Психо-травматическая безопасность государственных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психо-травматическая безопасность государственных служащих



 

В конце 80-х годов ХХ века появилось и получило достаточно широкое развитие научное направление кризисной психологии, одним из основных понятий которого стала психологическая травма (психотравма), применяемое для обозначения вреда, нанесённого психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.

Психологическая травма ― это, прежде всего, нарушение основ внутреннего равновесия человека. Так как в жизни любого человека происходит множество событий, то часть из них могут носить травмирующий характер, способствующий нарушению внутреннего равновесия. Такие события связаны с сильными эмоциональными переживаниями, а также с кризисными состояниями, основой которых становится психологическая травма, оказывающая разрушительное воздействие на личность человека. Таким образом, психотравму можно определить как сильнейшее психо-эмоциональное потрясение, которое вызывает у человека такие реакции, как:

· ощущение непреодолимой угрозы безопасности;

· сильный страх;

· чувство беспомощности;

· острое неприятие и др.

Как правило, травмирующее событие происходит для человека очень быстро и является для него неожиданным, выходит за пределы его опыта, застает врасплох, не позволяя реализоваться защитным психическим механизмам, вплоть до инстинкта самосохранения. Поэтому одним из следствий психотравмы, ее посттравматическим синдромом, является суицидальное состояние.

Необходимо отметить, что при психологической травме необратимых нарушений функций психики у человека нет, он может быть вполне адекватным и успешно адаптироваться к среде, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Современные исследования в области психотравматики учитывают такой фактор, как связь данного явления с реализацией различных потребностей человека, прежде всего, социальных. В частности отмечается, что у человека существует потребность, аналогичная инстинкту физического самосохранения, характеризуемая как потребность (иногда применяют термин «инстинкт») психологического самосохранения, стремление человека, его личности функционировать в качестве целостного духовного существа. В психологии эта потребность рассматривается также как инстинкт социальной интеграции, инстинкт социального одобрения и т.д. Но смысл практически всегда один ― эта потребность обусловливает влечение человека к среде его самореализации, к взаимодействию с себе подобными. То есть, это потребность выбора определенной социальной среды самореализации и сохранения своего места в ней.

Поэтому для человека, избирающего определенную социальную среду своей самореализации (особенно - профессиональной) встает проблема: чтобы функционировать в этой среде и взаимодействовать с ней, нужно представлять собой некоторую значимую социальную единицу, смысл которой определяется не самим человеком, а окружающим его сообществом, имеющим ценность для всего социума. Принадлежать этому сообществу ― значит принадлежать определенному социальному кластеру, выполняющему в обществе специфическую функцию. Если речь идет о государственной службе, значит, человек сознательно делает выбор в пользу самореализации в профессиональном сообществе государственных служащих и принимает все его ценности и профессионально-культурные особенности, а также обязанности исполнения соответствующих государственной службе социальных ролей в обществе.

Несоответствие психологических ожиданий человека по поводу исполнения им определенной роли в профессиональном сообществе государственных служащих и той конкретной, «навязываемой» ему ролью, которую ему приходится исполнять в реальности, может привести к психологической травме с различным исходом ― от развития апатии, аномии в исполнении должностных обязанностей (фактически – в отношениях государственного служащего и социальной структуры, в которую он включен, государственной службы), до отрытого конфликта личности с системой (государственного служащего с государственной службой), в котором в первую очередь страдает личность, теряющая «привязанность» индивидуального к целому.

Следует отметить, что человек как социальная единица обладает определенным континуумом социальных ролей, изменяющихся в процессе его жизнедеятельности. Потребность в приобретении и реализации социальных ролей заставляет человека интегрироваться в различные социальные структуры, в соответствующие им социальные (социально-профессиональные) сообщества, или, другими словами, обладающие определенными качественными характеристиками социумы, где востребуется личность человека со всеми ее профессиональными, психологическими, социо-культурными, коммуникативными и т.д. качествами. Вне адекватного для себя социума человек как социально-психологическая единица самореализовываться не может. Диалектика взаимодействия человека с таким социумом определяет то, что человек влияет на окружающую социальную среду как ее составная часть, но и сам испытывает влияния от этой среды на свое индивидуальное психологическое бытиё.

Поэтому потеря связи человека с тем социумом, в который он сознательно стремился войти, частью которого он стал и который определяет его бытиё и социально-психологическое состояние, несомненно влечет за собой психотравму. При этом не обязательна физическая утеря связи с социумом, достаточно состояния конфликта личности с социумом, либо внутриличностного конфликта вследствие несоответствия исполняемой индивидом в социуме социальной роли его ожиданиям.

В психологии также рассматривается социальная потребность человека в саморазвитии, самосовершенствовании, котрая часто определяется как инстинкт самоактуализации, творческий или познавательный инстинкт и т.д. Потребность в саморазвитии заставляет человека активизировать собственный потенциал, в том числе – латентные качества, редко проявляющиеся в обыденной жизни. Это приводит к повышению уровня сложности личности, развитию ее диспозитарных оснований, информационной насыщенности, компетентности в тех областях, где происходит самоактуализация и т.п. Следствием становится установление гармоничных отношений личности с средой социума, а также внутриличностного равновесия. Но саморазвитие предполагает ожидание человека в изменении и повышении своего социального статуса, перехода на более высокий социально-ролевой уровень. Поэтому в профессиональном отношении человеку (в данном случае – государственному служащему) необходима адекватная оценка результатов его саморазвития, отсутствие которой может привести к психотравме с уже рассмотренными последствиями.

Необходимо отметить, что чем более развита, гармонична личность, чем больше она образована, культурна, тем больше ее устойчивость к психотравмам. Человек, обладающий развитыми личностными качествами, имеет большие адаптационные возможности, способен интуитивно прогнозировать и осознанно моделировать возможные психотравмирующие воздействия окружающей среды и принимать соответствующие меры. Умение избегать психических травм ― это способность правильно воспринимать и анализировать воздействие окружающей среды, вырабатывать собственные защитные меры и стремиться к тому, чтобы находить и оптимальные решения своих проблем и эффективно реализовывать свои потенциальные возможности для удовлетворения потребностей и интересов. Поэтому, чем глубже мировоззрение, богаче внутренний мир человека, обширнее его знания и жизненный опыт, тем он более приспособлен к адаптации в окружающей его социальной среде. Это тем более важно, что такая социальная среда, как государственная служба, сама постоянно находится в развитии, и одним из каналов ее воздействия на государственного служащего является требование к его самосовершенствованию и саморазвитию, которое в конечном итоге определяется как потребность в профессионализации личности государственного служащего. Неспособность или неготовность государственного служащего к постоянному процессу профессионализации приводит к дисгармонии его отношений с социумом (государственной службой), что также является источником психотравмы.

Один из основных тезисов современной критической психологии ― основная масса психических травм продуцируется социальной средой. Современный человек страдает большей частью от состояния межличностных отношений, поэтому психологическое травмирование носит в основном антропогенный характер. Относительно государственной службы это можно определить следующим образом: источником психотравм государственных служащих является не столько несовершенство системы государственной службы (функционирование которой достаточно строго вербализировано законами и нормативными актами), сколько состоянием ее социальной среды. Конфликты, приводящие к психотравмам у государственных служащих, возникают на социальной почве, в системе социальных отношений, складывающихся в коллективах государственных органов. Причем, как показывают результаты социологических исследований, большая часть таких конфликтов возникает между руководителем и подчиненными (53,5%), либо между членами одного коллектива по служебным вопросам (45,2%).[28] При этом в таких конфликтах, как правило, «выигравшей» в психологическом смысле стороны не бывает ― все получают свое травмирующее воздействие. Поэтому с точки зрения обеспечения психологической безопасности государственной службы профилактика конфликтов должна рассматриваться как одно из приоритетных направлений.

В заключение следует отметить, что современная действительность характеризуется повышенной агрессивностью социальной среды к индивиду, активизируются процессы отчуждение людей друг от друга, примитивизируются формы социального взаимодействия. Государственная служба, как часть российского общества, также испытывает на себе негативное влияние этих тенденций, что сказывается на общем состоянии ее социальной среды. Поэтому вопрос о психо-травматической безопасности государственных служащих сегодня очень актуален, равно как и проблема выработки соответствующих социально-психологических механизмов адаптации личности государственного служащего к современным реалиям и помощи в выработке защитных навыков, предупреждающих психотравмы и минимизирущих их последствия.

П.А.Лобанов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.57.52 (0.01 с.)