Глава 2. Структура информационных технологий управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Структура информационных технологий управления



2.1. Сущность информационной технологии управления

В словаре В. Даля дано следующее определение слова «технология». Это «наука техники, заводской, ремесленный, промысловый обиход». В данном определении отражены два важнейших аспекта – близость понятию техники и культура использования техники. Словарь Ожегова предлагает при определении технологии исходить из греческого «techne» – искусство, мастерство, «logos» - наука, и выделяет следующие два значения: 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, напр. Т. металлов, химическая Т., Т. строительных работ; 2) наука о способах воздействия на сырье материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.

В свою очередь, понятие «техника» означает систему искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания сил и закономерностей природы.[18] Отсюда следует, что и технологии, и информационные технологии связаны с деятельностью общества, а предмет информационных технологий управления представляет собой управленческую, социальную информацию.

Одно из определений понятия «технология»[19] трактует его как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса».

Важный аспект технологии составляют технологические знания, как совокупность научно-технических знаний о методах создания и принципах использования сложных технических систем, а также о средствах, методах, принципах анализа и организации инженерной деятельности, они являются результатом обобщения практического опыта при проектировании, изготовлении, отладке и т.д. технических систем, являются во многом эвристическими методами и приемами, выработанными в инженерной практике.[20] Технологии предлагают наиболее экономичные способы и процессы производства сырья, материалов и изделий. Главная цель любой технологии – достижение наилучших результатов при наименьших затратах времени, труда и ресурсов.

В настоящее время слово «технологии»широко употребляется и вне контекста использования сложных технических систем. Так, общеупотребимыми стали понятия «управленческие технологии», «технологии принятия решений», «бизнес-технологии», «маркетинговые технологии», «финансовые технологии», «технологии научного исследования», «педагогические технологии», «политические технологии», «избирательные технологии», «пиар-технологии» и др. Употребление слова «технология» в составе указанных понятий делает акцент на формализованности, алгоритмичности соответствующих процессов, на известности, наличии строгой последовательности выполнения определенных действий, своего рода заданности конечного результата их применения и отражает тем самым технократический подход к человеческой деятельности в соответствующей сфере.

При определении понятия «информационные технологии» обычно исходят из того, что это система методов и способов осуществления некоторых информационных процессов (операций) сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации, передачи данных и т.д. Одно из распространенных определений[21] предлагает понимать информационную технологию как «системно-организованную последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации».

Термин «информационные технологии» применяется для обозначения:

- процессов информатизации общества, сопровождающих качественно новые изменения в организации получения знаний, а также производственной, управленческой и социальной деятельности человека в результате использования средств вычислительной техники;

- новых разработок в области аппаратного и программного обеспечения компьютерных средств и систем связи;

- всей совокупности процессов, сопровождающих внедрение ЭВМ в деятельность человека и социальной организации;

- специфически организованного процесса использования методов и средств преобразования информации (изменения формы и свойств) с целью повышения эффективности решения задач по ее выявлению (поиску), сбору (добыванию), передаче (распространению), обработке, анализу, представлению и т.д.

Важнейшим свойством информационной технологии, проистекающим из тесной взаимосвязи ее с техникой, является известность (своего рода запрограммированность) ожидаемого результата применения технологии. Это свойство вытекают из того, что любая информационная технология включает в себя процессы и операции, выполнение которых строго регламентировано. Такого рода регламентация осуществляется на уровне инструкций персоналу (или пользователям), программных и аппаратных средств, а также состава и структуры обрабатываемых данных.

В соответствии с общепринятым пониманием, управление – это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности[22].

Таким образом, в современном понимании, информационные технологии управления – это с одной стороны, совокупность методов обработки информации с использованием сложных технических систем в процессе и в интересах социального управления, а с другой – это наука о способах оказания эффективного управляющего воздействия на социальные системы с помощью специально подготовленной (структурированной, подаваемой в определенной последовательности, с необходимыми акцентами, в требуемой форме и т.д.) информации.

2.2. Виды информационных технологий управления

Информационные технологии классифицируют по самым различным основаниям, в их числе: степень автоматизации информационных процессов, тип пользовательского интерфейса, степень централизации технологического процесса переработки информации, предметная область, масштабы и способ построения компьютерной сети, вид управляемого объекта. По степени автоматизации процессов информационные технологии и системы подразделяются на следующие группы:

- традиционные (ручные) - для них характерно отсутствие современных технических средств обработки информации. Все операции выполняются человеком по заранее четко определенным методикам и правилам;

- автоматизированные – это человеко-машинные системы, в которых основной объем работы и основные информационные процессы, рутинные операции реализуются средствами вычислительной техники, вместе с тем, человек принимает самое активное участие в управлении указанными процессами и операциями;

- автоматические – предусматривают, что все процессы и операции по переработке информации выполняются автоматически, без участия человека. За оператором остаются исключительно контрольные функции.

С учетом степени централизации технологического процесса переработки информации в системе управления принято различать централизованные, децентрализованные и комбинированные информационные технологии. Для централизованных технологий характерно то, что обработка информации и решение основных информационных задач производится в информационно-вычислительном центре, либо на центральном сервере существующей на предприятии информационно-вычислительной сети. Особое внимание при такой обработке уделяется разграничению доступа к данным. Децентрализованные технологии предполагают локальное применение компьютерной техники, при этом компьютеры устанавливаются в рабочих кабинетах на рабочих местах пользователей, создаются автоматизированные рабочие места (АРМ). С помощью АРМов решаются соответствующие профессиональные задачи (АРМ юриста, бухгалтера, проектировщика и т.д.). Комбинированнные технологии базируются на интегрированном процессе решения функциональных задач на рабочих местах с использованием совместных баз данных (с разделением прав доступа) и концентрацией основной части информации системы управления в автоматизированном банке данных.

Различия по типу пользовательского интерфейса позволяют группировать компьютерные информационные технологии следующим образом: пакетные (с централизованной обработкой), диалоговые и сетевые (многопользовательские). Для указанных видов информационных технологий различны возможности доступа пользователя к информационным, вычислительным, программным ресурсам, а также к самим информационным технологиям, используемым на объекте управления. Так, пакетная технология дает пользователю минимальные возможности влияния на ход обработки данных: зачастую эти возможности сводятся к запуску, настройке ограниченного набора параметров и остановке компьютерной обработки. По существу предполагается выполнение пользователем роли оператора ЭВМ. Диалоговые информационные технологии позволяют пользователю активно взаимодействовать с компьютером, оказывать существенное влияние на ход обработки информации, в частности, оперативно получать информацию для принятия управленческих решений, т.е. вести работу в так называемом интерактивном режиме. Ключевым признаком сетевых информационных технологий является предоставление в распоряжение пользователя телекоммуникационных средств доступа к территориально удаленным от него информационным и вычислительным ресурсам в реальном масштабе времени.

По масштабам и способу построения компьютерной сети различают локальные, многоуровневые (иерархические) и распределенные сетевые информационные технологии. Способ построения сети зависит, главным образом, от требований субъекта управления к оперативности информационного обмена и управления структурными подразделениями объекта. Использование сетевых технологий позволяет повысить оперативность информационного обмена и управления (см. параграфы 7.5-7.6).

К числу новых информационных технологий относят обычно видеотехнологии, мультимедиатехнологии, нейрокомпьютерные технологии, объектно-ориентированные технологии, технологии управления знаниями, интернет-технологии. Видеотехнологии предполагают обработку и использование в управлении изображений. Эффективность восприятия человеком информации повышается при возможности ее визуализации, вследствие ее наглядности, образности. Речь идет, в частности об организации и проведении видеоконференций, проведением совещаний между удаленными пользователями. При такой организации работы происходит визуализация участниками движущихся изображений коллег в реальном времени.

Мультимедиатехнологии основаны на комплексном представлении данных различного типа – символов, звука, изображений. Подобного рода технологии обеспечивают совместную обработку текста, таблиц, графиков, документов, изображений, звука, музыки, речи. Таким образом, формируется своего рода мультисреда. Согласно имеющейся статистике, пользователь при работе в мультисреде способен запомнить до 75 % воспринимаемой информации, тогда как из услышанной информации запоминается обычно в пределах 25 %. В это связи использование мультимедиатехнологий особенно эффективно в обучающих системах.

Нейрокомпьютерные технологии базируются на моделировании поведения нервных клеток человека (нейронов). Этот вид информационных технологий широко применяется в системах искусственного интеллекта (см. параграф 7.9.). К числу решаемых задач относятся распознавания образов, управление кредитными рисками, прогноз ситуации на фондовой бирже, определение стоимости недвижимости с учетом состояния здания и его окружения и т.д.

Объектно-ориентированные технологии означают ориентацию цикла обработки информации на выявленные взаимодействия некоторого множества объектов. В качестве объект выступают предметы, события, явления, процессы, которые выполняют определенные функции и являются источником или потребителем информации. К числу объектов могут относиться физические и юридические лица, оборудование, здания и сооружения, а также пользователи, программы, документы, файлы, базы данных и т.д. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений, а также качество проектирования и программирования автоматизированных систем управления (см. параграф 7.4.).

Технологии управления знаниями направлены на создание информационной среды, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех других работников, заинтересованных в использовании этого знания. Это делает значительно более эффективной совместную работу коллектива специалистов, прежде всего, над сложными научно-техническими и иными проектами. Ключевым элементом этих технологий является так называемая база знаний. По своей сущности база знаний - это сложно организованная информация по какой-либо предметной области, которая включает в себя набор данных, знаний (их моделей), а также правил логического вывода для работы со знаниями (см. параграф 7.9.).

Интернет-технологии опираются на объединение информационных сетей в глобальную (в масштабах планеты, страны, региона) информационную структуру. Информационные центры, входящие в сеть Интернет, предоставляют разнообразные информационные базы – новости, рекламную продукцию, официальные документы организаций, материалы нормативно-правового характера, тексты книг, иллюстрации, различного рода официальные, исторические и иные документы, распространяют компьютерные программы, предоставляют коммуникационный сервис, электронную почту и т.д.

В зависимости от предметной области различают информационные технологии банковской деятельности, бухгалтерского учета, страховой деятельности. Сюда же относятся информационные технологии науки, информационные технологии в медицине, в образовании (педагогические технологии - дистантное обучение и т.д.), в искусстве, а также используемые в сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях, на транспорте, на предприятиях связи, в правоохранительной сфере, информационные технологии формирования массовой культуры и т.д. Так, технологии паблик рилейшнз (пиар) в классическом понимании представляют собой систему информационно-аналитических действий, направленных на осуществление связей с общественностью и осуществляемых на основе честного и уважительного отношения к реципиенту. Вне такого классического понимания находятся приемы и методы так называемого черного пиара, нарушающие принятые в социуме нормы морали, «правила игры», в ряде случаев допускающие нарушения даже правового характера. В зависимости от решаемых задач выделяются специальные виды пиар-технологий, в их числе: обслуживание связей коммуникатора с государственными и общественными организациями; создание благоприятного образа личности; построение отношений со СМИ; управление процессом восприятия аудиторией и сообщениями; работа с кадрами, персоналом информационных центров; общественная экспертиза; поддержание взаимоотношений с инвесторами; проведение презентационных мероприятий: конкурсов, лотерей и др.; управление кризисными ситуациями и т.д.[23]

В составе рекламных технологий выделяются следующие их виды: аудиореклама – радиорепортажи, рекламные обращения, беседы; видеореклама – телезаставки, теледебаты, видеоролики и т.д.; распространение информационно-аналитических рекламных сообщений – публикация брошюр, статей, обзоров, интервью и т.д.; наружная реклама – афиши, транспаранты, рекламные щиты, листовки, надписи на стенах и т.д.; печатно-изобразительная реклама – плакаты, открытки, письма, обращения, календари, визитные карточки и т.д.; прямая почтовая реклама – рассылка почтовых сообщений конкретным потенциальным покупателям, избирателям и т.д.; распространение рекламных сувениров; компьютеризованные формы рекламы (Интернет, специальные информационные программы) и т.д.

Информационные технологии науки обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе широкого спектра математических методов и моделей. Обучающие информационные технологии используются для подготовки специалистов, при переподготовке и повышении квалификации работников. Информационные технологии в медицине используются для диагностики и лечения самых различных заболеваний. В зависимости от типа предметной области в соответствующих информационных технологиях преобладают чисто расчетные задачи, математическое моделирование, информационное взаимодействие с другими системами управления, справочные или тематические запросы, процедуры идентификации и т.д. Могут использоваться специфичные алгоритмы обработки информации. Назначение, идеологию, структуру всех видов информационных технологий и систем, независимо от их вида, определяет человек.

Организационной формой,своего рода средойдляреализации набора информационных технологий управления является информационная система. Информационную систему не следует отождествлять с системой управления. Система управления включает в себя информационную систему как составную часть: информационная система предназначена для эффективного обеспечения информацией субъектов и объектов управления. По масштабам использования различаются: государственные, региональные, муниципальные информационные системы; информационные системы предприятий, учреждений, организаций; информационные системы индивидуального пользования.

По месту, занимаемому в системе государственного управления:

- информационные системы федерального значения – предназначены для информационного обслуживания аппарата административного управления центральных министерств и ведомств. Системы этого уровня используются, в частности, в подразделениях министерств и ведомств на местах во всех регионах страны;

- информационные системы регионального значения, иначе говоря, территориальные (региональные) системы – предназначены для информационного обслуживания управленческого аппарата региональных органов власти, а также управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории;

- информационные системы муниципального значения, иначе говоря, муниципальные системы - предназначены для информационного обслуживания управленческого аппарата муниципальных органов власти, используются в органах местного самоуправления.

Особенности закономерностей, действующих в информационных технологиях, определяются, главным образом, спецификой информации как ресурса, а также особенностями объекта информационной технологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.014 с.)