Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этносоциальный аспект государственной кадровой политики
Россия исторически формировалась как многонациональное государство, поэтому этнический фактор – это суть ее социальности, духовности и государственности. Однако кадровый потенциал российских народов, этнических групп и культур недостаточно используется для развития всего общества. А ведь кадровый потенциал России – это важнейшее национальное достояние, без сохранения и приумножения которого невозможно поступательное развитие страны. Отсутствие эффективных механизмов государственного воздействия на процессы формирования и востребования кадрового потенциала, снижение профессионализма кадров приводят к углублению кризисных явлений, развитию негативных процессов в науке, экономике, социальной сфере, государственном управлении. Предотвратить это может хорошо продуманная долгосрочная государственная кадровая политика, которая создавала бы условия для всестороннего развития кадрового потенциала страны и учитывала специфические потребности в профессиональной самореализации представителей всех этносов нашей страны. В многонациональном социуме в процессе реализации государственной кадровой политики необходимо принимать во внимание этносоциальный фактор. Государство призвано учитывать сложности этнического многообразия общества и его взаимосвязь с социально-профессиональной структурой. Именно государство должно разработать комплекс мер по содействию и развитию кадрового потенциала каждого этноса, мер, направленных на выравнивание имеющихся диспропорций, социально-профессиональное развитие национальных меньшинств, малочисленных народов, сохранение и развитие самобытных традиций в данной области. Это может быть сделано при помощи таких механизмов, которые бы противодействовали любым формам этнократического элитизма, не допускали дискриминацию по этническому и половому признакам и этномонополизацию отдельных видов трудовой деятельности, за исключением традиционных народных промыслов. Анализ зарубежной практики регулирования этносоциальных процессов в ряде стран свидетельствует об использовании так называемой «позитивной дискриминации». Воплощение идей позитивной дискриминации выражается в установлении разного рода квот с тем, чтобы в органах власти и управления были представлены все народы, этнические группы, населяющие данную страну. Что-то подобное позитивной дискриминации складывается и в ряде регионов РФ (в частности, в национальных республиках). Речь идет о традиции, сохранившейся еще с советского периода, когда при назначении на руководящие посты выдерживается квота, в том числе по признаку национальной принадлежности. Таким образом, складывается этнократическая элита. «Как правило, этнократическими называются правящие элиты республик в противовес якобы аэтничным правящим элитам других субъектов и центра. Если этнократия - это власть этноса на определенной территории, то один полюс этнократии – это чистая демократия в стране с многонациональным населением. Другой полюс – это гегемония этноса в многосоставной стране над собой и другими»[1].
В ряде республик соблюдается демократический принцип равного и пропорционального представительства этнических групп. Так, например, в многонациональной Кабардино-Балкарской Республике, где проживают кабардинцы, русские и балкарцы, поддерживается баланс национального представительства в органах государственной власти и местного самоуправления. А это есть не что иное, как отражение национальной политики, проводимой в республике. При этом национальный вопрос не возводится в абсолют при решении кадровых вопросов, т.е. национальная принадлежность не предопределяет должность по штату того или иного служащего государственных и муниципальных органов власти и управления, однако на практике с ним приходится считаться. Национальный фактор проявляет себя и при формировании законодательной и исполнительной власти республики. Аналогичный подход, основанный на учете этнической компоненты, соблюдается и при формировании высших органов исполнительной власти. Таким образом, в КБР государственная национальная политика гармонично сочетается с кадровой и самым тесным образом взаимосвязана с ней, что позволяет поддерживать общественно-политическую стабильность. Данный подход проверен и временем, и опытом, потому нет оснований отказываться от него.
Серьезное внимание учета этносоциального фактора в кадровой политике уделяется и в Карачаево-Черкесской Республике. Довольно пестрый национальный состав населения побудил руководителей республики установить квоту на занятие представителями национальных групп должностей в аппарате правительства и других республиканских управленческих структурах в процентах по отношению к доле этой национальности в составе населения республики. Этому правилу строго следуют и при ротации кадров. Подобная картина наблюдается и в республике Дагестан. Конституцией Республики Дагестан закреплено положение о квотировании кадров руководящего состава республики в соответствии с национальной принадлежностью. На территории республики проживают представители различных национальностей, в том числе 33 коренных. Такой полиэтнический спектр побудил руководящие органы данного субъекта Российской Федерации особенно внимательно отнестись к пропорциональному представительству всех коренных национальностей в органах власти. Таким образом, как мы видим, в ряде республик существует традиция квотирования должностей с учетом этнического фактора. Однако отношение к такому явлению неоднозначно. С одной стороны, эта традиция воспринимается в национальных республиках как фактор политической и социальной стабильности и находит понимание в широких слоях населения. Это касается прежде всего территорий, где этнокультурный фактор играет заметную роль в социально-политической жизни. С другой стороны, квотирование является нарушением Конституции РФ, не предусматривающей подобного подхода к распределению руководящих должностей. Названный принцип учета этнического фактора может быть признан нарушающим права человека, так как не национальная принадлежность, а деловые и моральные качества должны играть главную роль при выдвижении граждан на руководящие посты. Проблема квотирования требует к себе серьезного внимания. Недоучет ее значимости способен вызвать недовольство населения, обострить межнациональные отношения. Так, в ряде субъектов РФ происходит процесс этнизации кадров государственной службы. «Этнизация республиканских политических элит – сложный многоуровневый феномен. Степень проявленности данной тенденции наиболее наглядно прослеживается именно на основе возрастания представленности титульного этноса в высших структурах республиканской власти»[1]. Это одна из главных проблем кадровой политики в сфере национальной политики. В системе государственной службы субъектов РФ складывается диспропорция представительства населения по национальному признаку. Во многих национальных республиках сформировалась четко выраженная тенденция этнизации власти. Например, в республиках Адыгея, Тыва, Саха (Якутия), Башкортостан наблюдается возвышение титульных этносов до статуса однозначно доминирующих.[1] Такие кадровые перекосы, как несоответствие представленности титульного этноса в органах власти национальному составу республик, сказываются в итоге на межнациональных отношениях, приводя к конфликтам, неоправданным миграциям и вытеснению так называемых «некоренных» с территорий республик. Статистические данные о национально-кадровой структуре государственной службы в регионах свидетельствуют не только о том, что в большинстве национальных республик РФ нарушается принцип пропорционального представительства наций и народов, в них проживающих, но и о нежелании политической элиты данных субъектов трансформироваться в соответствии с современными требованиями. Базисной структурной опорой стабильности в ряде республик до сих пор остается расстановка сил «своих» (по «крови» и духу) людей на ответственные посты. В кадровой политике в ряде субъектов РФ явно ощущается воздействие этнократического фактора, что приводит к воспроизводству патриархальных методов управления, ориентации на родственные и земляческие связи, дискриминации работников по этническим признакам.
Таким образом, сегментированность населения республик по этническому принципу, фоновая межэтническая напряженность и использование этнического фактора в избирательных кампаниях ― все это привело к изменению баланса представленности этнических групп во всех ветвях власти. Решение подобных вопросов невозможно, безусловно, без разработки ориентиров кадровой политики. При разработке научных основ кадровой деятельности в субъектах РФ приходится решать специфические задачи в области кадрового обеспечения органов власти и управления. Любая попытка формулирования требований к кадрам управления и кадроведческим технологиям должна исходить из особенностей правового поля, культурно-этнического пространства и административной среды региона, необходимости использования в полной мере духовного потенциала народов данной территории. Например, закрепленное в российском законодательстве концептуальное положение общедоступности государственной службы на практике реализовать довольно сложно в силу сложившейся в регионах непростой и неоднозначной управленческой ситуации, необходимости учета особенностей этносоциальной структуры, исторической памяти, национально-культурных традиций и др. Следовательно, нужны кадры, знающие и умеющие реализовать эти требования. Таким образом, становится очевидным, что в современных условиях необходимо повышать роль государственной кадровой политики, которая способна качественным образом влиять на этносоциальные процессы в полиэтнических и поликультурных по национальному составу в субъектах РФ. В процессе реализации государственной кадровой политики государство обязано учитывать этнический срез кадровых процессов и отношений и определить меру своего вмешательства в процессы формирования и развития кадрового потенциала общества, принимать своевременные, а порой и упреждающие меры, обладать научно обоснованной и реалистичной стратегией в данной области. Главная задача состоит в том, чтобы искать оптимальные пути, анализировать существующий отечественный и мировой опыт, исследовать образцы разных подходов, поддерживать ценные начинания.
Л.Р. Салахова,
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.008 с.) |