Японское автопроизводство занимает первое место в мире по незначительности издержек производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Японское автопроизводство занимает первое место в мире по незначительности издержек производства.



Японские компании выполняют заказы четко в срок и в нужных количествах, чтобы не было перепроизводства. Максимального количества выпускаемых автомобилей Япония достигла в 1990 г. – 13,49 млн. автомобилей, после чего производство существенно сократилось до 10.9 млн. авто. Из одиннадцати автоконцернов, занимающихся внутренними продажами, как и в послевоенные годы, первое место по внутренним продажам занимает «Тойота мотор» (38,9%), следом идет «Ниссан моторс» (20,3%), «Хонда моторс» (10,9%), «Мицубиши моторс» (8,3%) и «Мазда моторс» (5,9%). На остальные 6 концернов («Исудзу моторс», «Фудзи хэви индастрис», «Дайхацу моторс», «Хино моторс», «Судзуки моторс» и «Ниссан дидзэру когё») остается 9,0% продаж. Японские автомобили в наше время олицетворяют качество, надежность и комфорт и по техническим характеристикам не уступают немецким или американским авто, а в некоторых случаях их обходят.

Вопросы:

- о какой рыночной структуре идет речь?

- что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?


Основы теории потребительского поведения

 

1. Рациональное потребительское поведение. Homo economicus.

2. Кардиналистский подход к измерению полезности.

3. Ординалистский подход. Система предпочтений и её описание с помощью кривых безразличия.

4. Индивидуальный и рыночный спрос.

 

При изучении данной темы необходимо помнить, что базовыми категориями теории потребительского поведения являются: полезность, цена и доход. Объем рыночного спроса складывается из объемов спроса всех потребителей. Поэтому основное внимание уделяется поведению отдельного потребителя на рынке благ, для которого экзогенно заданы его бюджет и цены покупаемых товаров.

Основные трудности, возникающие при описании поведения потребителя, связаны с выявлением критерия (целевой функции), в соответствии с которым он составляет план потребления, то есть распределяет бюджет между покупаемыми благами.

Существуют две фундаментальные концепции, моделирующие поведение потребителя на рынке благ, – кардиналистская и ординалистская, отличающиеся исходными предпосылками и инструментами анализа, но приводящие к одинаковым выводам.

 

Основные термины и понятия. Потребительские предпочтения, аксиомы рационального выбора, полезность, функция полезности, кривая безразличия, бюджетная линия, эффекты замещения и дохода, равновесие потребителя, кривая «цена –потребление», кривая «доход –потребление», максимизация полезности и внутренний оптимум потребителя, кривые и закон Энгеля.

 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004. – Гл. 7,8.

2. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – Гл. 4.

3. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

4. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2010.

5. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004

 

Тесты, задачи и упражнения

1. Точка потребительского оптимума называется также точкой равновесия потребителя, потому что:

а) в этой точке потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе;

б) в этой точке потребитель тратит весь свой доход;

в) в этой точке потребитель не может повлиять на цены товаров;

г) эта точка – точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

 

2. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:

а) предельная полезность равняется нулю;

б) предельная полезность имеет максимальное значение;

в) предельная полезность имеет минимальное значение;

г) правильный ответ отсутствует.

 

3. Условие равновесия потребителя:

а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;

б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;

в) предельные полезности благ равны;

г) верны все утверждения.

 

4. Налог на продажу ложится в большей мере на потребителя, если:

а) спрос неэластичен;

б) спрос эластичен;

в) спрос абсолютно эластичен;

г) предложение неэластично.

 

5. Предельная норма замены не является:

а) постоянной на всем протяжении кривой безразличия для товаров, не являющихся совершенными заменителями;

б) количеством товара Х, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара У так, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным;

в) характеристикой кривой безразличия;

г) выражением убывающей предельной полезности благ.

 

6. Потребитель тратит 20 р. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3Х, где Х – количество яблок в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40 – 5У, где У – количество апельсинов в шт. Цена одного яблока составляет 1 р., цена одного апельсина – 5 р. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

 

7. Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения - на горизонтальной:

а) цена продуктов питания (РF) – 50 центов за единицу, цена развлечений (РH) – 50 центов за единицу;

б) РF = 50 центам, РH = 1 долл.;

в) РF= 1 долл., РH = 50 центам;

г) РF = 40 центам, РH = 40 центам;

д) РF = 50 центам, РH = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю.

 

8. Построить линию бюджетного ограничения для яблок и мяса при доходе потребителя, равном 1000 ден. ед. в месяц с учетом цен: яблоки – 2 ден. ед. за 1 кг, а мясо – 10 ден. ед. Как сместится линия при снижении цены яблок до 1 ден. ед. и при росте цены мяса на 25%? Напишите уравнения обеих бюджетных прямых.

 

9. Студент читает газеты и слушает музыку, записанную на CD. Цена 1 газеты 1,5 ден.ед., цена 1 CD – 7,5 ден.ед. Предположим, что обычно студент покупает 2 CD и 10 газет.

Количество Общая полезность, ютилы
Газеты CD
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Исходя из представленных в таблице данных, ответьте на вопросы:

а) сколько денег тратит студент на покупку этого количества газет и CD?

б) какую общую полезность он получает от такой комбинации покупок?

в) при какой комбинации двух товаров студент окажется в равновесии?

 

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы

Аналитическое задание.

Перед вами двустишье поэта Л. Боровиковского (1806-1889):

 

Голодный средь степи нашел мешок с деньгами.

Взял и откинул прочь: «Я думал – с сухарями!»

 

Вопросы:

- что можно сказать о предельной норме замещения денег и сухарей в этой ситуации? Можно ли построить карту безразличия денег и сухарей?

- какая аксиома порядкового подхода здесь нарушена?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.008 с.)