Общая характеристика норм права, регламентирующего таможенные отношения в ЕС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика норм права, регламентирующего таможенные отношения в ЕС



Согласно ст. 9 Римского договора основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также установление общего таможенного тарифа (ОТТ) в их отношениях с третьими странами. Как известно, нормы ГАТТ допускают создание и функционирование таможенных союзов, государства-участники которых обязуются установить одинаковые пошлины на товары, ввозимые из третьих стран, и применять в отношении торговли с этими странами одни и те же ограничения (ст. XXIV ГАТТ), что обусловливает правомерность соответствующих положений Римского договора с точки зрения международного права. Более того, в ст. 110 Римского договора установлено, что государства — члены ЕС, объединяясь в таможенный союз, стремятся содействовать, в общих интересах, гармоничному развитию мировой торговли, прогрессирующему устранению ограничений в международной торговле и снижению таможенных барьеров.

Положения Римского договора, регулирующие таможенный союз (раздел I, глава 1), содержат 2 группы норм: устраняющие таможенные, пошлины между государствами-членами и устанавливающие ОТТ. Поскольку вторая группа норм имеет непосредственное отношение к внешнеэкономическим связям ЕС, правовое регулирование ОТТ явится предметом дальнейшего рассмотрения.

Следует отметить, что, помимо положений Римского договора, нормы, касающиеся различных аспектов таможенного союза, содержатся в многочисленных "регламентах" и "директивах" Совета. Например, "регламент" № 802/68 устанавливал общее определение понятия происхождения товаров, а "Директива" № 79/695 касалась гармонизации процедуры таможенной очистки товаров для их свободного перемещения в рамках Сообщества. В последнее время в ЕС были предприняты попытки кодификации многочисленных таможенных правил, рассеянных по 25 различным «регламентам» и "директивам". В мае 1990 г. Комиссия предложила принять Таможенный кодекс Сообщества, имеющий целью объединить все ос­новные таможенные правила ЕС. Позднее в 1992 г. Совет ЕС при­нял этот Кодекс1, который вступил в силу с 1 января 1994 г. Дан­ный Кодекс отменил и заменил ряд действовавших ранее актов Совета по таможенным вопросам. Он состоит из 9 глав, регулирую­щих такие вопросы, как установление зон действия процедуры та­моженной очистки, порядок учреждения таможенных складов и зон свободной торговли, порядок беспошлинного ввоза товаров для их дальнейшей переработки и реэкспорта, порядок беспошлинного ввоза компонентов, созданных в ЕС, но переработанных за границей, клас­сификация, оценка и определение происхождения товаров, оплата таможенных услуг и таможенный залог.

Необходимо иметь в виду, что принятие обширного и подроб­ного "законодательства" ЕС по таможенным вопросам не отменяет национальной таможенной юрисдикции государств-членов. Дело в том, что хотя установление таможенных правил относится к компе­тенции Сообщества, само же таможенное обслуживание остается под юрисдикцией государств-членов. Национальные таможенные службы применяют установленные Сообществом таможенные пра­вила. Они же собирают все таможенные пошлины и направляют их в Комиссию за вычетом 10% от полученных сборов, оставляемых в их распоряжении на покрытие административных расходов. Таким образом, Сообщество оставляет большую часть доходов от тамо­женной деятельности в своем распоряжении.

Важно отметить, что споры, возникающие из таможенного права ЕС, рассматриваются прежде всего национальными судами стран-участниц. Однако они могут передаваться в Европейский суд для вынесения разъясняющего решения на основе ст. 177 Римского до­говора.

В соответствии со ст. 19 Римского договора основным прави­лом для определения пошлин, включенных в ОТТ, было их уста­новление на среднеарифметическом уровне пошлин, применяемых в четырех таможенных территориях (Италия, ФРГ, Франция и стра­ны Бенилюкс, которые ко времени подписания Римского договора уже создали между собой таможенный союз); В качестве базы для исчисления этого среднего уровня были взяты пошлины, приме­нявшиеся государствами-членами на 1 января 1957 г. Разумеется, из этого общего правила было много исключений. Ряд из них встре­чались в тексте учредительного акта ЕС, другие, касающиеся по­шлин на особо чувствительные для производителей Сообщества товары, были согласованы в ходе последующих переговоров между государствами — членами Сообщества. ОТТ вступил в силу с 1 июля 1968 г. Ставки, установленные в ОТТ, со временем сокращались в результате участия Сообщества в переговорах по тарифным сокращениям ГАТТ. Так, в результате Токийского раунда ГААТ (1978 г.) ставки тарифа ЕС на промышленные товары снизились в среднем почти на 8%. Важно отметить, что государства-члены ЕС не могут в одностороннем порядке изменять ОТТ.

В случае присоединения к Сообществу нового члена устанавливался определенный период, в течение которого его тарифы постепенно выравнивались с тарифами Сообщества. Если новый член Сообщества предварительно соглашался сократить свои тарифы в ГАТТ и процесс выравнивания приводил к повышению его тарифов на определенный товар, Сообщество могло компенсировать другим членам ГАТТ такое возрастание путем понижения своих тарифов на другие товары.

1 января 1988 г. ОТТ был заменен новым общим тарифом, названным Комбинированной номенклатурой (КН)1. КН основывается на Международной конвенции 1983 г. о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая использовалась большинством главных торговых партнеров ЕС и которая была выработана под эгидой Совета таможенного сотрудничества (СТС). КН была дополнена Taric2, интегрированным тарифом Сообщества, используемым для подготовки статистических отчетов и включившим положения об импорте товаров, не содержащиеся в КН, такие как тарифные квоты и тарифные льготы, преференции и антидемпинговые пошлины. Совместно они и составляют общий таможенный тариф ЕС.

КН уточняет перечень тарифов, проводя различие между применяемыми ставками пошлин. Товары, поступающие в ЕС, облагаются двумя видами ставок, именуемых автономными и конвекционными ставками. Различие между ними состоит в том, что автономные ставки представляют собой ставки, установленные первоначально в ОТТ 1968 г. Они выше, чем конвенционные ставки, которые согласованы в ходе переговоров в ГАТТ, и применяются по отношению к государствам, пользующимся статусом наиболее благоприятствующей нации.

Классификация товаров

Часто отмечается, что любая попытка составить исчерпывающий список товаров, которые являются предметом международной торговли, выглядит трудной задачей, поскольку современное про­изводство предлагает огромное количество товаров со сходными или близкими характеристиками. Однако это необходимо делать, так как импортные пошлины устанавливаются в соответствии с харак­теристиками товаров, классифицируемых в определенном порядке. КН и Taric распределяют товары по соответствующим категориям в тысячах подзаголовков, используя восьмицифровой код, который предназначен для упрощения процедуры таможенного оформле­ния и статистической отчетности.

КН содержит номенклатурные заголовки, подзаголовки, ввод­ные положения, примечания к разделам или главам и подстрочные примечания к подзаголовкам. КН содержит 99 глав. Первые 24 ох­ватывают сельскохозяйственные и пищевые продукты, остальные распространяются на промышленные продукты. Главы имеют 1011 заголовков, два из которых являются факультативными. Каждый заголовок имеет 4-значную нумерацию, первые две цифры которой определяют номер главы.

В упоминавшемся выше "регулировании" Совета № 2658/87 от 23 июля 1987 г. в Приложении 1 (Комбинированная номенклату­ра) установлены общие правила толкования КН, позволяющие ре­шать вопросы надлежащей классификации товаров (часть 1, раздел 1-А). Следует отметить, что эти правила претерпели незначитель­ные изменения с 1968 г., когда впервые был установлен ОТТ. Ос­новной задачей указанных правил является нахождение единооб­разных решений в вопросах классификации ввозимых товаров. Однако на практике возникает немало трудностей в процессе применения указанных общих принципов толкования классификации товаров по КН.

В этом документе, в частности, устанавливается, что названия разделов, глав и параграфов предусматриваются только для облег­чения поиска; юридическое значение будет приобретать классифи­кация, определяемая в соответствии с наименованием заголовков и примечаниями какого-либо соответствующего раздела или главы. Любое упоминание в заголовке товара будет использоваться также с целью включения этого упоминания в наименование не полностью изготовленного или незавершенного товара, предусматривая при этом, что не полностью изготовленный или незавершенный товар будет иметь существенные характеристики полностью изготовлен­ного и завершённого товара. Следует также включать в заголовок параграфа упоминание этого полностью изготовленного или завер­шенного товара (или в силу вышеуказанного правила классифици­руемого как полностью изготовленного и завершенного), если он не будет собран или будет представлен в разобранном виде.

Любое упоминание в заголовке материала или вещества будет включаться в упоминание смесей или комбинаций этих материалов или веществ с другими материалами или веществами. Любое упоминание товаров из определенного материала или вещества будет включаться в упоминание товаров, состоящих полностью или частично из такого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих из более чем одного материала или вещества, будет осуществляться в соответствии с нижеследующим правилом.

Когда путем применения предыдущего правила или по какой-либо другой причине товары prima facie классифицируются по двум или более заголовкам, классификация будет осуществляться следующим образом.

Заголовок, который предусматривает самое детальное описание, будет предпочтительнее заголовков, предусматривающих более общее описание. Однако два или более заголовка рассматриваются равным образом как детальные в том случае, когда каждый из них касается только части материалов или веществ, содержащихся в смешанных или комбинированных товарах, или составляет только часть пунктов в наборе, выставленном для розничной торговли, даже если один из них дает более полное и точное описание товаров.

Смеси, составные товары, состоящие из различных материалов или собранные из различных компонентов, и товары, выставленные в наборах для розничной торговли, которые не могут быть классифицированы путем вышеупомянутого правила, будут классифицироваться так, как если они состоят только из одного материала или компонента, который придает им существенный характер.

Когда товары не могут классифицироваться вышеуказанными способами, они будут классифицированы по заголовку, который встречается последним в нумерованном порядке товаров среди тех, которые в равной мере заслуживают внимания.

Товары, которые не могут быть классифицированы в соответствии с вышеуказанными правилами, будут классифицироваться по соответствующему заголовку товаров, к которым они являются более близкими.

В любом случае при возникновении затруднений с классификацией товаров следует обращаться к помощи специалистов, работающих с КН и ОТТ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.105 (0.012 с.)