Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтаксический анализ словосочетания и предложения
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Указать вид предложения по цели высказывания 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске 3. Указать вид предложения по структуре 3.1. Для простого предложения: 3.1.1. Двусоставное-односоставное (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, генетивные, отрицательные генетивные) 3.1.2. Распространенное-нераспространенное 3.1.3. Полное-неполное-эллиптическое 3.1.4. Членимое-нечленимое 3.1.5. Утвердительное-отрицательное 3.1.6. **С осложнениями: 3.1.6.1. Однородные члены 3.1.6.2. Обособленные члены 3.1.6.3. Вводные конструкции 3.1.6.4. Вставные конструкции 3.1.6.5. Обращения 3.1.7. Анализ по членам предложения 3.1.7.1. **Подлежащее: номинативное-инфинитивное 3.1.7.2. **Сказуемое: простое-составное глагольное- составное именное – сложное 3.1.7.3. **Дополнение: прямое-косвенное; присловное-приосновное 3.1.7.4. **Определение: согласованное-несогласованное 3.1.7.5. **Обстоятельство: вид обстоятельства 3.1.8. Указать интонационную конструкцию, соответствующую данному предложению 3.2. Для сложного предложения: простое полипредикативное – усложненное полипредикативное 3.2.1. Для простого полипредикативного: союзное-бессоюзное 3.2.1.1. Для бессоюзного: 3.2.1.1.1. Указать тип предложения: перечислительное – сопоставительное –обусловленное – объяснительное 3.2.1.2. Для союзного: сложносочиненное – сложноподчиненное 3.2.1.2.1. Для сложносочиненного: 3.2.1.2.1.1. Указать тип предложения: соединительное – противительное –разделительное – градационное 3.2.1.2.2. Для сложноподчиненного: 3.2.1.2.2.1. Указать тип придаточного: изъяснительное - определительное (субстантивно-определительное / местоименно-определительное) - обстоятельственное (места, времени, образа действия, меры и степени, причины, следствия, цели, условия, уступки, сравнения, сопоставления, присоединения) 3.2.2. Для усложненного полипредикативного ® установить части, связанные 3.2.2.1. бессоюзной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.1 3.2.2.2. сочинительной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.2.1. 3.2.2.3. подчинительной связью 3.2.2.3.1. определить вид (со)подчинения придаточных: последовательное подчинение – однородное подчинение – параллельное подчинение (одночленное/разночленное)
® далее, как в пункте 3.2.1.2.2
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
1. Определить главное и зависимое слова 2. Определить тип словосочетания по частеречной принадлежности 3. Определить тип связи между словами 4. * Определить значение словосочетания
ЗАДАНИЯ
1. Проведите синтаксический анализ следующих словосочетаний: домик под крышей, низкое крыльцо, не закончила фразу, небольшой чемоданчик, удариться головой, сумка с продуктами, записка карандашом, слегка рыжеватый, эдакий чудак, работать топором, действовать наугад, боязнь ответственности, командир полка, чай вприкуску, довольный ответом, следовать совету, заработать для семьи, очень окреп; ушла, обидевшись.
2. Проведите синтаксический анализ предложений из следующего отрывка: Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего-то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них. Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3. Проведите синтаксический анализ предложений из следующего отрывка: – Весна близко! – говорил один приятель другому, стараясь взять его под руку. – Пакостница эта весна! Грязь везде, нездоровье, расходов много... Дачу нанимай, то да се... Ты, Павел Иваныч, провинциал и не поймешь этого... Тебе не понять. У вас в провинции, как выразился однажды какой-то писатель, благодушие одно только... Ни горя, ни печалей. Едите, пьете, спите и никаких вопросов не знаете. Не то, что мы... Подмерзать начало... замечаешь?.. Впрочем, и у вас не без горя... И у вас весной своя печаль. Хе-хе-хе. Теперь у вас, провинциалов, начинает кровь играть... страсти бушуют. Мы, столичные – люди каменные, льдяные, нет в нас пламени, и страстей мы не знаем, а вы вулканы, везувии! Пш! пш! Дышит! Хе-хе-хе... Ой, обожгусь! А признайся-ка, Павел Иваныч, сильно кровь играет?
4. Выпишите из предыдущего задания 10 словосочетаний. Проведите их синтаксический анализ.
Список литературы для подготовки к занятию 1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.517-595 2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.278-428 3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.363-437, 490-498, 510-552 4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – С. 346-622 5. Виноградов В.В. Из истории русского синтаксиса. М., 1958 6. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956 7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991
Занятие 6
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.019 с.) |