История Русской литературы. XVIII век 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Русской литературы. XVIII век



ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. XVIII ВЕК

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

1. Русская литература ХVIII в. как литература нового времени, непрерывность национальных литературных традиций. Периодизация русской литературы ХVIII в.

2. Общественно-культурная жизнь России петровского времени (просвещение, образование, журналистика).

3. Стихотворство, театр и драматургия петровской эпохи.

4. Переходные явления в русской литературе ХVII в. – первой четверти ХVIII в. Повести петровского времени.

5. Личность Феофана Прокоповича, его государственная и литературная деятельность.

6. Классицизм как направление и художественный метод. Особенности русского классицизма. Теоретические трактаты русского классицизма периода становления.

7. Сатиры А.Д. Кантемира. Проблематика, идейная направленность, жанрово-композиционное своеобразие. В.Г. Белинский об А.Д. Кантемире.

8. Литературное творчество В.К. Тредиаковского.

9. Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова.

10. Драматургия М.В. Ломоносова («Тамира и Селим»).

11. Научно-философская лирика М.В. Ломоносова. Проблематика, жанровое своеобразие и художественные особенности. Антиклерикальная сатира «Гимн бороде».

12. Жанровое своеобразие лирики А.П. Сумарокова. Сатиры «Хор ко превратному свету», «О благородстве».

13. А.П. Сумароков – основоположник национальной драматургии. Трагедийное творчество. Трагедия «Димитрий Самозванец» как образец политической трагедии русского классицизма.

14. Комедия и ее место в системе жанров классицизма. Комедии А.П. Сумарокова («Опекун», «Тресотиниус», «Рогоносец по воображению»). Анализ одной из пьес.

15. Журналистика 1769-1774 гг.

16. Сатирические журналы («Трутень», «Живописец», «Кошелек») Н.И. Новикова.

17. Русская драматургия второй половины XVIII века. Жанр трагедии в творчестве Н.П. Николева и Я.Б. Княжнина.

18. Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский» как лучшая тираноборческая трагедия XVIII века.

19. Сатирические произведения Д.И. Фонвизина («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим…», «Всеобщая придворная грамматика»).

20. Драматургия Д.И. Фонвизина. Анализ идейных и художественных особенностей комедии «Бригадир».

21. «Недоросль» Д.И. Фонвизина как первая русская социально-политическая комедия: жанр, проблематика, поэтика. Своеобразие метода Фонвизина-драматурга.

22. Драматургический конфликт, композиция, художественный метод и предмет сатиры в комедии «Ябеда» В.В. Капниста.

23. Русская комическая опера, своеобразие жанра. Творчество М. Попова, А. Аблесимова, М. Матинского, Н. Николева.

24. Пути развития поэзии второй половины ХVIII в. Творчество В.И. Майкова, М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова, И.Ф. Богдановича, И.И. Дмитриева.

25. Общие тенденции развития русской прозы второй половины XVIII века. Творчество Ф. Эмина и М. Чулкова.

26. Гражданские оды Г.Р. Державина.

27. Философская поэзия Г.Р. Державина.

28. Анакреонтическая лирика Г.Р. Державина.

29. Шутотрагедия И.А. Крылова «Подщипа», ее проблематика и поэтика.

30. Литературная деятельность И.А. Крылова.

31. Творчество И.И. Хемницера. Жанр басни в русской литературе XVIII века.

32. Сентиментализм как метод и направление в русской литературе ХVIII в. Этапы развития.

33. А.Н. Радищев. Этапы творческого пути.

34. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Проблематика книги.

35. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Тематика и композиция книги.

36. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Образная система и жанр книги.

37. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Проблема художественного метода книги.

38. Н.М. Карамзин. Литературная деятельность. Классификация повестей писателя.

39. Лирика Н.М. Карамзина.

40. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как образец сентиментальной прозы.

41. Исторические повести Н.М. Карамзина («Марфа-посадница», «Наталья, боярская дочь»). Историзм автора и художественный метод произведений.

42. Предромантические тенденции в творчестве Н.М. Карамзина (повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»).

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

1. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли».

2. «История об Александре, российском дворянине».

3. Феофан Прокопович: Трагедокомедия «Владимир». «Творцу сатиры «К уму своему». «Плачет пастушок в долгом ненастии».

4. А.Д. Кантемир: Сатира I. «На хулящих учение. К уму своему». Сатира II. «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений». Сатира VII. «К князю Никите Юрьевичу Трубецкому. О воспитании». «Письмо Харитона Макентина о сложении стихов русских».

5. В.К. Тредиаковский: «Стихи похвальные России». «Песенка любовна». «Тилемахида» (отрывки). «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».

6. М.В. Ломоносов: «Разговор с Анакреоном». «Ода на взятие Хотина». «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества Елисаветы Петровны, 1747 года». «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». «Утреннее размышление о божием величестве». «Письмо о пользе стекла». «Гимн бороде». «Случились вместе два астронома в пиру». «Тамира и Селим». «Петр Великий». «Письмо о правилах российского стихотворства».

7. А.П. Сумароков: «Эпистола о стихотворстве». «Димитрий Самозванец». «Рогоносец по воображению». «О благородстве». «Хор ко превратному свету». Басни и любовные песни (по выбору студента).

8. М.М. Херасков: «Россияда» (отрывки). «Чесменский бой» (отрывки).

9. В.И. Лукин: «Мот, любовью исправленный».

10. М.Д. Чулков: «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины».

11. М.И. Попов: «Анюта».

12. В.И. Майков: «Елисей, или Раздраженный Вакх».

13. Н.И. Новиков: «Отписки крестьянские и помещичий указ ко крестьянам». «Отрывок путешествия в…И…Т». «Письма к Фалалею».

14. Д.И. Фонвизин: «Лисица-казнодей». «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». «Бригадир». «Недоросль».

15. Я.Б. Княжнин: «Хвастун», «Вадим Новгородский».

16. И.Ф. Богданович: «Душенька».

17. В.В. Капнист: «Обуховка», «Ябеда».

18. И.И. Хемницер: Басни (по выбору студента).

19. М.Н. Муравьев:. Лирика. Баллады (по выбору студентов).

20. Г.Р. Державин: «На смерть князя Мещерского». «Властителям и судиям». «Фелица». «Бог». «Видение мурзы». «На счастие». «Вельможа». «Водопад». «Приглашение к обеду». «Соловей». «Памятник». «Похвала сельской жизни». «К самому себе». «Русские девушки». «Свобода». «Снигирь». «Лебедь». «Евгению. Жизнь Званская». «Река времен в своем стремленьи…»

21. И.И. Дмитриев: Стихотворения и басни (по выбору студента).

22. Н.М. Карамзин: Стихотворения (по выбору студента). «Фрол Силин, благодетельный человек». «Бедная Лиза». «Наталья, боярская дочь». «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». «Остров Борнгольм». «Сиерра-Морена».

23. А.Н. Радищев: «Вольность». «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?…» «Осмнадцатое столетие». «Журавли». «Путешествие из Петербурга в Москву».

24. И.А. Крылов: «Каиб». «Подщипа».

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНИТИЯ

Количество часов – 2.

Цель занятия: выявить жанровую специфику сатир А. Кантемира, определить их место в русской литературе XVIII века, проанализировать художественные особенности сатир Кантемира.

План занятия:

1. Сатира как один из поэтических жанров в системе жанров классицизма. Два значения термина «сатира». Причины обращения Кантемира к этому жанру.

2. Обличение общественных пороков, пропаганда просветительских идеалов, публицистическая направленность сатир Кантемира.

3. Особенности композиции сатир (их художественная организация, изображение социально-бытовых типов и способы типизации, место личности автора в художественной системе сатир). Авторские комментарии к сатирам и их роль.

4. Значение творчества Кантемира в развитии русской сатиры.

 

Список практических заданий:

1. Найти в тексте «Эпистолы о стихотворстве» А.П. Сумарокова и выписать строки, характеризующие жанр сатиры. Выписать определение понятия «сатира» из «Краткой литературной энциклопедии», или «Литературного энциклопедического словаря», или из «Словаря литературных терминов».

2. Составить конспект статьи В.Г. Белинского о Кантемире.

3. Рассмотреть, как в сатирах Кантемира реализуются принципы изображения характеров, присущие эстетике классицизма.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сатира и ее задачи в понимании Кантемира («Предисловие к сатирам»).

2. Сатира «На хулящих учения. К уму своему». Идейно-композиционные особенности:

а) определите границы и тему «вступления» и «заключения» сатиры, кто (что) является объектом сатирического обличения, каковы особенности построения «основной части»;

б) система персонажей: «типы» противников просвещения; принципы создания образов в сатире;

в) «примечания» к сатире, их функция;

г) «техника убеждения» в сатире (антитезы, риторические фигуры, повторения, пословицы, сентенции и др.). Как проявляет себя авторская позиция?

3. Сатира «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений». Авторские идеалы и объекты сатирического отрицания:

а) конфликт «новизны» и «старины» в сатире: как и в чем он проявляется?

б) авторское понимание «благородства»;

в) нраво- и бытоописательные картины в сатире, их функция.

4. Сатира «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому». Жанровые особенности:

а) в чем своеобразие построения, пафоса, художественных средств сатиры?

б) насколько интонационно разнообразна сатира?

в) основные педагогические идеи Кантемира.

5. Значение творческой деятельности Кантемира для развития сатиры в России.

 

Список литературы:

I. Тексты

1. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. – Л., 1956.

2. Русская литература ХVIII в.: 1700-1775. Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. – М., 1979. – С. 59-82.

II. Исследования и пособия

1. Белинский В.Г. Кантемир // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.8. – М., 1955 (или любое издание).

2. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986.

3. Стенник Ю.В. Русская сатира ХVIII в. – Л., 1985.

4. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973.

5. ХVIII в.: Сб. 5 – М-Л., 1962 (см. статьи о Кантемире).

6. Западов А.В. Поэты ХVIII в. – М., 1984.

7. Русская литература ХVIII в.: Словарь – справочник / Под ред. В.И. Федорова. – М., 1997.

8. Соответствующие главы учебников.

Количество часов – 2.

Цель занятия: выявить особенности поэтической манеры Ломоносова, его стиля «высокого парения», анализируя хвалебные, научные, философские оды.

План занятия:

1. Место оды в системе жанров классицизма.

2. Специфика жанра оды в творчестве Ломоносова:

а) программный характер од Ломоносова и авторская позиция в них;

б)центральная идея всего одического творчества Ломоносова, ее типичность для русской литературы и общественного сознания.

3. Тематика од.

4. Принципы изображения человека в одах Ломоносова.

5. Поэтико-стилистические особенности оды как «высокого жанра»: принципы построения поэтического образа оды, роль античных и библейских образов, изобразительные средства, звукопись, синтаксис.

Список практических заданий:

1. Выписать из литературоведческих словарей определение жанра оды, выяснить его особенности и место в системе жанров классицизма. По тексту «Эпистолы о стихотворстве» А.П. Сумарокова определить, как характеризует автор жанр оды.

2. Подобрать текстовый материал в соответствии с темой «Стилистические функции славянизмов в оде 1747 года Ломоносова».

3. Подготовить сообщения на темы:

а) «Эстетические установки Ломоносова в «Разговоре с Анакреоном»;

б) «Место Петра I в одической поэзии Ломоносова»;

в) «Одическая поэзия предшественников Ломоносова» (панегирическая поэзия петровского времени, оды В.К. Тредиаковского и др.).

Вопросы для обсуждения:

1. Ода в системе жанров русского классицизма. Обязательные элементы одической формы и содержания. Роль поэта в оде.

2. Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года»:

а) понятие «оды-рекомендации»; события российской действительности, повлиявшие на тематику оды;

б) основные темы, их развитие в оде;

в) роль и специфика выражения авторского «я» в оде, художественно-риторические средства передачи «поэтического восторга»;

г) образы античной мифологии, аллегорические образы; обилие поэтических тропов, их художественная функция и своеобразие;

д) стилистические особенности ломоносовской оды как «высокого» жанра.

 

 

Список литературы:

I. Тексты

1. «Разговор с Анакреоном».

2. «Ода на прибытие ее величества великия государыни императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации».

3. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

4. «Ода на взятие Хотина».

 

II. Исследования и пособия

1. Благой Д.Д. История русской литературы ХVIII века. – М., 1960. – С. 143-185.

2. Западов А.В. Отец русской поэзии. О творчестве Ломоносова. – М., 1961 (гл.II, гл.III, гл.IХ).

3. Западов А.В. Поэты ХVIII века: Литературные очерки. – М., 1977

4. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли ХVIII века. – Л., 1968. – С.42-69.

5. Куприянова Е.В., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1976. – С.128-137.

6. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1978.

7. Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов: Очерк жизни и поэтического творчества. – М., 1969.

8. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 227-252.

 

 

Количество часов – 2.

Цель занятия: выявить особенности жанра трагедии в литературе русского классицизма на примере произведений Ломоносова, Сумарокова и Княжнина.

План занятия:

Своеобразие трагического конфликта в трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» (тираноборческая направленность, политический дидактизм, приемы построения характеров и способы выражения авторской позиции в трагедии).

Позиция автора в споре о формах правления в трагедии «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина (исторический сюжет как средство решения спора о формах правления государством, система образов, роль финала трагедии в раскрытии авторской позиции).

 

Список практических заданий:

1. По тексту «Эпистолы о стихотворстве» проследить, как характеризует А.П. Сумароков задачи и специфику жанра трагедии.

2. Подготовить сообщения: «Поэтико-стилистические особенности трагедии как высокого жанра (на материале филологических трудов и творчества М.В. Ломоносова)»; «Своеобразие трагического конфликта в драматургии А.П. Сумарокова».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Историческая основа трагедии, ее политический и философский подтекст.

2. Характер историзма в русской классицистической драматургии.

 

Список литературы:

I. Тексты

1. Ломоносов М.В. Тамира и Селим.

2.Сумароков А.П. Димитрий Самозванец.

3. Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский.

II. Исследования и пособия

1. История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. – Л., 1982.

2. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия ХVII- ХVIII веков. – М., 1988.

3. Кулакова Л.И. Жизнь и творчество Я.Б. Княжнина // Княжнин Я.Б. Избранные произведения. – Л., 1961.

4. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. – Л., 1981.

Количество часов – 2.

Цель занятия: дать характеристику журналов екатерининской эпохи (1769-1774 гг.); уяснить место Н.И. Новикова и его журналов в истории русской журналистики.

План занятия:

1. Общественно-политическая ситуация в России конца 1760-х – начала 1770-х годов и ее влияние на развитие литературного процесса.

2. В каких публикациях журналов «Всякая всячина» и «Трутень» изложены сатирические программы их издателей (дата, номер листка, название публикации). Суть данных программ.

3. Позиция «Трутня» в крестьянском вопросе («Копия с отписок крестьян к помещику Григорию Сидоровичу» и «Копия с помещичьего указа»).

4. Постановка и решение крестьянского вопроса в журнале «Живописец» («Отрывок путешествия в … И … Т …»; «Письма к Фалалею»). Проблема авторства произведений в современном литературоведении.

5. Оценка Добролюбовым «золотого века» Екатерины. Критик о характере и значении сатиры в XVIII веке.

 

Список практических заданий:

1. Охарактеризовать разнообразные сатирические жанры, представленные в журналах Новикова.

2. Подготовить сообщение на тему: «Проблема авторства «Отрывка путешествия в … И… Т…» в современном литературоведении».

3. Составить конспект статьи Добролюбова «Русская сатира в век Екатерины».

 

 

Список литературы:

1. Русская проза XVIII века. Т I. – М.-Л., 1950.

2. Сатирические журналы Н.М. Новикова. – М.-Л., 1951.

3. Бабкин Д.С. К раскрытию тайны «Живописца» // Русская литература. – 1974. – № 4. – С. 109- 117.

4. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. – М.-Л, 1952.

5. Западов А.В. Русская журналистика XVIII в. – М., 1974.

6. XVIII век: Сб. XI. Новиков и общественно-литературное движение его времени. – Л., 1974.

7. Добролюбов Н.А. Русская сатира в век Екатерины (любое издание).

8. Лихоткин Г.А. Об авторстве «Отрывка путешествия в… И… Т…» // Русская литература. – 1988. – № 1. – С. 150- 161.

 

 

Количество часов – 2.

Цель занятия: проанализировать роль творчества Фонвизина-комедиографа в русском литературном процессе; дать анализ комедии «Недоросль» как комедии нового типа; выявить основные спорные точки зрения на проблему творческого метода Фонвизина.

План занятия:

1. Своеобразие драматического конфликта и сюжета комедии.

2. Действующие лица комедии.Решение Д.И. Фонвизиным проблемы положительного героя.

3. Проблематика пьесы.

а.) Проблема воспитания. Смысл названия комедии. Истинное и ложное воспитание, обучение, отношения в семье.

б.) Проблема крепостничества. Помещичий произвол; оппозиция произволу дворян-крепостников; вопрос об отношении дворян к службе.

 

Список практических заданий:

1. Повторить материал об особенностях классицистической комедии (ее месте в системе жанров, типах комедии, правиле «трех единств», способах изображения действующих лиц).

2. Написать конспект статьи Н.А. Добролюбова «Русская сатира в век Екатерины», сосредоточив внимание на оценке Добролюбовым «золотого века» Екатерины (выписать факты, приведенные критиком с целью опровергнуть утвердившееся мнение о поре правления Екатерины II как о «золотом веке») и определении Добролюбовым характера и значения сатиры XVIII века.

3. Подготовить сообщения на темы: «История создания пьесы «Недоросль»; «Споры о художественном методе комедии Фонвизина «Недоросль»; «Общественно-историческая значимость пьесы Фонвизина «Недоросль».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблематика и развитие конфликта в пьесе.

2. Принципы построения образов (типизация, индивидуализация, мотивированность поведения, речевая характеристика) и особенности «группировки» героев.

3. Характеристика основных персонажей пьесы:

а) образ Простаковой – помещицы-«презлой фурии», жены, матери, сестры. Ее жизненные цели, идеалы и способы их достижения. Сатирические средства создания образа (комические ситуации, «саморазоблачение», «зоологизация», поведение, речь и пр.). Можно ли говорить о неоднозначности образа и авторского отношения к нему?

б) Тарас Скотинин как «свинская натура». Каков ведущий сатирический прием создания этого образа?

в) выразительность образа Еремеевны;

г) образ Митрофанушки, его место в комедии;

д) положительные герои пьесы: что их объединяет? Отражение просветительских идеалов и иллюзий автора в этико-политической «программе» Стародума;

е) средства создания образов «учителей» Митрофанушки.

4. Смысл названия комедии.

5. Специфика жанра пьесы.

 

Список литературы:

I.Текст

Фонвизин Д.И. Недоросль (любое издание).

II. Исследования и пособия

1. Добролюбов Н.А. Русская сатира в век Екатерины // Собр. соч.: В 9-ти т. Т.5. – М., 1962. – С. 313-401.

2. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина (опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990. – С. 341 - 363.

3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до конца XVIII века. – 1977.

4. Берков Г.Н. История русской комедии XVIII. века. – Л., 1977. – С. 222 -243.

5. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. Творческий путь. –М.-Л., 1966.

6. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1978.

7. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1968. – С. 227- 253.

8. Макогоненко Г.П. Д.И. Фонвизин. Творческий путь. – М.-Л., 1961. – С. 238-287.

9. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. – М., 1954. – С. 151- 198.

10. Пигарев К.В. Истинно общественная комедия // Вершины. – Л., 1978. – Сб. 1.

11.Стенник Ю.В. К вопросу о реализме в русской литературе XVIII века // Русская литература. – 1982. – № 4.

 

 

Количество часов – 4.

Цель занятия: познакомить студентов с творчеством Н.М. Карамзина – зачинателя русской прозы, акцентировав внимание на жанре повести; выявить своеобразие мировоззрения Н. Карамзина – сентименталиста, дать анализ повестей Карамзина: сентиментальных, условно-исторических, предромантических.

План занятия:

1. «Бедная Лиза» как типическое произведение сентиментального направления (сюжет повести, особенности конфликта, приемы построения характеров, функции пейзажа, язык и стиль).

2.Художественное своеобразие повести Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (сентиментализм или неоклассицизм, республика или монархия).

3. Предромантические тенденции в повестях «Остров Борнгольм» и «Сиерра — Морена» (новые тенденции в творчестве Н.М. Карамзина в середине 90-х годов, отход от национальной тематики, усвоение традиционных мотивов и образов мировой предромантической литературы).

 

Список практических заданий:

1. Подобрать текстовый материал к теме: «Многообразие функций пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

2. Подготовить сообщения на темы: «Сентиментализм как литературное направление и художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма»; «Сопоставительный анализ повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина и глав «Едрово» и «Пешки» из «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева»; «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина на сцене театра»; «Историческая концепция Н.М. Карамзина».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основной конфликт и проблематика повестей.

2. Смысл и способы противопоставления образов Лизы и Эраста и сопоставления образов влюбленных в «Острове Борнгольм».

3. Особенности сюжетостроения повестей «Бедная Лиза» и «Остров Борнгольм»: динамика развития действия; функции авторских «отступлений» и внесюжетных элементов, их соотношение с фабулой и описательными частями. «Лирическая» и «таинственная» манеры повествования в произведениях.

4. Образ повествователя, его роль в повествовании, формы объективации образа, способы выявления авторской позиции.

5. Приемы психологического анализа в повестях и их художественная функция (подобрать примеры).

 

Список литературы:

I.Тексты

Карамзин Н.М. Бедная Лиза; Марфа Посадница, или Покорение Новгорода; Остров Борнгольм; Сиерра-Морена.

II. Исследования и пособия

1. Ключевский В.О. Н.М. Карамзин // Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990. – С. 488-490.

2. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. – Л., 1969. – Сб. 8.

3. Ковалевская Е.Г. Анализ текста повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Язык писателей XVIII века. – Л., 1981.

4. Кросс А. Разновидности идиллии в творчестве Карамзина // XVIII век. – Л., 1969. – Сб.8.

5. Орлов П.А. Русская сентиментальная проза // Русская сентиментальная повесть. – М., 1979.

6. Флоринская Ю.Ф. О художественном методе повести Карамзина «Марфа Посадница» // XVIII век. – Л., 1969. – Сб. 8.

7. Эйхенбаум Б.М. Карамзин // О прозе. – Л., 1969.

 

 

Количество часов – 2.

Цель занятия: познакомить студентов с главной книгой А.Н. Радищева, сконцентрировать внимание на идейно-тематическом анализе произведения и спорах вокруг метода книги Радищева в современном литературоведении.

План занятия:

1. Творческая история «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

2. Композиция произведения, тематика глав книги Радищева.

3. Основные проблемы, поднимаемые в «Путешествии…».

4. Жанровое своеобразие произведения Радищева.

5. Художественный метод изображения действительности в «Путешествии…».

 

Список практических заданий:

1. Составить картотеку учебной, критической и исследовательской литературы о Радищеве, расположив по разделам: жизнь Радищева, его творчество, проблемы анализа отдельных произведений. Включить в картотеку статьи литературоведческих журналов «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки», «Литература в школе» и др.

2. Определить тему и сюжетное развитие каждой главы «Путешествия…»; принципы построения глав; выявить использованные автором различные жанры (выполнить в письменном виде).

3. Подобрать текстовым материал к теме: «Тема революции и революционные призывы в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева».

4. Подготовить сообщение на темы: «Прототипы персонажей «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева»; «Форма утопии в главах «Спасская полесть», «Выдропуск» «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Структура повествования в «Путешествии…»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания.

2. Проблема автора и героя.

3. Литературно-ассоциативный фон сюжета.

4. Особенности сюжетосложения и композиции.

Список литературы:

I.Текст

1. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.

 

II. Исследования и пособия

1. Берков П.Н. Некоторые спорные вопросы современного изучения жизни и творчества А.Н. Радищева // XVIII век. – М.-Л., 1959. – Сб. 4.

2. Державина О.А. Язык художественной прозы А.Н. Радищева // Русская речь. – 1974. – №4. – С. 18-24.

3. Западов В.А. Пять загадок радищевской текстологии: Работа А.Н. Радищева над «Путешествием...» // Русская литература. – 1981. – № 2. – С.131-149.

4. Илюшин А.А. Язык и стиль Радищева (О «Путешествии из Петербурга в Москву») // Русский язык в школе. – 1969. – № 6. – С. 4 - 7.

5. Кулакова Л.И. Западов В.А. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – Л., 1974.

6. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1968.

7. Максимов Л.Ю. Славянизмы в языке «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Русский язык в школе. – 1969. – № 6. – С. 8-15.

8. Орлов П.А. История русской литературы XVIII в. – М., 1990.

9. Прийма Ф.Я. К спорам о Радищеве // Русская литература. – 1980. – № 1.

10. Стенник Ю.В. К вопросу о реализме в русской литературе XVIII века // Русская литература. – 1982. – № 4.

11. Татаринцев А.Т. Пути и судьбы книги А.Н. Радищева // Русская литература. – 1977. – № 3. – С. 77-86.

 

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. XVIII ВЕК

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

1. Русская литература ХVIII в. как литература нового времени, непрерывность национальных литературных традиций. Периодизация русской литературы ХVIII в.

2. Общественно-культурная жизнь России петровского времени (просвещение, образование, журналистика).

3. Стихотворство, театр и драматургия петровской эпохи.

4. Переходные явления в русской литературе ХVII в. – первой четверти ХVIII в. Повести петровского времени.

5. Личность Феофана Прокоповича, его государственная и литературная деятельность.

6. Классицизм как направление и художественный метод. Особенности русского классицизма. Теоретические трактаты русского классицизма периода становления.

7. Сатиры А.Д. Кантемира. Проблематика, идейная направленность, жанрово-композиционное своеобразие. В.Г. Белинский об А.Д. Кантемире.

8. Литературное творчество В.К. Тредиаковского.

9. Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова.

10. Драматургия М.В. Ломоносова («Тамира и Селим»).

11. Научно-философская лирика М.В. Ломоносова. Проблематика, жанровое своеобразие и художественные особенности. Антиклерикальная сатира «Гимн бороде».

12. Жанровое своеобразие лирики А.П. Сумарокова. Сатиры «Хор ко превратному свету», «О благородстве».

13. А.П. Сумароков – основоположник национальной драматургии. Трагедийное творчество. Трагедия «Димитрий Самозванец» как образец политической трагедии русского классицизма.

14. Комедия и ее место в системе жанров классицизма. Комедии А.П. Сумарокова («Опекун», «Тресотиниус», «Рогоносец по воображению»). Анализ одной из пьес.

15. Журналистика 1769-1774 гг.

16. Сатирические журналы («Трутень», «Живописец», «Кошелек») Н.И. Новикова.

17. Русская драматургия второй половины XVIII века. Жанр трагедии в творчестве Н.П. Николева и Я.Б. Княжнина.

18. Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский» как лучшая тираноборческая трагедия XVIII века.

19. Сатирические произведения Д.И. Фонвизина («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим…», «Всеобщая придворная грамматика»).

20. Драматургия Д.И. Фонвизина. Анализ идейных и художественных особенностей комедии «Бригадир».

21. «Недоросль» Д.И. Фонвизина как первая русская социально-политическая комедия: жанр, проблематика, поэтика. Своеобразие метода Фонвизина-драматурга.

22. Драматургический конфликт, композиция, художественный метод и предмет сатиры в комедии «Ябеда» В.В. Капниста.

23. Русская комическая опера, своеобразие жанра. Творчество М. Попова, А. Аблесимова, М. Матинского, Н. Николева.

24. Пути развития поэзии второй половины ХVIII в. Творчество В.И. Майкова, М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова, И.Ф. Богдановича, И.И. Дмитриева.

25. Общие тенденции развития русской прозы второй половины XVIII века. Творчество Ф. Эмина и М. Чулкова.

26. Гражданские оды Г.Р. Державина.

27. Философская поэзия Г.Р. Державина.

28. Анакреонтическая лирика Г.Р. Державина.

29. Шутотрагедия И.А. Крылова «Подщипа», ее проблематика и поэтика.

30. Литературная деятельность И.А. Крылова.

31. Творчество И.И. Хемницера. Жанр басни в русской литературе XVIII века.

32. Сентиментализм как метод и направление в русской литературе ХVIII в. Этапы развития.

33. А.Н. Радищев. Этапы творческого пути.

34. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Проблематика книги.

35. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Тематика и композиция книги.

36. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Образная система и жанр книги.

37. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Проблема художественного метода книги.

38. Н.М. Карамзин. Литературная деятельность. Классификация повестей писателя.

39. Лирика Н.М. Карамзина.

40. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как образец сентиментальной прозы.

41. Исторические повести Н.М. Карамзина («Марфа-посадница», «Наталья, боярская дочь»). Историзм автора и художественный метод произведений.

42. Предромантические тенденции в творчестве Н.М. Карамзина (повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.221 с.)