Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие экономики фрг в 70-90 гг. XX ст.
В первой половине 70-х годов структура промышленного производства, которая характеризовалась преимуществом традиционных отраслей: угледобыча, металлургии, судостроения, слабым развитием инфраструктуры и низкой судьбой сферы услуг, стала сдерживать развитие экономики. Ситуацию осложнил рост мировых цен на нефтепродукты в 1973 году тот кризис 1973-1975 гг., который вызывал значительный спад производства. Противодействием этим явлениям стала постепенная структурная перестройка промышленности. Стимулировалось развитие электроники, точного машиностроения, автостроения. Внедрялись наукоемкие ресурсосберегающие технологии, электровычислительные машины, работы, лазерная техника, микропроцессоры, новейшие системы связи. Структурные изменения и обновления материально-технической базы промышленности способствовали последующему росту производительности труда и конкурентоспособности немецких товаров. Позитивные результаты стали следствием объединенных усилий предприятий и правительства. Государственная регуляция экономического развития осуществлялась за помощью средне- и долгосрочного планирования, системы кредитно-налогового влияния, разного рода поощрительных льгот. При поддержке правительства существенным фактором поступательного развития стала эволюция малого и среднего бизнеса. Положительно повлиял и процесс переноса филиалов предприятий в зарубежные страны с дешевой рабочей силой. Это способствовало снижению расходов и соответственно -собівартості продукции. Была закончена реконструкция черной металлургии, в результате чего стало преобладать производство высококачественных легированных сталей. В машиностроении существенно вырос удельный вес наукоемкой ресурсосберегающей продукции. Важную роль в развитии немецкой промышленности сыграли капиталовложения США. На ФРГ прихватилось 40% американских инвестиций в Европе. На этих основах в хозяйстве Германии с 1983 г. начинается значительный экономический подъем, который продолжался к началу 90-х годов. В 90-ые годы экономическое развитие Германии осложняется. Усиливается конкуренция США и Японии. Значительно сужаются рынки сбыта в прежних социалистических странах. Существенно осложнило экономическое развитие присоединения Немецкой Демократической Республики. На ее территориях в начале 90-х годов была проведена денационализация и внедрена частная собственность. Переходный период вызывал дезорганизацию производства и его спад на 40%. Он сопровождался закрытием нерентабельных предприятий и безработицей. Правительство ФРГ вынуждено было направить на социальную поддержку восточно-немецкого населения больше 1 триллиона марок. Затраты продолжали расти. Это значительно обременяло бюджет страны и становится главной причиной его дефицитности. Параллельно наблюдался спад производства и в Западной Германии. Ситуация значительно осложнялась тем, что рабочая сила была здесь самой дорогой в Европе. Зарплата достигла 40 % чистой прибыли. Это существенно завышало себестоимость продукции. Кроме того, во ФРГ наиболее высокие налоги. Если в других странах они колеблются в рамках 30-40 %, то в немецкой промышленности -підіймаються до 65 % от нераспределенной прибыли. Это также вызывает значительное подорожание немецких товаров. И в этих условиях предприниматели могут рассчитать только на преимущества качества немецкой продукции, то есть на конкуренцию качества. Кроме того, во ФРГ отсутствующие программы стимулирования инноваций. Преобладают социальные программы. Государство заботится о своих гражданах, и они остаются наиболее социально защищенными в Европе.
Сельское хозяйство Германии обеспечивало ее потребности на 80 %. По уровню механизации и химизации оно занимало одно из первых мест в Европе. В отрасли с 50-х годов развивался процесс концентрации производства. 90 % хозяйств имеют по 50 гектаров земли. Главное направление специализации - животноводство. Один немецкий фермер своим трудом в 90 гг. удерживал 80 лиц. Та себестоимость сельскохозяйственной продукции высока. В области внешней торговли Германия в данный период занимала второе место в мире. ее основными торговыми партнерами были страны Европейского союза. Зарубежные капиталовложения немецких корпораций достигай 309 млрд. марок, в то время как внутренние составили сравнительно скромную величину - 35 млрд. марок.
В конце 90-х годов во ФРГ наблюдался дефицит платежного баланса.
35. Вплив другої світової війни на економіку Франції. Розвиток господарства Франції в 1945-1950 рр. Политика, проводимая правящими кругами Франции во второй половине 30-х гг., привела страну к военной катастрофе. В июне 1940 г. Франция капитулировала и ее экономика была поставлена на службу фашистской Германии. В стране была создана система концентрационных лагерей, свыше 700 тыс. французов фашисты вывезли в Германию на каторжные работы. Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции значительный ущерб, оцениваемый в 1440 млрд франков. Людские потери составили 1100 тыс. человек. Почти на 70 % сократилось промышленное производство, уменьшилась продукция сельского хозяйства, страна лишилась торгового и военного флота. Более 100 тыс. мелких промышленных и торговых предприятий обанкротилось. Страна испытывала острую нехватку промышленного оборудования, сырья, продовольствия, полностью нарушенной оказалась транспортная система. В ходе войны начался распад Французской колониальной империи: независимости добились Индокитай, Сирия и Ливан. Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Временного правительства во главе с Ш. де Голлем. В стране был установлен временный режим, просуществовавший до принятия Конституции Четвертой республики осенью 1946 г. Однако ни у правительства, ни среди предпринимательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. На протяжении 1945 — 1947 гг. были национализированы такие отрасли, как электроэнергетика, добыча угля, газовая промышленность, авиапромышленность, морское судоходство, воздушный транспорт, автомобильные заводы фирмы «Рено», центральное эмиссионное учреждение — Французский банк, четыре крупнейших депозитных банка, сберегательные кассы, страховые компании. Национализация в известной степени способствовала ограничению господства монополий. Немаловажные результаты в первый послевоенный период были достигнуты в области социального законодательства. Так, был принят закон о восстановлении 40-часовой рабочей недели; работа свыше 40 ч в неделю считалась сверхурочной и оплачивалась по повышенным расценкам. Вновь вводились двухнедельные оплачиваемые отпуска для рабочих и трехнедельные — для служащих. Размеры пенсии и семейных пособий увеличились от 80 до 130 %. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех лиц наемного труда, кроме занятых в сельском хозяйстве. С целью стимулирования рождаемости вводилась система семейных пособий. На всех предприятиях и в учреждениях, насчитывавших свыше 50 рабочих, создавались «комитеты предприятий» Некоторые льготы вводились и для работников сельского хозяйства. Правительство предоставляло ссуды крестьянам, хозяйства которых пострадали от военных разрушений. Престарелые крестьяне получили право на пенсию. Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны
В мае 1947 г. процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и США, ознаменовавшее собой начало действия во Франции «плана Маршалла». Согласно «плану Маршалла» Франция в течение ряда лет получала от США продукты, вооружение и крупные денежные субсидии. С этого времени французская экономика оказалась в зависимости от американских кредиторов, которые получили возможность оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Франции. Таким образом, после окончания Второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. Франция присоединилась к «плану Маршалла», что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена.
36. Розвиток економіки Франції в 50-60 рр. XX ст. В 50 — 60-е гг. основное внимание стало уделяться переоснащению промышленности новой техникой. Возникли новые отрасли — атомная, электронная, нефтеперерабатывающая. Стали применяться методы массового, поточного производства. Значительно уменьшился вывоз капитала за границу и стал осуществляться, как правило, в форме производительного, а не ссудного капитала. Стало широко применяться программирование экономики. Еще в 1946 г. был образован Генеральный секретариат по планированию, в задачи которого входила подготовка планов экономического развития. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий план модернизации и реконструкции («план Монне», 1947 — 1953), который был нацелен на модернизацию главным образом национализированного сектора экономики. Второй план (1954 — 1957) сосредоточивал уже внимание на укреплении конкурентоспособности частных фирм. Третий план (1958 — 1961) провозгласил переход от протекционизма к «открытой экономике». 50-е гг. прошли под знаком милитаризации экономики. В 1949 г. Франция вступила в блок НАТО, в 1954 г. — в СЕАТО, в 1955 г. — в Западноевропейский союз. Страна вела военные действия во Вьетнаме (1946 — 1954) и в Алжире (1954 — 1962). Bсe это вызвало огромное увеличение военных расходов и развитие военного производства.
На экономическое положение страны большое влияние оказала начавшаяся западноевропейская интеграция, в которой Франция приняла активное участие. В апреле 1951 г. представители этих шести стран подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС). По существу это был первый шаг к экономической интеграции Западной Европы. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества. Расширение международных экономических связей способствовало быстрому промышленному развитию страны. Крупные изменения произошли и в сельском хозяйстве. Именно в 50-е гг. здесь завершился технический переворот. Возросла концентрация. Сдерживающим фактором в развитии экономики Франции явились небывало высокие темпы инфляции и быстрый рост цен. В конце 50-х гг. в политической жизни Франции произошли крупные изменения. 1 июня 1958 г. премьер-министром был утвержден Ш. де Голль. Главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиления их связей с государством. Предусматривалось быстрое развитие практически всех отраслей промышленности. Позднее эта линия получила название «индустриального императива». Быстрое развитие получают авиация, химическая и автомобильная отрасли, значительно возросло производство счетно-решающих устройств, пластмасс. Создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса: атомная, ракетная, аэрокосмическая. Франция превратилась в третью ядерную державу мира. В то же время участие Франции в европейской экономической интеграции усилило государственно-монополистические тенденции в экономике. Правительство систематически принимало планы экономического и социального развития, охватывавшие среду финансово-экономической и технической политики. Франция стала вторым после США экспортером продовольствия, крупнейшим поставщиком молочных продуктов и вина, единственной в Западной Европе страной, вывозящей зерновые. В 60-е гг. значительно активизировалась внешняя торговля Франции. Таким образом, в 50 — 60-е гг. развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мире по экспорту капитала.
37. Розвиток економіки Франції в 70-90 рр. XX ст. В конце 60-х гг. во Франции сложилась непростая политическая ситуация. Рост цен и инфляции вызвал волну забастовок, одновременно усилилась политическая борьба против режима Ш. де Голля. 27 апреля 1969 г. в стране был проведен референдум. Ш. де Голь ушел в отставку.
С приходом нового правительства была изменена валютно-финансовая политика Франции. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1 % — по отношению к золоту. Одновременно было принято решение о блокировании цен на промышленные и продовольственные товары в течение одного месяца. С конца 1969 по 1971 г. девальвация франка обеспечила Франции значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Решение правительства о девальвации франка сопровождалось выдвижением так называемого плана оздоровления экономики, в котором был взят курс на восстановление «равновесия» в бюджете, в области производства и потребления и "торгового баланса. Предпринятые шаги позволили стабилизировать экономику страны. Однако промышленный подъем оказался недолгим. Осенью 1973 г. арабские государства объявили о повышении цен на добываемую ими нефть в 4 раза. Французские нефтеперерабатывающие компании немедленно повысили розничные цены на бензин и другие нефтепродукты. В стране возник нефтяной и энергетический кризис. Правительство предоставило дополнительные субсидии нефтяным монополиям и выделило большие средства для закупки нефти на мировых рынках. В результате образовался значительный внешнеторговый дефицит и пошатнулись позиции французской валюты. Темпы промышленного производства стали снижаться, а цены постоянно росли. Выход из сложившейся ситуации руководящие круги Франции искали в политике «промышленной переориентации», которая была провозглашена в VII плане экономического и социального развития на 1976 — 1980 гг. Суть ее сводилась к приспособлению хозяйственной структуры страны к новым условиям международной интеграции, созданию транснациональных корпораций, усилению связей с мировым рынком. Ориентация на поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей — автомобильной, авиаракетной, химической, электротехнической, производства сельскохозяйственных продуктов. В этих отраслях начинается слияние монополий на международном уровне. Вместе с тем в промышленности страны, особенно в старых отраслях, большую роль продолжало играть мелкое производство. В сельском хозяйстве продолжалось «вымывание» мелких крестьянских хозяйств. К 80-м гг. Франция стала одним из лидеров по производству пшеницы, занимая по этому показателю второе после США в мире. Ежегодно сбор пшеницы превышал 21 млн т. Первое место страна занимала по производству ячменя. Важное товарное значение имело производство мяса, молока и животного масла. Финансовое положение в стране во второй половине 70-х гг. оставалось достаточно сложным. После отмены пароля над промышленными ценами усилилась инфляция. Противоречивая ситуация сложилась в области внешней торговли. С одной стороны, Франция стала крупным экспортером железной руды, бокситов, стали, алюминия, машин и оборудования, химических продуктов, текстильных изделий, вин, сахара. С другой стороны, торговый баланс Франции в 70-е тт. был неизменно пассивен. Дефицит внешнеторгового баланса сложился в результате снижения конкурентоспособности французских товаров, а также увеличения пассивного сальдо в торговле энергоносителями. Взлет доллара в 1981 — 1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы. Значительно усилились оппозиционные настроения, что привело к победе на президентских и парламентских выборах в 1981 г. блока левых сил. Президентом Франции стал лидер социалистов Ф. Миттеран, премьер-министром — П. Моруа. В течение года, с июня 1981 г. по июнь 1982 г., новая администрация провела более 200 реформ. В первую очередь был Повышен уровень минимальной заработной платы, на 40 — 50 % увеличены размеры пенсий и пособий. Кроме того, вводилась пятая неделя оплачиваемого отпуска, рабочая неделя сократилась до 39 ч при сохранении прежней зарплаты, был принят закон о выходе на пенсию в 60 лет. В октябре 1981 г. правительство П. Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3 %. За девальвацией последовало важное решение правительства о замораживании на 4 месяца цен и зарплаты, кроме минимальной. Среди важнейших реформ, проведенных левыми, на первое место по праву можно поставить закон о национализации, принятый в середине февраля 1982 г. Собираясь вести активную промышленную политику, правительство П. Моруа важное значение придавало контролю за распределением кредита. Поэтому в собственность государства перешли 36 коммерческих и деловых банков, а также две крупнейшие финансовые группы. Банковские средства стали более эффективно использоваться для оказания помощи промышленности. Для ряда отраслей были установлены льготные процентные ставки. Весной 1983 г. мощный экономический и политический нажим провели США и ФРГ с целью заставить французское правительство отказаться от политики ограничения власти монополий. В этих условиях в политике левого правительства произошли серьезные перемены. Была принята «программа из десяти пунктов», которая получила название «план Делора». Предусматривалось увеличение налогов, был объявлен принудительный заем, заморожены ассигнования на социальные нужды, увеличена плата за больничные места, проезд в транспорте, коммунальные услуги и т.д. Одновременно уменьшилось число старых убыточных предприятий, к финансированию государственного сектора стал привлекаться частный капитал. Все это позволило несколько стабилизировать экономику Франции. Однако возобновился рост безработицы. Левый блок стал терять поддержку избирателей, и на состоявшихся в марте 1986 г. выборах большинство получили консерваторы. Было сформировано правительство во главе с Ж. Шираком. Администрация Ж. Ширака также разработала программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Первым, стержневым направлением ее явилась денационализация. Вторым направлением трансформации хозяйственного механизма явилось сокращение масштабов налогообложения. Последняя часть либеральных реформ — дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные Был предусмотрен ряд мер по устранению вмешательства государства в функционирование кредитной системы, проведена постепенная приватизация кредитных учреждений, ликвидированы привилегии при пользовании кредитом, установлены свободные рыночные нормы процента и т.д. В 1986 — 1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г.
38-39. НЕТ
Часть 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.041 с.) |