Развитие экономики фрг в 70-90 гг. XX ст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экономики фрг в 70-90 гг. XX ст.



В первой половине 70-х годов структура промышленного производства, которая характеризовалась преимуществом традиционных отраслей: угледобыча, металлургии, судостроения, слабым развитием инфраструктуры и низкой судьбой сферы услуг, стала сдерживать развитие экономики. Ситуацию осложнил рост мировых цен на нефтепродукты в 1973 году тот кризис 1973-1975 гг., который вызывал значительный спад производства. Противодействием этим явлениям стала постепенная структурная перестройка промышленности. Стимулировалось развитие электроники, точного машиностроения, автостроения. Внедрялись наукоемкие ресурсосберегающие технологии, электровычислительные машины, работы, лазерная техника, микропроцессоры, новейшие системы связи. Структурные изменения и обновления материально-технической базы промышленности способствовали последующему росту производительности труда и конкурентоспособности немецких товаров. Позитивные результаты стали следствием объединенных усилий предприятий и правительства.

Государственная регуляция экономического развития осуществлялась за помощью средне- и долгосрочного планирования, системы кредитно-налогового влияния, разного рода поощрительных льгот. При поддержке правительства существенным фактором поступательного развития стала эволюция малого и среднего бизнеса. Положительно повлиял и процесс переноса филиалов предприятий в зарубежные страны с дешевой рабочей силой. Это способствовало снижению расходов и соответственно -собівартості продукции. Была закончена реконструкция черной металлургии, в результате чего стало преобладать производство высококачественных легированных сталей. В машиностроении существенно вырос удельный вес наукоемкой ресурсосберегающей продукции.

Важную роль в развитии немецкой промышленности сыграли капиталовложения США. На ФРГ прихватилось 40% американских инвестиций в Европе.

На этих основах в хозяйстве Германии с 1983 г. начинается значительный экономический подъем, который продолжался к началу 90-х годов.

В 90-ые годы экономическое развитие Германии осложняется. Усиливается конкуренция США и Японии. Значительно сужаются рынки сбыта в прежних социалистических странах. Существенно осложнило экономическое развитие присоединения Немецкой Демократической Республики. На ее территориях в начале 90-х годов была проведена денационализация и внедрена частная собственность. Переходный период вызывал дезорганизацию производства и его спад на 40%. Он сопровождался закрытием нерентабельных предприятий и безработицей. Правительство ФРГ вынуждено было направить на социальную поддержку восточно-немецкого населения больше 1 триллиона марок. Затраты продолжали расти. Это значительно обременяло бюджет страны и становится главной причиной его дефицитности. Параллельно наблюдался спад производства и в Западной Германии. Ситуация значительно осложнялась тем, что рабочая сила была здесь самой дорогой в Европе. Зарплата достигла 40 % чистой прибыли. Это существенно завышало себестоимость продукции. Кроме того, во ФРГ наиболее высокие налоги. Если в других странах они колеблются в рамках 30-40 %, то в немецкой промышленности -підіймаються до 65 % от нераспределенной прибыли. Это также вызывает значительное подорожание немецких товаров. И в этих условиях предприниматели могут рассчитать только на преимущества качества немецкой продукции, то есть на конкуренцию качества. Кроме того, во ФРГ отсутствующие программы стимулирования инноваций. Преобладают социальные программы. Государство заботится о своих гражданах, и они остаются наиболее социально защищенными в Европе.

Сельское хозяйство Германии обеспечивало ее потребности на 80 %. По уровню механизации и химизации оно занимало одно из первых мест в Европе. В отрасли с 50-х годов развивался процесс концентрации производства. 90 % хозяйств имеют по 50 гектаров земли. Главное направление специализации - животноводство. Один немецкий фермер своим трудом в 90 гг. удерживал 80 лиц. Та себестоимость сельскохозяйственной продукции высока. В области внешней торговли Германия в данный период занимала второе место в мире. ее основными торговыми партнерами были страны Европейского союза.

Зарубежные капиталовложения немецких корпораций достигай 309 млрд. марок, в то время как внутренние составили сравнительно скромную величину - 35 млрд. марок.

В конце 90-х годов во ФРГ наблюдался дефицит платежного баланса.

 

35. Вплив другої світової війни на економіку Франції. Розвиток господарства Франції в 1945-1950 рр.

Политика, проводимая правящими кругами Франции во второй половине 30-х гг., привела страну к воен­ной катастрофе. В июне 1940 г. Франция капитулировала и ее экономика была поставлена на службу фашистской Герма­нии. В стране была создана система концент­рационных лагерей, свыше 700 тыс. французов фашисты вы­везли в Германию на каторжные работы.

Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции зна­чительный ущерб, оцениваемый в 1440 млрд франков. Люд­ские потери составили 1100 тыс. человек. Почти на 70 % сократилось промышленное производство, уменьшилась продукция сель­ского хозяйства, страна лишилась торгового и военного фло­та.

Более 100 тыс. мел­ких промышленных и торговых предприятий обанкротилось. Страна испытывала острую нехватку промышленного обору­дования, сырья, продовольствия, полностью нарушенной ока­залась транспортная система.

В ходе войны начался распад Французской колониальной им­перии: независимости добились Индокитай, Сирия и Ливан.

Окончание войны поставило Францию перед сложнейши­ми задачами, главной из которых была ликвидация экономи­ческой разрухи. Вся полнота власти была сосредоточена в ру­ках Временного правительства во главе с Ш. де Голлем. В стране был уста­новлен временный режим, просуществовавший до принятия Конституции Четвертой республики осенью 1946 г.

Однако ни у правительства, ни среди предприниматель­ских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области.

На протяжении 1945 — 1947 гг. были национализированы такие отрасли, как электроэнергетика, добыча угля, газовая про­мышленность, авиапромышленность, морское судоходство, воздушный транспорт, автомобильные заводы фирмы «Рено», центральное эмиссионное учреждение — Французский банк, четыре крупнейших депозитных банка, сберегательные кассы, страховые компании.

На­ционализация в известной степени способствовала ограниче­нию господства монополий.

Немаловажные результаты в первый послевоенный пери­од были достигнуты в области социального законодательства. Так, был принят закон о восстановлении 40-часовой рабочей недели; работа свыше 40 ч в неделю считалась сверхурочной и оплачивалась по повышенным расценкам. Вновь вводились двухнедельные оплачиваемые отпуска для рабочих и трехне­дельные — для служащих.

Размеры пенсии и семейных пособий увеличились от 80 до 130 %. Бы­ла создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех лиц наемного тру­да, кроме занятых в сельском хозяйстве. С целью стимулирования рождаемости вводилась система семейных пособий. На всех предприятиях и в учреждениях, насчитывавших свыше 50 рабочих, создавались «комитеты предприятий»

Некоторые льготы вводились и для работников сельского хозяйства. Правительство предоставляло ссуды крестья­нам, хозяйства которых пострадали от военных разрушений. Престарелые крестьяне получили право на пенсию.

Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны

В мае 1947 г. процесс нацио­нализации был приостановлен, и 28 июня 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудниче­стве между Францией и США, ознаменовавшее собой начало действия во Франции «плана Маршалла».

Согласно «плану Маршалла» Франция в течение ряда лет получала от США продукты, вооружение и крупные денеж­ные субсидии. С этого времени фран­цузская экономика оказалась в зависимости от американских кредиторов, которые получили возможность оказывать влия­ние на внутреннюю и внешнюю политику Франции.

Таким образом, после окончания Второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился при­ток капиталовложений в национальную промышленность. Франция присоединилась к «плану Маршалла», что в извест­ной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена.

 

36. Розвиток економіки Франції в 50-60 рр. XX ст.

В 50 — 60-е гг. основное внимание стало уделяться переос­нащению промышленности новой техникой. Возникли но­вые отрасли — атомная, электронная, нефтеперерабатывающая. Стали применяться методы массового, поточного производства. Значительно уменьшился вывоз капитала за границу и стал осуществляться, как правило, в форме произ­водительного, а не ссудного капитала.

Стало широко применяться программирование экономики. Еще в 1946 г. был образован Генеральный секре­тариат по планированию, в задачи которого входила подго­товка планов экономического развития. В 1947 г. правитель­ство приняло первый в истории Франции общий план модер­низации и реконструкции («план Монне», 1947 — 1953), ко­торый был нацелен на модернизацию главным образом наци­онализированного сектора экономики. Второй план (1954 — 1957) сосредоточивал уже внимание на укреплении конку­рентоспособности частных фирм. Третий план (1958 — 1961) провозгласил переход от протекционизма к «открытой эко­номике».

50-е гг. прошли под знаком милитаризации экономики. В 1949 г. Франция вступила в блок НАТО, в 1954 г. — в СЕАТО, в 1955 г. — в Западноевропейский союз. Страна вела военные дей­ствия во Вьетнаме (1946 — 1954) и в Алжире (1954 — 1962). Bсe это вызвало огромное увеличение военных расходов и разви­тие военного производства.

На экономическое положение страны большое влияние оказала начавшаяся западноевропейская интеграция, в кото­рой Франция приняла активное участие. В апреле 1951 г. представители этих шести стран подписали до­говор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС). По существу это был первый шаг к экономи­ческой интеграции Западной Европы. 25 марта 1957 г. Фран­ция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества. Расширение международных экономических связей способствовало быстрому промыш­ленному развитию страны.

Крупные изменения произошли и в сельском хозяйстве. Именно в 50-е гг. здесь завершился технический переворот. Возросла концентра­ция.

Сдерживающим фактором в развитии экономики Франции явились небывало высокие темпы инфляции и быстрый рост цен.

В конце 50-х гг. в политической жизни Франции произо­шли крупные изменения. 1 июня 1958 г. премьер-министром был утвержден Ш. де Голль. Главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредст­вом дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиления их связей с государством. Предусматривалось быстрое развитие практически всех от­раслей промышленности. Позднее эта линия получила назва­ние «индустриального императива».

Быстрое развитие получают авиация, химическая и автомобильная отрасли, значительно возросло производство счетно-решающих устройств, пластмасс. Создаются новей­шие отрасли военно-промышленного комплекса: атомная, ра­кетная, аэрокосмическая. Франция превратилась в третью ядерную державу мира.

В то же время участие Франции в европейской экономи­ческой интеграции усилило государственно-монополисти­ческие тенденции в экономике. Правительство систематичес­ки принимало планы экономического и социального разви­тия, охватывавшие среду финансово-экономической и техни­ческой политики.

Франция стала вторым после США экспортером продоволь­ствия, крупнейшим поставщиком молочных продуктов и ви­на, единственной в Западной Европе страной, вывозящей зер­новые.

В 60-е гг. значительно активизировалась внешняя торгов­ля Франции.

Таким образом, в 50 — 60-е гг. развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической ре­волюции. Усилились тенденции государственно-монопо­листического капитализма, определяющую роль стал иг­рать промышленный капитал. Изменилась структура эко­номики, были модернизированы ее основные отрасли. Ак­тивное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторго­вые связи. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мире по экспорту капитала.

 

37. Розвиток економіки Франції в 70-90 рр. XX ст.

В конце 60-х гг. во Франции сложилась непростая политичес­кая ситуация. Рост цен и инфляции вызвал волну забастовок, одновременно усилилась политическая борьба против режима Ш. де Голля. 27 апреля 1969 г. в стра­не был проведен референдум. Ш. де Голь ушел в отставку.

С приходом нового правительства была изменена валютно-финансовая политика Франции. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1 % — по отношению к золоту. Одно­временно было принято решение о блокировании цен на про­мышленные и продовольственные товары в течение одного месяца.

С конца 1969 по 1971 г. девальвация франка обеспечила Франции значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране.

Решение правительства о девальвации франка сопровож­далось выдвижением так называемого плана оздоровления экономики, в котором был взят курс на восстановление «рав­новесия» в бюджете, в области производства и потребления и "торгового баланса.

Предпринятые шаги позволили стабилизировать экономи­ку страны. Однако промышленный подъем оказался недол­гим. Осенью 1973 г. арабские государства объявили о повы­шении цен на добываемую ими нефть в 4 раза. Французские неф­теперерабатывающие компании немедленно повысили роз­ничные цены на бензин и другие нефтепродукты. В стране возник нефтяной и энергетический кризис. Правительство предоставило дополнительные субсидии нефтяным монополиям и выделило большие средства для закупки нефти на мировых рынках. В результате образовался значительный внешнеторговый дефицит и пошатнулись по­зиции французской валюты. Темпы промышленного произ­водства стали снижаться, а цены постоянно росли.

Выход из сложившейся ситуации руководящие круги Франции искали в политике «промышленной переориента­ции», которая была провозглашена в VII плане экономичес­кого и социального развития на 1976 — 1980 гг. Суть ее сво­дилась к приспособлению хозяйственной структуры страны к новым условиям международной интеграции, созданию транснациональных корпораций, усилению связей с мировым рынком.

Ориентация на поддержку госу­дарством наиболее конкурентоспособных экспортных отрас­лей — автомобильной, авиаракетной, химической, электро­технической, производства сельскохозяйственных продуктов. В этих отраслях начинается слияние монополий на меж­дународном уровне. Вместе с тем в промышленности страны, особенно в ста­рых отраслях, большую роль продолжало играть мелкое про­изводство.

В сельском хозяйстве продолжалось «вымывание» мелких крестьянских хозяйств. К 80-м гг. Франция стала одним из лидеров по производству пшеницы, занимая по этому показателю второе после США в мире. Ежегодно сбор пшеницы превышал 21 млн т. Первое место страна занимала по производству ячменя. Важное товарное значение имело производство мяса, молока и животного масла.

Финансовое положение в стране во второй половине 70-х гг. оставалось достаточно сложным. После отмены пароля над промышленными ценами усилилась инфляция.

Противоречивая ситуация сложилась в области внешней торговли. С одной стороны, Франция стала крупным экспортером железной руды, бокситов, стали, алюминия, машин и оборудования, химических продуктов, текстильных изделий, вин, сахара. С другой стороны, торговый баланс Франции в 70-е тт. был неизменно пассивен. Дефицит внешнеторго­вого баланса сложился в результате снижения конкуренто­способности французских товаров, а также увеличения пассивного сальдо в торговле энергоносителями.

Взлет доллара в 1981 — 1982 гг. привел к росту торгового дефицита Фран­ции. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безрабо­тицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

Значительно усилились оппозиционные настроения, что привело к победе на президентских и парламентских выборах в 1981 г. блока левых сил. Президентом Франции стал лидер социалистов Ф. Миттеран, премьер-министром — П. Моруа. В течение года, с июня 1981 г. по июнь 1982 г., новая адми­нистрация провела более 200 реформ. В первую очередь был Повышен уровень минимальной заработной платы, на 40 — 50 % увеличены размеры пенсий и пособий. Кроме того, вводилась пятая неделя оплачиваемого отпуска, рабочая неделя сократилась до 39 ч при сохранении прежней зарплаты, был принят закон о выходе на пенсию в 60 лет.

В октябре 1981 г. правительство П. Моруа вынуждено бы­ло девальвировать франк на 3 %. За девальвацией последовало важное решение правитель­ства о замораживании на 4 месяца цен и зарплаты, кроме ми­нимальной.

Среди важнейших реформ, проведенных левыми, на пер­вое место по праву можно поставить закон о национализации, принятый в середине февраля 1982 г. Собираясь вести активную промышленную политику, правительство П. Моруа важное значение придавало контро­лю за распределением кредита. Поэтому в собственность государства перешли 36 коммерческих и деловых банков, а также две крупнейшие финансовые группы.

Банковские средства стали более эффективно использо­ваться для оказания помощи промышленности. Для ряда от­раслей были установлены льготные процентные ставки.

Весной 1983 г. мощный экономический и политический нажим провели США и ФРГ с целью заставить французское правительство отказаться от политики ограничения власти монополий. В этих условиях в политике левого правительства про­изошли серьезные перемены. Была принята «программа из десяти пунктов», которая получила название «план Делора». Предусматривалось увели­чение налогов, был объявлен принудительный заем, заморо­жены ассигнования на социальные нужды, увеличена плата за больничные места, проезд в транспорте, коммунальные услу­ги и т.д. Одновременно уменьшилось чис­ло старых убыточных предприятий, к финансированию госу­дарственного сектора стал привлекаться частный капитал. Все это позволило несколько стабилизировать экономику Франции. Однако возобновился рост безработицы.

Левый блок стал терять под­держку избирателей, и на состоявшихся в марте 1986 г. выбо­рах большинство получили консерваторы. Было сформирова­но правительство во главе с Ж. Шираком.

Администрация Ж. Ширака также разработала программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Пер­вым, стержневым направлением ее явилась денационализа­ция.

Вторым направлением трансформации хозяйственного механизма явилось сокращение масштабов налогообложения.

Последняя часть либеральных реформ — дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг по­лучили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные Был преду­смотрен ряд мер по устранению вмешательства государства в функционирование кредитной системы, проведена постепен­ная приватизация кредитных учреждений, ликвидированы привилегии при пользовании кредитом, установлены свобод­ные рыночные нормы процента и т.д.

В 1986 — 1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Первые признаки замедления подъема наметились уже вес­ной 1990 г.

 

38-39. НЕТ

 

Часть 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.041 с.)