горизонтальные и вертикальные слияния могут попасть под действие Регламента № 4064/89. Оно распространяет свое действие преимущественно на конгломератные слияния, которые менее всего оказывают влияние на конкуренцию. В конце 80-х гг. в отраслях народного хозяйства ЕЭС, производящих около 1/2 продукции, не было и двух фирм с общим товарооборотом в 5 трилл. еве1 (экю). О концентрациях масштабов ЕС надлежит обязательно сообщать Комиссии. Такая нотификация должна быть сделана не более чем через одну неделю после заключения соглашения о слиянии, объявления цены продажи или приобретения контрольного пакета акций. В 1994 г. Комиссия получила 95 нотификаций, в 1995 г. - 1142. Комиссия может разрешить слияние или приобретение, если оно "совместимо с Общим рынком" (ст. 2). При оценке такой совместимости она должна установить, что концентрация не создает доминирующее положение или не укрепляет его, что для эффективной конкуренции не возникают значительные помехи. Давая оценку возникновению доминирующего положения или усилению его, Комиссия обязана принять во внимание (ст. 2): а) необходимость сохранения и развития действенной конкуренции в пределах Общего рынка с учетом, среди прочего, структуры всех соответствующих рынков и существующей или потенциальной конкуренции со стороны предприятий, находящихся в пределах и вне Сообщества; в) рыночное положение соответствующих предприятий и их хозяйственное и финансовое положение, возможности для поставщиков и пользователей, доступ их к товарным запасам или рынкам, любые правовые и иные препятствия выходу на рынок, тенденции развития спроса и предложения на соответствующие товары и услуги, интересы промежуточных и конечных потребителей и развития технического и хозяйственного прогресса, при условии, что это в интересах потребителей и не создает препятствий конкуренции.
В 1994 г. Комиссия приняла решения по 90 концентрациям, в 1995 г. — по 109. В 1995 г., в частности, она запретила 2 концентрации. Нормы конкурентного права ЕС устанавливают ответственность для правонарушителей — главным образом в виде штрафов, налагаемых Комиссией, и в виде возмещения убытков, присуждаемых судами. В 1994 г., например, Комиссия ЕС наложила штрафы в размере 480 млн. еве (экю) на компании, виновные в сговорах, в которых фигурировали стальные балки, картонные емкости и цемент1. Конкурентное право ЕС существует всего 40 лет — истерически небольшой срок. Оно стало наследницей антимонопольного права Германии, Великобритании, Японии, США и ряда других стран. В наши дни оно представляет собой уже достаточно развитую систему сравнительно эффективного правового регулирования конкуренции и монополии. Конкурентное право ЕС имеет солидную нормативно-правовую базу и обширную административную практику его применения. Теперь уже оно оказывает значительное влияние на антимонопольное право других стран. В частности, ряд его институтов (злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения и действия) нашли отражение в молодом российском антимонопольном праве — в Законе РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.2
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.004 с.) |