В выигрыше оказались лишь купцы итальянских городов Венеции и Генуи, так как средиземноморская торговля, контролировавшаяся ранее византийцами и арабами, теперь почти полностью перешла в их руки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В выигрыше оказались лишь купцы итальянских городов Венеции и Генуи, так как средиземноморская торговля, контролировавшаяся ранее византийцами и арабами, теперь почти полностью перешла в их руки.



Проникновение европейцев на Восток способствовало расширению их представлений о странах этого региона. Жители Европы стали выращивать новые для них полезные растения (рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы), заимствовали технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани). Вернувшиеся из походов рыцари приобрели вкус к восточным товарам (пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам). Это способствовало дальнейшему развитию торговли.

Византийская империя. В отличие от Западной Римской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей был Константинополь. Просуществовала Восточная империя более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Историки нового времени (начиная с ХVIII в.) называют Восточную Римскую империю Византией (по имени древнегреческого города Византии, на месте которого был основан Константинополь).
Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населявших империю, был греческий.
Восточная империя в начале средних веков была богаче Запада. Она меньше пострадала от опустошительных набегов варваров. В ее пределы входили страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым маслом, вином; во многих областях было развито скотоводство. В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, Византии продолжали существовать возникшие еще в древности оживленные города — центры ремесла и торговли (Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим и др.).

Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в отличие от Западной Европы велось на греческом, но допускались и другие языки (например, славянские).
Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наемного войска Наибольшего могущества государство достигло при императоре Юстиниане. Он был ревностным христианином. По его приказу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гордостью Константинополя и всей империи. При Юстиниане проводится кодификация законодательства, По приказу императора были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. Законы провозглашали неограниченную власть императора..
Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах. В упорных, кровопролитных войнах полководцы Византии разгромили войска многих германских королевств и захватили их земли (Италию, Южную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской империи II—IIІ вв. Постоянные войны требовали денег, а резкое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе, едва не стоившему Юстиниану жизни. Несмотря на то, что мятеж удалось подавить, империя Юстиниана оказалась непрочной: земли, завоеванные на Западе, были утеряны вскоре после смерти императора.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгаются славянские племена. Постепенно они заселили ряд областей Балканского полуострова и приняли христианство. Для просвещения славян в их земли из Византии прибыли братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, которым мы пользуемся и поныне.
В VIII—IX в. в Византии развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы утверждали, что почитание креста и икон (т. е. изображений Иисуса, Девы Марии, святых) есть поклонение предметам, а не Богу. Иконопочитатели считали, что в кресте и иконах присутствует божественная сила. Иконоборцев долгое время поддерживали императоры, по их приказу иконопочитателей казнили и ссылали, иконы уничтожали, церковные земли забирали в казну. Причиной конфликта были огромные ценности, скопившиеся в руках церкви, что превращало ве в независимую от императора силу. В конце концов, спор завершился тем, что почитание священных предметов (в том числе икон) было восстановлено, но при этом большую часть отобранных у церкви земель ей не вернули.
Империя постепенно теряла принадлежащие ей земли (так, вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой). Периодически византийцам удавалось совершать удачные военные походы, отвоевывая часть земель (в VHI в. у арабов — часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, в 1018 г.— завоевание Болгарии). Итогом всех этих войн было ослабление империи и сокращение территории сравнительно со временем Юстиниана в несколько раз.

Культура и искусство в средние века. Гибель Римской империи и начало эпохи средних веков сопровождалось упадком созданной в античности культуры. В странах Европы на протяжении всего Средневековья было немного образованных или даже просто грамотных людей. Школы существовали лишь при монастырях и больших кафедральных соборах. Постепенно в процессе возникновения городов появляются также и городские школы. Сначала учили трем искусствам, или трем наукам о слове — грамматике (умению читать и писать), риторике (умению связно выражать свои мысли), диалектике (умению рассуждать и спорить).
Затем ученик переходил к изучению четырех искусств, или наук. Это были науки о числах — арифметика, геометрия, астрономия, а также музыка. В городских школах учили и основам естествознания. Учебников не было, обучение было построено на заучивании слов учителя, отрывков из Библии и других книг, почитаемых церковью. При этом ученик не должен был толковать и объяснять заученные тексты, — это право принадлежало исключительно учителю.
В конце XI — XII вв. в Европе возникли первые высшие школы. Название такой школы — университет — взято из латыни, где слово «университас» означает

«совокупность, общность». Преподаванием права славился университет в

Болонье (Италия), медицины — университет в Салерно (Италия), богословия — университет в Париже. Приобрели известность также университеты в Оксфорде (Англия), Праге (Чехия), Кракове (Польша).
Большинство жителей средневековой Европы было неграмотно, поэтому важное

место в литературном творчестве занимали передаваемые из уст в уста песни,

сказки, стихотворные рассказы о подвигах героев легенд. Такие произведения обычно исполняли жонглеры (бродячие актеры), выступавшие в замках, на рыцарских

турнирах, на крестьянских свадьбах, на городских площадях во время празднеств.

Самые любимые и известные произведения устного народного творчества со

временем стали записываться. Среди них французская.поэма «Песнь о Роланде», посвященная описанию героической гибели одного из военачальников Карла

Великого в борьбе с испанскими арабами. Немецкая поэма «Песнь о Нибелунгах» содержит предания, восходящие ко времени Великого переселения народов и

создания германских королевств на территории Западной Римской империи.

К произведениям городской литературы относится стихотворный

«Роман о Лисе», в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под

видом Лиса - изворотливый и умный горожанин.
Одним из самых знаменитых поэтов Средневековья был итальянец Данте

Алигьери (1265-1321 гг.). Он создал поэму, названную им «Комедия»(позднее «Божественная комедия»). В ней описано воображаемое путешествие Данте в

загробный мир — ад, чистилище (где находятся души тех, кто ждет решения

Господа о свое судьбе) и рай.
Средневековые богословы не только толковали Библию, но и высказывали собственные мысли. Выдающийся мыслитель Пьер Абеляр (1079—1142 гг.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.004 с.)