Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое история философии?
Понятие «история философии» рассматривается в двух смыслах. Во-первых, под ней подразумевается занимающий более двух с половиной тысячелетий процесс развития мировоззренческого осмысления человечеством бытия. Это так называемая объективная история философии. Следует отметить, что причина многообразия вариантов решений мировоззренческих проблем кроется вовсе не в отсутствии у мыслителей желания договориться о неких незыблемых философских принципах или же в их злой воле. Плюрализм (множественность) философских решений является следствием сложности мира, в котором находится познающий субъект. Будучи ограниченным во времени и пространстве, знаниях и возможностях, обладая интеллектуальными и эмоциональными особенностями, осмысливающий мир человек акцентирует внимание на одних сторонах бытия и зачастую игнорирует другие, а также экстраполирует свой внутренний духовный опыт вовне. Причиной многообразия философских учений является и то, что они не существуют изолированно, а предстают в виде историко-философского процесса. Последний развертывается во времени, проявляясь как воздействие предыдущих философских эпох на последующие (например, философских концепций античности на учения мыслителей Возрождения). Протекает он и в пространстве, представая в виде взаимовлияния как национальных философских школ, так и отдельных направлений. Происходит борьба и взаимодополнение философских учений и систем, диалог идей и развитие мировоззренческих подходов, появляются новые аргументы и выводы. Характер и особенности различных исторических типов философствования в значительной мере обусловлены и многообразием социально-экономических, политических и духовных процессов конкретной эпохи. Таким образом, успешное движение к истине является делом не только отдельных мыслителей, но и результатом историко-философского процесса в целом, следствием коллективных усилий многих поколений философов. Вместе с тем, исследуя устройство и развитие мира в целом, определяя место в нем человека, уже древние философы не смогли обойти молчанием вопрос о том, каким образом происходит процесс разрешения тех мировоззренческих проблем, изучением которых они занимались. Пытливая философская мысль стремилась осознать саму себя, определить собственное предназначение и особенности своего развития. Это положило начало формированию истории философии во втором ее понимании — как теоретического истолкования историко-философского аспекта развития человечества. Иными словами, появилась субъективная история философии. Она изучает вершины духовного творчества субъектов — великих личностей, показывает особенности их мировоззренческого самовыражения.
Как писал Г.Гегель, «история философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа... События и деяния, составляющие предмет этой истории, поэтому суть такого рода, что в их содержание и состав входят не столько личность и индивидуальный характер этих героев, сколько то, что они создали».11 История философии освещает не только достижения личностей, но и определяет закономерности развития самой философии, рассматривая историко-философский процесс во временной последовательности и взаимосвязи школ и учений. Различные философские направления и течения необходимо изучить, раскрыть их взаимовлияние и борьбу. История философии характеризует общие тенденции изменения мировоззренческого отношения человека к миру, исследуя развитие и смену различных типов философского мировоззрения. История философии изучает также совершенствование философских методов и подходов, показывая, как менялся круг и особенности решения стоящих перед мыслителями познавательных проблем. О важности историко-философских проблем свидетельствует то, что многие выдающиеся мыслители, помимо разработки собственных философских учений, внесли заметный вклад и в исследование истории философии. К их числу, в частности, можно отнести Аристотеля и М.Монтеня, представителей немецкой классической философии XIX века Г.Гегеля и Л.Фейербаха, основоположника русского идеализма В.С.Соловьева (вторая половина XIX века) и известного экзистенциалиста XX века М.Хайдеггера. Как отметил Г.Гегель, цель изучения истории философии состоит еще и в том, чтобы «быть введенным» в понимание философии.12 Поэтому для того, чтобы с высоты достижений современной науки полнее осмыслить многие мировоззренческие проблемы, перед изучением систематического курса философии целесообразно познакомиться хотя бы с общей характеристикой основных этапов историко-философского процесса человечества.
Вопросы для самоконтроля к теме 1 1. Каковы соотношение и взаимосвязь философии и мировоззрения? 2. Почему мировоззрение играет важную роль в жизни человека? 3. В чем отличия предметов философии и частных наук? 4. Какие проблемы рассматривает философия? 5. В чем принципиальное отличие диалектики и метафизики как философских методов познания? 6. Каковы наиболее важные функции философии? 7. Что изучает история философии?
Примечания к теме 1 1. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1992. — С.29. 2. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. — 1989. — № 9. — СПб. 3. Гегель Г. Лекции по истории философии. Кн.1. — Спб.: Наука, 1993. — С.65. 4. Аристотель. Соч. в 4 тт. — М., 1976. — T.I. — С.119. 5. См. напр.: Гегель Г. Энциклопедия философских наук. — М., 1977. — Т.З. — С.393—394. 6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.21. — С.282. 7. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990. — С.24. 8. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. — С.384. 9. Эпикур. Письмо к Менекею // Цит. по: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. — М., 1983. —С.315. Ю.Монтень М. Опыты. В 3-х кн. Книга 1. — М.: Голос, 1992. — С. 178. 11.Гегель Г. Лекции по истории философии. Кн. 1. — С.69. 12.Там же. — С.71.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.007 с.) |