Порядок морфологического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок морфологического анализа



ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

 

1. Собственное-нарицательное

2. Конкретное-вещественное-абстрактное-собирательное

3. Одушевленное-неодушевленное

4. Род

5. Склонение

6. Число

7. Падеж

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

 

1. Качественное-относительное (в т.ч. притяжательное)

2. *Степень сравнения

3. *Краткая-полная форма

4. Число

5. Род

6. Падеж

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

 

1. Простое-сложное-составное

2. Разряд

2.1. Количественное: определенно-количественное -неопределенно-ко­личесвенное – собирательное;

2.2. Порядковое ® как относительные прилагательные (п. 5.4, 5.5, 5.6)

3. Падеж

4. *Род

5. *Число

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕСТОИМЕНИЯ

 

1.1. Разряд

1.1.1. Местоимение-существительное: личные – возвратные – во­просительные – относительные – отрицательные – неопределенные® далее п.7.2 и далее;

1.1.2. Местоимение-прилагательное: притяжательные указатель­ные – определительные – вопросительные – относительные – отрица­тельные – неопределенные® далее как относительное прилагатель­ное (п. 5.4, 5.5, 5.6);

1.1.3. Местоимение-числительное: указательные – вопросительные – относительные – отрицательные – неопределенные® далее как числительное (п.6.3);

1.1.4. Местоимение-наречия: указательные – вопросительные – от­носительные – отрицательные – неопределенные® далее как наре­чие.

1.2. *Падеж

1.3. *Число

1.4. *Лицо

1.5. *Род

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

соль, со щами, кофе, ябеда, у знамени, Мехико, вчерашний, труднее, близка, лисий мех, лисьи повадки, сто первый, пятеро, (ему) под сорок, много, к четы­рем пятым, один из таких ребят, чей-то шепот, человек, котороготы любишь, никто не знал.

 

2. Выпишите из следующего отрывка а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) имена числительные, г) местоимения. Про­ведите их морфологический анализ.

Помещение мастерской составилось из трех квартир, выходящих на одну площадку и обратившихся в одну квартиру, когда пробили двери из одной в другую. Квартиры эти прежде отдавались за 700, 550 и 425 руб. в год, всего за 1675 руб. Но отдавая все вместе по контракту на 5 лет, хозяин дома согласился уступить их за 1250 руб. Всего в мастерской 21 комната, из них 2 очень боль­шие, по 4 окна, одна служит приемною, другая – столовою; в двух других, тоже очень больших, работают; в остальных живут. Мы прошли 6 или 7 комнат, в которых живут девушки (я все говорю про первое мое посещение); меблировка этих комнат тоже очень порядочная, красного дерева или ореховая; в некото­рых есть стоячие зеркала, в других – очень хорошие трюмо; много кресел, ди­ванов хорошей работы. Мебель в разных комнатам разная, почти вся она посте­пенно покупалась по случаям, за дешевую цену. Эти комнаты, в которых жи­вут, имеют такой вид, как в квартирах чиновничьих семейств средней руки, в семействах старых начальников отделения или молодых столоначальников, ко­торые скоро будут начальниками отделения. В комнатах, которые побольше, живут три девушки, в одной даже четыре, в других по две.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

3. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

бедность, чернила, детвора, домишко, в беспорядке, в саду, золочеными ку­полами, о летнем дне, деревянное лицо, прекраснейший, двадцать один год, на три четверти, двое, каждый из нас, мои родители, некто господин N., своего друга, перебороть себя.

 

4. Выпишите из следующего отрывка а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) имена числительные, г) местоимения. Проведите их морфологический анализ.

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха; они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обречен­ного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос чело­века, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробно­стях широкой картины! От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

Нет, бог с ним, с морем! Самая тишина и неподвижность его не рождают от­радного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито из­девается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя; они слишком живо напоминают нам бренный состав наш и держат в страхе и тоске за жизнь. И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.362-433

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.189-231

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.240-308

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Рус­ский язык, 1989. – С. 146-257

5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976

6. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972

7. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

 

 


 

Занятие 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.009 с.)