Тема 2. Одическая поэзия М.В. Ломоносова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Одическая поэзия М.В. Ломоносова.



Количество часов – 2.

Цель занятия: выявить особенности поэтической манеры Ломоносова, его стиля «высокого парения», анализируя хвалебные, научные, философские оды.

План занятия:

1. Место оды в системе жанров классицизма.

2. Специфика жанра оды в творчестве Ломоносова:

а) программный характер од Ломоносова и авторская позиция в них;

б)центральная идея всего одического творчества Ломоносова, ее типичность для русской литературы и общественного сознания.

3. Тематика од.

4. Принципы изображения человека в одах Ломоносова.

5. Поэтико-стилистические особенности оды как «высокого жанра»: принципы построения поэтического образа оды, роль античных и библейских образов, изобразительные средства, звукопись, синтаксис.

Список практических заданий:

1. Выписать из литературоведческих словарей определение жанра оды, выяснить его особенности и место в системе жанров классицизма. По тексту «Эпистолы о стихотворстве» А.П. Сумарокова определить, как характеризует автор жанр оды.

2. Подобрать текстовый материал в соответствии с темой «Стилистические функции славянизмов в оде 1747 года Ломоносова».

3. Подготовить сообщения на темы:

а) «Эстетические установки Ломоносова в «Разговоре с Анакреоном»;

б) «Место Петра I в одической поэзии Ломоносова»;

в) «Одическая поэзия предшественников Ломоносова» (панегирическая поэзия петровского времени, оды В.К. Тредиаковского и др.).

Вопросы для обсуждения:

1. Ода в системе жанров русского классицизма. Обязательные элементы одической формы и содержания. Роль поэта в оде.

2. Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года»:

а) понятие «оды-рекомендации»; события российской действительности, повлиявшие на тематику оды;

б) основные темы, их развитие в оде;

в) роль и специфика выражения авторского «я» в оде, художественно-риторические средства передачи «поэтического восторга»;

г) образы античной мифологии, аллегорические образы; обилие поэтических тропов, их художественная функция и своеобразие;

д) стилистические особенности ломоносовской оды как «высокого» жанра.

 

 

Список литературы:

I. Тексты

1. «Разговор с Анакреоном».

2. «Ода на прибытие ее величества великия государыни императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации».

3. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

4. «Ода на взятие Хотина».

 

II. Исследования и пособия

1. Благой Д.Д. История русской литературы ХVIII века. – М., 1960. – С. 143-185.

2. Западов А.В. Отец русской поэзии. О творчестве Ломоносова. – М., 1961 (гл.II, гл.III, гл.IХ).

3. Западов А.В. Поэты ХVIII века: Литературные очерки. – М., 1977

4. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли ХVIII века. – Л., 1968. – С.42-69.

5. Куприянова Е.В., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1976. – С.128-137.

6. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1978.

7. Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов: Очерк жизни и поэтического творчества. – М., 1969.

8. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 227-252.

 

 

Тема 3. Жанр трагедии в литературе русского классицизма.

Количество часов – 2.

Цель занятия: выявить особенности жанра трагедии в литературе русского классицизма на примере произведений Ломоносова, Сумарокова и Княжнина.

План занятия:

Определение трагедии как жанра.

Новаторство М.В. Ломоносова в трагедии «Тамира и Селим» (критерий автора в определении качеств положительного героя, композиция, язык, стих).

Своеобразие трагического конфликта в трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» (тираноборческая направленность, политический дидактизм, приемы построения характеров и способы выражения авторской позиции в трагедии).

Позиция автора в споре о формах правления в трагедии «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина (исторический сюжет как средство решения спора о формах правления государством, система образов, роль финала трагедии в раскрытии авторской позиции).

 

Список практических заданий:

1. По тексту «Эпистолы о стихотворстве» проследить, как характеризует А.П. Сумароков задачи и специфику жанра трагедии.

2. Подготовить сообщения: «Поэтико-стилистические особенности трагедии как высокого жанра (на материале филологических трудов и творчества М.В. Ломоносова)»; «Своеобразие трагического конфликта в драматургии А.П. Сумарокова».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Историческая основа трагедии, ее политический и философский подтекст.

2. Характер историзма в русской классицистической драматургии.

 

Список литературы:

I. Тексты

1. Ломоносов М.В. Тамира и Селим.

2.Сумароков А.П. Димитрий Самозванец.

3. Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский.

II. Исследования и пособия

1. История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. – Л., 1982.

2. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия ХVII- ХVIII веков. – М., 1988.

3. Кулакова Л.И. Жизнь и творчество Я.Б. Княжнина // Княжнин Я.Б. Избранные произведения. – Л., 1961.

4. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. – Л., 1981.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.008 с.)