Кафедра электротехники и электроники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра электротехники и электроники



Кафедра электротехники и электроники

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Лабораторный практикум для студентов

Неэлектротехнических специальностей

Часть 2

 

 

М и н с к 2 0 0 8


Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     
 
 
 


Кафедра электротехники и электроники

 

 

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 

Лабораторный практикум

для студентов неэлектротехничеcких специальностей

 

В 3 частях

 

Ч а с т ь 2

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И АППАРАТЫ

 

М и н с к 2 0 0 8


УДК [621.3+621.38](076.32)

ББК 31.2я7

Э 45

 

Составители:

И.В. Новаш, Т.Т. Розум, С.В. Домников, М.И. Полуянов,

Р.Р. Мороз, Г.В. Згаевская, В.А. Устимович, Г.А. Михальцевич,

Л.И. Новикова, Е.С. Счастная

 

П о д р е д а к ц и е й Ю.А. Куварзина и Ю.В. Бладыко

 

Р е ц е н з е н т ы:

А.А. Мазуренко, Л.И. Сончик

 

  Э 45 Электротехника и электроника: лабораторный практикум для студен-тов неэлектротехнических специальностей. В 3 ч. Ч. 2. Электрические машины и аппараты / Сост.: И.В. Новаш [и др.]; под ред. Ю.А. Кувар-зина, Ю.В. Бладыко. – Минск: БНТУ, 2008. – 100 с.

 

ISBN 978-985-479-709-0 (Ч.2).

 

Настоящий лабораторный практикум предназначен для студентов неэлектротехнических специальностей при выполнении лабораторных работ по курсам «Электротехника», «Электротехника и основы электроники», «Электротехника, электрические машины и аппараты» и включает 10 работ по разделам: «Трансформаторы», «Асинхронные машины», «Ма-шины постоянного тока», «Синхронные машины», «Электропривод».

Каждая лабораторная работа содержит общие сведения, предварительное задание к эксперименту, порядок выполнения работы, указания о содержании отчета, контрольные вопросы.

Расчет предварительного задания к эксперименту должен производиться в период подготовки к занятиям; полученные результаты проверяются опытным путем в процессе выполнения работы.

Лабораторные работы, вошедшие в настоящий практикум, подготовили: Полуянов М.И., Счастная Е.С. – 2.1; Домников С.В. – 2.2.;
Розум Т.Т. – 2.3, 2.8, 2.9; Михальцевич Г.А. – 2.4; Мороз Р.Р. – 2.5; Згаевская Г.В., Новикова Л.И. – 2.6; Устимович В.А. – 2.7; Новаш И.В. – 2.10.

При подготовке некоторых лабораторных работ были использованы труды В.С. Лившица, являющегося разработчиком универсального стенда по электрическим машинам.

Часть 1 данного издания «Электрические цепи» вышла в свет в БНТУ в 2008 году.

 

ISBN 978-985-479-709-0 (Ч. 2)

ISBN 978-985-479-304-7 Ó БНТУ, 2008


ПРАВИЛА РАБОТЫ

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 2.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО ТРАНСФОРМАТОРА

 

Цель работы: изучение устройства и принципа действия трансформатора; построение схемы замещения и эксплуатационных характеристик трансформатора.

 

Общие сведения

 

Трансформатор – это электромагнитный аппарат для преобразования в цепях переменного тока электрической энергии с одним соотношением напряжения и тока в электрическую энергию с другим соотношением напряжения и тока при неизменной частоте. Он позволяет передавать от источника приемникам одну и ту же мощность при разных напряжениях и токах S = U 1 I 1 = U 2 I 2.

Трансформатор имеет замкнутый сердечник (магнитопровод), на котором находятся две (или более) обмотки, выполненные изолированным медным или алюминиевым проводом (рис. 1.1). Сердечник, собранный из тонких пластин или лент электротехнической стали с хорошей магнитной проницаемостью, служит для усиления магнитной связи между обмотками. Обмотку, подключаемую к источнику преобразуемой энергии, называют первичной (w1), обмотку, к которой подключают приемник, – вторичной (w2).

 

 

Рис. 1.1

Переменное напряжение источника u 1 вызывает в первичной обмотке ток i 1, который возбуждает магнитный поток. Основная часть потока (Ф) замыкается по магнитопроводу и наводит в обмотках ЭДС:

 

.

 

При потоке, изменяющемся с угловой частотой w = 2p f по синусоидальному закону Ф = Ф m sin w t, действующие значения ЭДС

 

; .

 

Отношение ЭДС обмоток

 

= w 1 / w 2

 

называется коэффициентом трансформации.

Для определения технико-экономических показателей, построения характеристик отдельных трансформаторов и электропередач, в которых они используются, анализа аварийных режимов в таких системах и в других случаях необходима схема замещения трансформатора (рис. 1.2), являющаяся его электрической моделью. Физическая модель (см. рис. 1.1) с указанием номинальных параметров и конструктивных данных магнитопровода и обмоток трансформатора делает такие расчеты излишне сложными, неточными, а часто и невозможными.

 

 

Рис. 1.2

Параметры схемы замещения трансформатора (см. рис. 1.2) вычисляются по данным опытов холостого хода и короткого замыкания.

В опыте холостого хода к первичной обмотке подводится номинальное напряжение U 1ном = U 1х, а вторичная обмотка размыкается
(I = 0). В опыте измеряются ток первичной обмотки I 1х, потери мощности в трансформаторе Р хи напряжение на вторичной обмотке U 2х.

Ток холостого хода I 1ху мощных трансформаторов составляет 1…5 % от номинального тока I 1ном, у трансформаторов малой мощности – до 40 %, и в паспортных данных трансформатора указывают его процентное значение:

 

i x % = (I // I 1ном)×100 %.

 

Такой небольшой ток создает ничтожно малые потери мощности в первичной обмотке (пропорциональные квадрату тока), следовательно, потери холостого хода Р х - это магнитные потери в стали сердечника, пропорциональные квадрату магнитного потока, а значит, квадрату напряжения: Р х = P ст º º . Кроме того, небольшой ток холостого хода в небольших сопротивлениях первичной обмотки создает незначительные падения напряжения, вследствие чего U 1x = U 1ном » Е 1ном (отличие между ними не превышает 1 %), а U 2x = E 2ном, так как I 2x = 0.

По результатам измерений вычисляются:

 

; ; ; .

 

Сопротивления R x, X x, Z x заменяют таким образом сердечник транс-форматора: R x – потери мощности, а Х х– индуктивное сопротивление первичной обмотки, создаваемое основным магнитным потоком.

В опыте короткого замыкания вторичную обмотку замыкают накоротко, а на первичную обмотку подают такое пониженное напряжение U 1к, при котором токи в обмотках равны номинальным значениям I 1ном и I 2ном. Относительное значение

 

u к = U × 100 % / U 1ном

называют напряжением короткого замыкания. Оно составляет 5…10 % и характеризует внутреннее падение напряжения в трансформаторе.

В опыте короткого замыкания измеряются токи обмоток I 1к = I 1ном, I 2к = I 2ном, а также напряжение U 1к и потери мощности Р к. Так как U 1к << U 1ном, то потери мощности в магнитопроводе, пропорциональные квадрату приложенного напряжения, ничтожны. И поскольку токи в обмотках равны номинальным значениям, то потери Р к– это мощность потерь в обмотках трансформатора.

По данным опыта короткого замыкания вычисляются:

 

, , .

 

Данные сопротивления заменяют собой обе обмотки трансформатора. Чтобы разделить сопротивления обмоток, учитывают, что реальные сопротивления обмоток с разными номинальными напряжениями и токами имеют различные значения, но потери мощности в них и относительные потери напряжения (отнесенные к номинальным величинам) примерно одинаковы. Следовательно, по значимости, оцениваемой потерями мощности и относительными потерями напряжения, обе обмотки равноценны. Эти обстоятельства позволяют приравнять сопротивления одной (обычно первичной) обмотки к приведенным сопротивлениям другой (обычно вторичной) обмотки:

 

; ; .

 

Кроме сопротивлений приводятся также напряжения, ЭДС и токи:

 

; ; .

 

С учетом приведения сопротивления обмоток равны

 

; ; .

 

По рассчитанным параметрам строится схема замещения трансформатора (см. рис. 1.2). Так как для расчета схемы замещения использованы данные опытов холостого хода и короткого замыкания, то потери мощности в этих опытах, ток холостого хода (в процентах от номинального тока первичной обмотки) и напряжение короткого замыкания являются обязательными паспортными данными каждого трансформатора.

Эксплуатационные характеристики трансформатора строят в функции от коэффициента нагрузки. По паспортным данным расчет зависимости вторичного напряжения , коэффициента мощности , КПД h от тока нагрузки I 2 или коэффициента нагрузки выполняют по следующим формулам:

 

1) ,

 

где активная и реактивная составляющие напряжения короткого замыкания равны

 

; ;

 

j2 – угол сдвига фаз между напряжением и током приемника;

 

2) ;

 

;

 

,

 

где S ном - полная номинальная мощность;

3) .

 

Типичный вид этих характеристик приведен на рис. 1.3. КПД имеет наибольшее значение при равенстве постоянных Р х и переменных b2 P к потерь:

 

.

 

 

Характеристики трансформаторов небольшой мощности, имеющих обычно низкий КПД, можно получить методом непосредственной нагрузки (рис. 1.4), что и предполагается в данной работе. Измерительные приборы в цепях первичной и вторичной обмоток позволяют измерить напряжения, токи, мощности, затем рассчитать коэффициент мощности и КПД (при активной нагрузке ).

 

Предварительное задание к эксперименту

 

По паспортным данным трансформатора (табл. 1.1) определить коэффициент трансформации n, номинальные токи первичной и вторичной обмоток I 1ном и I 2ном, их активные R 1, R 2 и реактивные X 1, Х 2 сопротивления, сопротивления холостого хода R х, Х x, а также коэффициент нагрузки , при котором КПД трансформатора максимален. Результаты расчета записать в табл. 1.2.

 

Т а б л и ц а 1.1

 

Данные S, В×А U 1, В U 2, В Рx,Вт Р к, Вт u к, % i x, %
Паспортные           3,5  
Опытные              

 

Т а б л и ц а 1.2

 

n I 1ном, А I 2ном, А R 1, Ом X 1, Ом R 2, Ом X 2, Ом R х, Ом Х x, Ом b = (из табл. 1.3)
U 2, В h cosj1
                         

 

Начертить Т-образную схему замещения трансформатора, записать возле каждого элемента значение сопротивлений.

2. Для заданного вариантом в табл. 1.3 значения b рассчитать U 2 , h, cosj1 при активной нагрузке трансформатора (j2 = 0), результаты записать в табл. 1.2. При расчете U 2 значение U 2х принять равным 130 В.

 

Т а б л и ц а 1.3

 

Вариант                
b = I 2/ I 2ном 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

 

 

Рис. 1.4

 

2. После проверки цепи руководителем установить на зажимах первичной обмотки номинальное напряжение U 1ном = 220 В и записать показания приборов в табл. 1.4 при холостом ходе трансформатора.

 

Т а б л и ц а 1.4

 

Опыты Измерено Вычислено
U 1, В I 1, А Р1,Вт U 2, В I 2, А b cosj1 h
ХХ                
                 
                 
                 
                 
                 
КЗ                

 

3. Подключить нагрузку R н трансформатора и, поддерживая
U 1 = U 1ном = const, изменять вторичный ток до значения I 2ном. Результаты пяти опытов записать в табл. 1.4. Один из опытов выполнить для b, заданного вариантом табл. 1.3.

4. Установить регулятор автотрансформатора в нулевое положение, включить выключатель Вк и выполнить опыт короткого замыкания, для чего к первичной обмотке подать пониженное напряжение U 1к, при котором I 1к = I 1ном. Показания приборов записать в табл. 1.4.

5. По опытным данным определить коэффициент трансформации п,процентное значение тока холостого хода i х, %, потери в стали и обмотках трансформатора, напряжение короткого замыкания u к, %. Сравнить полученные значения с номинальными (см. табл. 1.1).

6. Рассчитать для проведенных опытов коэффициент мощности и КПД трансформатора, результаты записать в табл. 1.4.

7. Построить в общей системе координат характеристики U 2(b), cosj1(b)и h(b) при U 1 = const и cosj2 = 1. Здесь же показать расчетные точки предварительного задания (см. табл. 1.2).

 

Содержание отчета

 

1. Цель работы.

2. Полный расчет предварительного задания к эксперименту, вклю-чая табл. 1.1, 1.2 и схему замещения трансформатора.

3. Схема цепи для испытаний трансформатора.

4. Таблица измерений и вычислений 1.4.

5. Графики зависимостей U 2(b), cosj1(b)и h(b).

6. Анализ результатов и выводы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Объясните устройство и принцип действия однофазного транс-сформатора.

2. От чего зависят ЭДС обмоток трансформатора?

3. Для какой цели в трансформаторе используют стальной сердечник? Как он влияет на ток холостого хода?

4. Как определяется коэффициент трансформации?

5. Какие потери энергии имеют место в трансформаторе и от чего они зависят?

6. Как выполняют опыты XX и КЗ? Каково их назначение?

7. Что называют схемой замещения трансформатора и как определить ее параметры?

Общие сведения

 

Асинхронный двигатель (АД) с короткозамкнутым ротором – наиболее распространенный в народном хозяйстве тип электрического двигателя. Он имеет простую конструкцию, сравнительно недорог, надежен и удобен в эксплуатации. АД преобразует электрическую энергию переменного тока в механическую энергию, отдаваемую посредством вала рабочей машине. Основными частями АД являются неподвижный статор и вращающийся ротор, разделенные воздушным зазором (0,25…1 мм).

Статор состоит из литого корпуса (стального, чугунного или алюминиевого), внутрь которого вмонтирован сердечник статора – полый цилиндр, набранный из отдельных пластин (колец) электротехнической стали, толщиной 0,5 мм. Для уменьшения потерь от вихревых токов пластины изолируют друг от друга. Сердечник статора имеет пазы, в которые помещена трехфазная обмотка из медного или алюминиевого изолированного провода. Фазы обмотки (А, В, С) смещены друг относительно друга по окружности статора на 120° и могут соединяться звездой или треугольником (в зависимости от номинального напряжения фаз обмотки и питающей сети).

Ротор представляет собой цилиндр, собранный из тонких изолированных дисков электротехнической стали, насаженный и закрепленный на валу. В дисках выштампованы пазы, в которые закладывают медные или заливают алюминиевые стержни обмотки, соединяемые по торцам накоротко кольцами из того же материала. Полу-ченная таким образом короткозамкнутая обмотка ротора напоминает по конфигурации «беличье колесо» (ее часто так называют).

Работа АД основана на способности трехфазной системы токов, протекающей по трем катушкам, оси которых смещены в пространстве на 120°, возбуждать вращающееся магнитное поле.

Подобные условия созданы в статоре АД, подключенном к трехфазной сети (рис. 2.1, а).

 

а б

 

Рис. 2.1

 

Протекание в фазах обмотки статора трех синусоидальных токов, сдвинутых во времени на 1/3 периода, возбуждает в АД магнитное поле, бегущее вдоль окружности статора (вращающееся) с постоянной скоростью. Число магнитных полюсов вращающегося поля зависит от конструкции обмотки статора (числа катушек в фазе обмотки). При выполнении каждой фазы в виде одной катушки, вращающееся поле будет двухполюсным (число пар полюсов р = 1). Для получения вращающегося поля с р парами полюсов окружность статора разбивают на р частей и на каждой из них размещают три катушки разных фаз. В этом случае одна пара полюсов образуется на каждой части окружности, занятой тремя катушками, поле вцелом имеет p пар полюсов, каждая фаза обмотки состоит из р последовательно соединенных катушек.

Направление вращения поля совпадает с направлением чередования токов по фазам обмотки. Для изменения направления вращения достаточно переключить (поменять местами) провода, подающие токи в любые две фазы обмотки.

Частота вращения магнитного поля, называемая синхронной, вы-ражается формулой

 

 

где f 1– частота питающего тока, Гц;

р – число пар полюсов статора.

При промышленной частоте тока f 1 = 50 Гц синхронная частота вращения определяется числом пар полюсов:

 

p            
n 1, мин–1            

 

Принцип действия АД. В обмотку статора от трехфазной сети подается трехфазная система токов, возбуждающая вращающееся магнитное поле. Магнитные линии вращающегося поля пересекают обмотки статора и ротора и по закону электромагнитной индукции индуктируют в них синусоидальные ЭДС Е 1 и Е 2. ЭДС Е 1 уравновешивает основную часть напряжения питающей сети U 1, а Е 2вызывает в проводниках короткозамкнутой обмотки ротора токи I 2. Взаимодействие токов ротора и вращающегося магнитного поля создает электромагнитный вращающий момент M, приводящий ротор в движение в направлении вращения поля. Частота вращения ротора n меньше частоты вращения поля n 1, так как ЭДС Е 2, ток I 2и момент М появляются только при условии перемещения магнитного поля относительно ротора, т.е. при n < n 1.В связи c этим рассматриваемый двигатель называют асинхронным.

Относительную разность частот вращения магнитного поля и ро-тора называют скольжением:

 

. (2.1)

 

При холостом ходе двигателя частота вращения ротора n близка к частоте вращения магнитного поля n 1 и S» 0, с увеличением нагрузки на валу скольжение возрастает (п уменьшается), при номинальной нагрузке S ном =0,02...0,08 (малые значения относятся к мощным двигателям). В момент пуска п = 0 и S = 1.

Скольжение играет важную роль в теории АД. Частота вращения ротора n выражается через S формулой, вытекающей из (2.1):

 

.

 

При неизменных частоте и напряжении питающей сети вращаю-щий момент М однозначно определяется скольжением. График зависимости М (S) показан на рис. 2.1, б. Наибольшему вращающему моменту М maxсоответствует критическое скольжение S к, которое делит график М (S) на два участка: устойчивой работы и неустойчивой работы . На устойчивом участке двигатель автоматически развивает вращающий момент М, равный моменту сопротивления М срабочей машины. При возрастании М с скольжение S и вращающий момент М будут увеличиваться до тех пор, пока не наступит новое равновесие М = М с. При уменьшении М с скольжение S и вращающий момент М соответственно уменьшаются. Это свойство АД называют саморегулированием вращающего момента.

На неустойчивом участке M (S)двигатель, не обладая свойством саморегулирования, работает кратковременно и, как правило, в условиях неравенства моментов М и М с. При этом, если М > М с, двигатель увеличивает скорость (уменьшает S) и переходит на устойчивый участок (таков процесс пуска АД), если же М < M с, скорость АД уменьшается до полной остановки.

В установившемся режиме вращающий момент М (Н×м), механическая мощность на валу Р (Вт) и частота вращения n (мин–1) связаны соотношением

 

.

 

Момент и мощность на валу, которые двигатель может длительно развивать, не перегреваясь сверх допустимой температуры, называют номинальными (М ном, Р ном).

Номинальный режим характеризуют также номинальная частота вращения n ном, номинальный КПД , номинальный коэффициент мощности , номинальное линейное напряжение сети U ном, номинальный линейный ток:

 

.

 

При кратковременных перегрузках (М с > М ном)АД работает устойчиво при условии, что наибольший момент сопротивления рабочей машины М с.max не превышает М max АД. Отношение называют перегрузочной способностью АД. K мприводится в каталогах (K = 1,8...2,5) и используется для вычисления М max:

 

.

 

Пусковые свойства АД характеризуют пусковой момент М пи пус-ковой ток I пв начальный момент пуcка (при n = 0, S = 1). Для короткозамкнутых АД М п = (1…1,5) М ном, I п = (5…7) I ном. Пусковой момент должен быть достаточным, чтобы преодолеть М срабочей машины и обеспечить быстрый (в течение нескольких секунд) разгон до рабочей скорости. Начальный пусковой ток по мере разгона АД быстро уменьшается и поэтому не опасен для двигателя. Зависимость M (S)приближенно выражается упрощенной формулой Клосса:

 

,

 

где критическое скольжение

 

.

 

Рабочие характеристики отражают эксплуатационные свойства АД и представляют зависимости величин n, М, I 1, h, cosj от мощности на валу Р. Выразив эти величины в относительных единицах (n * = n / n 1, М * = М / М ном, I 1* = I 1/ I 1ном, Р * = Р/Р ном), можно построить рабочие характеристики в общей системе координат (рис. 2.2).

 

 

Рис. 2.2

 

В данной работе в качестве короткозамкнутого используется АД с фазным ротором, обмотка которого замыкается накоротко. Нагрузку на валу АД создает генератор постоянного тока, работающий на регулируемый нагрузочный резистор.

 

Предварительное задание к эксперименту

 

Для трехфазного асинхронного двигателя заданы следующие номи-нальные величины: мощность на валу P ном = 750 Вт; частота вращения ротора n ном = 900 мин–1; коэффициент мощности cosjном = 0,7; КПД hном = 0,7; а также перегрузочная способность, K м = М max/ М ном =
= 2,0 и зависимость , где .

Необходимо определить:

1. Синхронную частоту вращения n 1 (при частоте питающего тока f 1 = 50 Гц) и число пар полюсов р вращающегося магнитного поля.

2. Номинальную мощность Р 1ном, потребляемую двигателем, и номинальный ток I 1ном (линейное напряжение сети U л = 220 В).

3. Номинальный М ном и максимальный М max моменты на валу, номинальное S ном и критическое S К скольжение.

4. Для режима со скольжением S,заданным по вариантам из табл. 2.1, определить частоту вращения ротора n, момент М (по формуле Клосса), мощность на валу Р, потребляемую мощность
P 1 = Р/ h.

 

Т а б л и ц а 2.1

 

Вариант                
Скольжение 0,04 0,05 0,06 0,07 0,08 0,09 0,11 0,12

 

Результаты расчета занести в табл. 2.2.

 

Т а б л и ц а 2.2

 

  n, мин–1 М, Н×м Р, Вт Р 1, Вт I 1, А
Номинальный режим паспортные данные          
опыт          
Режим по п. 4 предварительного задания расчет          
опыт          

 

Порядок выполнения работы

 

1. Ознакомиться с оборудованием, приборами, электрической схемой лабораторной установки.

2.Собрать электрическую цепь по схеме рис. 2.3. Пригласить преподавателя для проверки правильности сборки.

 

 

 

Рис. 2.3

 

3. Подготовить установку к работе:

а) вывести реостат R p (кроме последней ступени, оставляемой для небольшого ограничения пускового тока);

б) ввести реостат возбуждения генератора постоянного тока (ГПТ) R в (ручку R вповернуть в крайнее левое положение);

в) переключатель обмотки ОВС ГПТ установить в положение «Вкл. согл.» (по шкале G);

г) переключатель нагрузки ГПТ R н2 установить в положение «0»;

д) подать напряжение на лабораторный стенд, включив трехфазный автомат на питающем щитке;

е) включить источник питания ИП1и контактор К3, регулятором ИП1 установить ток, подаваемый в ротор при его синхронизации с вращающимся полем, I р = 10 А (по амперметру A2);

ж) контактором К2 подключить к цепи ротора реостат R p.

4. Запустить АД включением контактора К1, проследить за броском пускового тока I 1 (по амперметру А 1).

Вывести последнюю ступень реостата R р. Перевести ротор в синхронное вращение с полем, включив контактор К3, подающий в ротор постоянный ток. Сравнить измеренную синхронную частоту вращения n 1 с вычисленной. Вернуть двигатель в асинхронный режим (включить контактор К2).

5. Снять рабочие характеристики АД. Для этого возбудить рео-статом R вГПТ до наибольшего напряжения и, увеличивая нагрузку от нуля до максимальной (переключателем R н2), записать показания приборов в табл. 2.3. В числе устанавливаемых режимов должны быть номинальный (установить n ном) и заданный в п. 4 предварительного задания (установить требуемую n). Плавная регулировка нагрузки в небольших пределах осуществляется реостатом R в.

 

Т а б л и ц а 2.3

 

И з м е р е н о В ы ч и с л е н о
АД ГПТ Р, Вт М, Н×м h
n, мин1 U 1, В I 1, А Р 1, Вт cosj U 2, В I 2, А
                   

 

Примечание. Мощность Р навалу АД вычислить приближенно по формуле, исходящей из равенства потерь в АД и ГПТ:

 

Р = 0,5(Р 1 + Р 2),

 

где Р 2 = U 2× I 2 – мощность, отдаваемая ГПТ нагрузке.

6. Построить в общей системе координат графики рабочих характеристикАД n *(P *), M *(P *), h(P *), cosj(P *).

 

Содержание отчета

 

1. Цель работы.

2. Расчет предварительного задания к эксперименту.

3. Схема лабораторной установки.

4. Таблицы результатов измерений и вычислений.

5. Графики рабочих характеристик двигателя.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как устроен АД с короткозамкнутым ротором?

2. Изложите принцип действия АД.

3. Что такое синхронная частота вращения и скольжение? Напишите формулы для этих величин.

4. Как изменяются скольжение и частота вращения АД при росте момента нагрузки?

5. Как изменить направление вращения ротора АД?

6. Как выражается момент двигателя через мощность и частоту вращения?

7. Запишите формулу Клосса и охарактеризуйте входящие в нее величины.

8. Почему ток холостого хода АД относительно велик?

9. Как изменятся КПД и коэффициент мощности с увеличением нагрузки АД?

10. Какие достоинства и недостатки имеют АД с короткозамкнутым ротором? Где эти двигатели используются?

 

С ФАЗНЫМ РОТОРОМ

 

Цель работы: изучение конструктивных особенностей, способов пуска и регулирования частоты вращения двигателя с фазным ротором; построение естественной и реостатной механических характеристик двигателя по его паспортным данным; снятие естественной и реостатной механических характеристик.

 

Общие сведения

 

Асинхронные двигатели с фазным ротором имеют лучшие пусковые свойства (больший пусковой момент, меньший пусковой ток), чем короткозамкнутые АД, позволяют сравнительно просто (изменением сопротивления реостата в цепи ротора) регулировать частоту вращения. Вместе с тем, эти двигатели конструктивно сложнее и дороже короткозамкнутых, менее надежны и более трудоемки в эксплуатации. Поэтому двигатели с фазным ротором применяют лишь в случаях, оправданных необходимостью: для привода оборудования с большим начальным моментом сопротивления и большим моментом инерции (молоты и прессы, снабженные маховиками), при частых пусках, грозящих перегреть двигатель пусковыми токами, при необходимости регулирования скорости (электрические краны).

Устройство статора двигателя с фазным ротором не отличается от устройства статора АД с короткозамкнутым ротором: полый цилиндрический сердечник набранный из изолированных друг от друга, листов электротехнической стали, имеет на внутренней поверхности пазы, в которых размещена трехфазная обмотка, включаемая непосредственно в сеть. Роторы у них различны. В пазах фазного ротора, называемого также ротором с контактными кольцами, находится трехфазная обмотка, выполненная изолированным проводом и размещенная в пазах ротора с пространственным смещением фаз на 120°, подобно обмотке статора. Фазы обмотки ротора соединяют звездой, а три свободных ее конца подключают к трем контактным кольцам, укрепленным на валу машины, но изолированным от вала. На кольца наложены медно-графитовые щетки, установленные в неподвижных щеткодержателях. Через кольца и щетки, образующие при вращении скользящий контакт, в цепь ротора включается трехфазный реостат R p (рис. 3.1, а), чем обеспечивается улучшение пусковых и регулировочных свойств машины. Щетки также позволяют замкнуть обмотку накоротко. Условное обозначение АД с фазным ротором приведено на рис. 3.1, в.

 

 

а

 

б в

 

Рис. 3.1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.265 с.)