Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структуре затрат свободного времени
Физическое время представляет собой естественную меру всех сторон жизни человека, поскольку все, что происходит с ним, все, что он делает сам, происходит во времени. В принципе можно измерять временем даже такие традиционно экономические переменные, как потребление тех или иных продуктов или использование различных услуг, так как на все эти виды существования тратятся не только деньги, но и время, которое может быть измерено. К сожалению, выполнение всех процедур измерения затрат времени и возникающий при этом колоссальный объем переменных делают задачу «временного описания» социально-экономической деятельности человека довольно проблематичной. Однако существует весьма важный традиционный раздел социологии, где жизнь человека изучается именно по затратам времени, — это изучение структуры внерабочего и рабочего времени различных социально-демографических групп по данным обследования бюджетов времени. В нашей стране изучение бюджетов времени имеет давнюю историю и к настоящему моменту накоплен большой опыт в проведении самих исследований и в анализе закономерностей и факторов, определяющих тип затрат свободного и рабочего времени человеком. Еще в 1923 г. была опубликована интереснейшая работа «Бюджет времени безработного», автором которой был известный советский экономист, один из пионеров советской социологии Л. Е. Минц. Советские ученые придают большое значение исследованию свободного времени, которое, по известному выражению К. Маркса, является мерилом богатства общества, так как чем выше эффективность общественного производства, тем обычно больше свободного времени у его членов. Однако не только и не столько объем свободного времени характеризует уровень социального развития, сколько его «заполнение», его структура. Именно структура затрат времени в первую очередь характеризует образ жизни человека. Структура использования свободного времени имеет большое экономическое значение, в частности и потому, что именно в свободное от работы время человек пользуется бытовыми учреждениями и различными услугами, занимается самообразованием, воспитанием детей, домашним хозяйством и т. д. и т. п. Прогнозирование возможных изменений и анализ структуры времени разных социальных групп представляют собой важнейшую научную и прикладную задачу, так как имеется прямая связь между желаемыми затратами времени на пользование бытовыми учреждениями и необходимым объемом бытовых услуг, между работой на приусадебном участке и спросом на продукцию сельского хозяйства, между затрачиваемым временем на воспитание детей и количеством необходимых дошкольных учреждений. Особенно тесно связаны структура затрат свободного времени и «потребление» культуры, так как чтение, посещение музеев и театров, просмотр телепередач и т. п. осуществляются в свободное время. Поэтому планирование развития культуры немыслимо без глубокого и всестороннего анализа использования бюджетов времени людей.
Очевидно, тот или иной вариант использования досуга небезразличны индивидам, одни их устраивают больше, другие — меньше. Аналогично, с точки зрения общества тоже не все равно, как ведут себя в свободное время его члены. Некоторые типы поведения могут служить образцами и должны поощряться, иные, напротив, должны пресекаться. Поэтому выявление оценок, мнений, предпочтений индивидов относительно возможностей использования досуга, установление образцов социалистического образа жизни являются чрезвычайно важными задачами социально-экономических исследований. Структура свободного времени — это набор переменных t = (t1, t2,..., tn), представляющий поведение человека, характеризующегося определенными социально-демографическими параметрами g = (g1 , g2, …, gm) и находящегося в некоторых социально-экономических условиях. Для моделирования в этих терминах конкретного поведения конкретных социальных групп необходимо провести большую методологическую и методическую работу по отбору и измерению переменных поведения tj, по отбору параметров gk, задающих тип статистической группы, по определению, наконец, субъекта поведения, поскольку для определенных видов использования свободного времени субъектом, естественнее считать не отдельного индивида, а семью в целом (как это имеет место при описании денежного спроса населения). При этом необходимо относить поведение индивидов к какому-то промежутку времени: дню, неделе, месяцу и т. п. Согласно нашей концепции поведения как относительно свободного выбора из некоторого множества представляющихся возможными альтернатив и в соответствии с имеющимися у индивида предпочтениями это поведение в нашем случае достаточно адекватно может описываться в виде следующей условно-экстремальной задачи:
u (t1, t2,..., tn) max, j = 1, 2, …, n, (4.29) 0 (4.30) Здесь tj, j = 1, 2,..., п, — затраты «чистого» времени, непосредственно относящиеся к удовлетворению конкретной потребности (например, чтение художественной литературы, занятия в спортивной секции и т. д.); Tj — «полное» время, необходимое для удовлетворения соответствующих потребностей и включающее дополнительные расходы времени на дорогу, подготовку и т. д.; aj — коэффициент пропорциональности между приростом «чистого» времени вида j на «полное» время этого же вида; bj — величина «разовых» затрат времени, необходимых при ненулевом количестве «чистого» времени вида j; tj0, tj1 — нижняя и верхняя границы объема «чистого» времени вида j, обусловленные необходимостью минимального удовлетворения некоторых потребностей, пределом насыщения и т. п. Очевидно, что в данной модели неравенство tj°>0 означает непрерывность функции Tj(tj), так как допускался разрыв лишь в точке tj = 0. Рассмотрим предположения данной модели более подробно. Первое и самое важное для нас предположение заключается в существовании некоторой функции полезности, заданной на неотрицательных векторах t = (t1, t2,..., tn) и описывающей предпочтение одних вариантов использования свободного времени статистического индивида по отношению к другим. Следующим предположением является утверждение о том, что общее количество свободного времени для индивида фиксировано в объеме Т, а«полные» затраты времени на некоторый конкретный вид досуга являются некоторой (быть может, разрывной) функцией «чистого» времени, которая при tj >0 линейна: Tj = aj tj + bj, tj >0. (4.31) На рис. 4.6 показаны разные варианты затрат времени Tj в зависимости от объема «чистого» времени tj. Прямая (I) характеризует пропорциональные затраты Tj = aj tj; разрывная линия (II) показывает, что при отсутствии данного вида использования свободного времени полные затраты равны нулю, но при небольшом его количестве они сразу возрастают от нуля до величины bj и далее растут линейно с коэффициентом aj. Так бывает, когда данный вид использования свободного времени связан с необходимостью совершить разовую поездку «в город»,.«в центр» и т. д. Отрезок прямой (III) показывает, что затраты растут по линейному закону от величины (bk + ak tk0) до величины (bk + ak tk1). Ограничения 'модели (4.29) могут быть несколько упрощены, особенно если известно, что действительно имеет место использование свободного времени некоторых видов. В этом случае разрывность функции Tj(tj) не играет никакой роли и в ограничение на сумму величин Tj ; можно вместо каждой из них подставить ее выражение через tj. Имеем: (aj tj + bj) = T или aj tj = Т— bj = Т'. (4.32)
aj () =T' или aj = T'- aj tj0 = T”, (4.33) где 0 есть превышение чистых затрат времени опредленного вида над минимально необходимыми:
= tj - tj0 . Правые из дополнительных неравенств в (4.29) примут вид tj1 - tj0. (4.34) Таким образом, вместо ограничений модели (4.29) мы получаем ограничения вида (4.33)— (4.34). Если же известно, что дополнительные ограничения на tj сверху заведомо выполняются или точно достигается равенство tj = tj1, то (во втором случае) переменную tj можно исключить и модель примет форму, максимизации функции полезности при одном линейном ограничении. Мы сохраняем прежнюю систему обозначений — Т, п, tj, хотя по смыслу они не совпадают с обозначениями модели (4.29): u (t1, t2,..., tn) max, tj 0, aj tj = Т. (4.29)' Коэффициенты aj при установлении вида целевой функции имеют определяющее значение. Эта непростая задача осуществляется одновременно с выбором единицы измерения «чистого» использования досуга по виду j. Например, такими единицами могут служить длительности киносеанса, а коэффициент aj в таком случае будет характеризовать затраты времени на дорогу до кинотеатра и обратно. В научных работах по исследованию свободного времени немало внимания уделяется и влиянию разных факторов на его структуру. В частности, в одних работах исследовались зависимости структуры от всего объема, а в других — зависимости расходов от социальных факторов. Нас интересует возможность установления самого факта существования предпочтения и восстановления целевой функции, задающей это предпочтение. Обратимся к упрощенному варианту модели (4.29) и обсудим идею статистического восстановления предпочтения по наблюдениям (т. е. по данным бюджетных обследований). Пусть имеются данные о поведении N «одинаковых» индивидов, а поведение индивида k описывается моделью u (t1, t2,..., tn) max,
Предположим, порядковая целевая функция имеет степенной вид: , (4.36) что эквивалентно целевой функции u(t) = aj ln tj. (4.37) В этих условиях необходимо по N наблюдениям оценить значения параметров . Так как решение задачи (4.35), (4.37) эквивалентно решению соответствующей задачи Лагранжа, то j =1, 2,..., п; k = 1, 2,.... N, (4.38) где — множители Лагранжа для наблюдения k. Подставляя во второе выражение из (4.38) вместо слагаемых их выражения из первого соотношения, получаем = (4.39) Исключая затем из первого равенства (3.37), находим: aj / aj = , = / Tk. (4.40) Так как положительные коэффициенты определены с точностью до множителя, то необходимо найти лишь их доли в общей сумме: = aj / aj.
Соотношения (4.40) говорят о том, что наилучшей оценкой этих долей будет среднее значение по всем для j: Таким образом, в качестве целевой функции поведения по используемому свободному времени можно взять функцию u(t) = ln tj, (4.41) где рассчитываются по формулам (4.39), (4.40). Функции типа (4.41) могут использоваться для прогнозирования совокупного поведения статистических групп при изменении внешних условий (величины Т, aj) а также при изменении социально-демографической структуры населения, определяющей доли тех или иных групп в общей численности. Кроме того, они могут использоваться в качестве элемента в моделях социально-экономического планирования, когда наряду с чисто экономическими факторами учитываются и социальные. Так в в отдельных работах моделирование материального и культурного потребления осуществлялось в предположении существования подобных функций полезности. Заметим, наконец, что задача восстановления вида целевой функции по модели (4.34) полностью аналогична классической задаче на восстановление целевой функции потребления, которую решал еще Е. Е. Слуцкий. В данном случае задача легко решается исключительно благодаря используемому виду этой функции (степенная). В других случаях необходимо разрабатывать соответствующие методы специально.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.026 с.) |