Теория структурации Э. Гидденса, ее методологическое значение для анализа российского общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория структурации Э. Гидденса, ее методологическое значение для анализа российского общества.



Объединит парадигма. Современн соц институты уникальны. 3 основн черты современности: 1) скорость изменен всех процессов в общ-ве 2)глобальность пространства, на кот происх изменен 3)внутренн прир современн институтов – появл нов соц формы. Соц действия свободно перемещ в пространств-временн рамках. Знания начинают оказыв решающ влияние на формирован будущих соц отношен. Демилитаризац, гуманизац технологий, демократия. Впервые Я о Общ-во связаны в глобальн масштабе. Нет определенн модели становлен личности. Мышление в терминах риска.

Соц действие создает соц структ. Структ – порядок, позволяющ представлять воспроизв-во соц практик во времени и пространстве; образец соц отношен. На этом основано гос-во, партия, etc. Знания конструир определенн соц отношен, воспроизв-во соц структ. Она сущ как в реальности, так и в виде знания ее людьми. Дуальность структ: может проявл 1)в виде регулярно воспроизводящ-ся правил и ресурсах, характерн д/определенн времени и пространства 2)в виде «отпечатков» соц практики и памяти индивидов, знания соц возможностей других люд и самого себя, что позволяет продолжать воспроизводить соц жизнь во всем многообразии. Стратификационн модель действующей личности, ликвидац противопоставлен сознат и бессознат может оказывать влияни на процессы.


15. Социализация личности, ее этапы и агенты.

Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность. Факторы: 1) сист образования; 2) среда сверстников; 3) произведения искусства, литературы; 4) СМИ; 5) Пол институты; 6) Экон и пол события; etc. Социализац - не однонаправленн процесс. Осуществл-ся через деятельность, общение и развитие самосознания. Двоякий процесс: постепенн раскрытие в индивиде прир качеств и внешн воздействие (целенаправленн и ненаправленн воспитание). Фактор социализац – соц среда. 4 стадии: ранняя (до школы, агент-семья), обучение (агент-школа), соц зрелость, завершение жизн цикла. Осн объект соц с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в кот осуществл осн соц связи и социализац личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими чл группы, сопоставляя себя с ними.


 


16. Соц структура. Соц стратификация и мобильность.

Соц стратификация - совокупность расположенн в вертикальном порядке соц слоев. 4 главн формы: рабство, касты (членство с рожден), сословия (соц группа, обладающ закрепленными обычаями или юр законами и передаваем по наслед правами и обязанн) (закрытые общ-ва) и классы (открытые).

Современн общ-во основыв на широком разделен труда и ф-ций люд в процессе общ воспроизв. В сответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе (статус - в современн общ-ве оно охватыв профессию, экон и пол положение, демограф признаки чел). Каждому статусу предписаны определенн права и обязанн. Они могут носить формальн (нормативно установленн) или неформал характер. Д/кажд чел характерен определенн набор статусов. Наиб характ статус чел, выделяющий его от других - главн статус. Статус чел, в кот он рожден - приписываем статус. Чел имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Соц стратификац современн общ-ва: высший слой -элитарное меньшинство, средний слой и низший слой - люмпенизированный слой соц аутсайдеров. Социальная мобильность - изменнеие социального положения людей. Различают:

* демографическую, географическую и социальную м.

* индивидуальную и групповую с.м.

* внутри поколеннную и межпоколенную с.м.

* вертикальную и горизонтальную с.м.

* восходящую и низходящую с.м.


17. Нации и их роль в человеческом развитии.

Нация – социокультурн общность людей, сложивш исторически и характеризуемая терр-хоз и историко-культурн единством, осознаваемое индивидами и составляющ ядро духовн жизни, традиций, психологии. Нация объедин все соц, экон, пол классы => ее нельзя рассматрив наряду с классом, общностью и другими соц еденицами. Этнич черты – историч память, культура, ценности. 3 этапа: племена->народности->нации. Этнос отраж нац самосознание. Уровни в психологич структуре личности: 1)эгоцентрическ 2)группоцентрическ 3)универсально-гуманистическ. Нац психология – историч сформировшаяся совокупн устойчив, характерн д/данн нац общности чувственн, эмоцион св-в и способов восприят мира, форм реакции на него. Проблема в том, чтобы понять, как вся ист народа, его общ строй, среда обитан, культура etc отраз на психологии и характере всего нар и как эти св-ва интегрир в психике индивида. (Русск – персонификац власти, долготерпение, etc)


18. Институционализация и социальные институты.

Процесс формирован различн типов соц деятельности в кач-ве соц институтов – институционализац. Предпосылки: 1)потребность 2)создание и развитие необходимых орг структур 3)усл и возможности, соответств социализации чел 4)интеграц нового вида соц деят в структуру общ отношен. Соц институт - совокупность лиц и учрежден, осуществляющ конкретн соц функцию. Экон, пол, культ, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д Отличаются устойчив внутренн структурой, интегрированностью элементов, многообразием и динамичностью ф-ций, наличием цели в своей деят и конкретн ф-ций, обеспеч достижение этой цели; набором соц статусов и ролей. Парсонс: 4 функц предпосылки AGIL связаны с деят соц институтов. Соц инст нуждаются в: специфич соц нормах, регулир поведен людей в рамках данн института; мат средства и условия; четкое определение соц ролей; интеграция в структуру общ-ва; независимость выполнения функций от личных особенностей исполнителя. Семья – институт, в кот отражаются все сферы и отношен общ-ва.


 


19. Социология хозяйственной жизни и предпринимательства.

Взаомодейств социолог и экон теор. Предмет – изучен хоз действия как формы и проявл в хоз отнош соц действия. Теория соц действия Вебера: соц действие – основание и внутр мотивац всякой хоз деят. Хоз субъект играет роль предпринимателя. В хоз жизни участвуют также самостоят работники, etc. Изуч капитализм как широк хоз сист. Дюркгейм анализир хоз процессы через призму разделен труда, экон результаты кот подчин процессу формир соц и моральн порядка, органич солидарности люд. Считает мотивацией экон деят-ти соц нормы, кот становятся соц факторами. Соц подход: предпринимат-во – психолог тип, совокупн соц групп и общностей, идеологич сист.


20. Социология религии.

Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.

Маркс: религия - объективный фактор, внешним и принудительн образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту (функциональн метод исследован религии). Религия больше обусловливаемый общ отношениями, нежели обусловливающ их фактор. Ее общественн ф-ция интерпретация, а не продуцирования существующих отношений. Соц ф-ция: или оправдывает и узаконивает существующ порядки, или осуждает, отказывая в праве на существован. Может выполн ф-цию интеграц общ-ва, может действовать дезинтегрирующе (конфл на религиозн почве).

Э. Дюркгейм: религ - основа единства общ-ва, фактор соц интеграции. Вебер исследовал место и значен религ в изменяющемся общ-ве, влияние на развитие экон, пол, семьи. Работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он иссл влияние христианства на ист Зап. Изучение типов религиозн организац, системы "церковь-секта". К кон XIX - нач XX в. социолог религии складывается как самостоятельн дисциплина.

Религия - своеобразн поведение, мировоззрен и мироощущен, основанн на вере в сверхъест, не доступное понимаю чел. Вера - знание, которое основыв не на эмпирических факторах. Возникла 40 - 50 тыс л назад, прошла следующие этапы: 1) первобытные религии: тотемизм - вера в родство с каким-л животным и явлением, фетишизм - вера в предмет, кот обладает чудотворн свойствами; магия - вера в возможность влиять определенн действиями на сверхъестественн существо; анимизм - вера в души и духов. 2) политеистические религии. 3) Монотеизм: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.007 с.)