Тема 1. Философия как особая область духовной деятельности человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия как особая область духовной деятельности человека.



Российской федерации

брянский государственный педагогический университет имени акад. и.г. петровского

 

 

В. д. емельяненко

 

ФИЛОСОФИЯ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС. ЛЕКЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.

 

 

Брянск 1998 г.

Емельяненко В.Д. Философия: Краткий исторический курс. Лекции для студентов вузов. — Брянск: —1998. - 274с.

 

 

Настоящее учебное пособие представляет собой краткое изложение истории мировой философской мысли. В книге в доступной форме характеризуется специфика философии как особой области духовной деятельности человека, рассматриваются все важнейшие эпохи ис­торико-философского мировоззрения. В пособии также предлагаются контрольные вопросы и рекомендуется литература для дальнейшего самостоятельного изучения курса истории фи­лософии.

Курс лекций предназначен для студентов вузов, прежде всего гуманитарного профиля, однако может быть полезен и для учащихся средних специальных учебных заведений и школ, всех интересующихся историей человеческого духа.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Блуменау С. Ф. - доктор исторических наук, профессор брянского государственного педагогического университета

 

Горбачев В.Г. — кандидат философских наук, доцент Брянского государственного педа­гогического университета.

 

 

«Философия есть развивающаяся система, и такова также история философии». Г.Гегель

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

В предлагаемом учебном пособии сделана попытка охарактеризовать развитие мировой философской мысли с древнейших времен до наших дней в краткой и доступной для студен­тов и учащихся форме и одновременно в соответствии с требованиями научности изложения. В силу этого задача энциклопедического рассмотрения истории философии не ставилась, а внимание обращалось прежде всего на главные тенденции историко-философского процесса, находящие свое выражение в творчестве выдающихся мыслителей. В пособии дается, как правило, общая характеристика взглядов того или иного философа, выделяются самые важ­ные идеи, принципы и особенности его учения. Для знакомства с интересными фактами био­графий мыслителей, более подробного изучения отдельных периодов их творчества или ра­бот следует обратиться к рекомендуемой в пособии справочной и учебной литературе, фило­софским трудам и историко-философским исследованиям.

Серьезного внимания студентов заслуживает первая тема, где определяются предметное поле и основные проблемы философии, характеризуются ее методы и функции, происходит знакомство с основными понятиями, без знания которых могут возникнуть трудности при изучении историко-философского процесса. Отличительной особенностью учебного пособия является то, что значительное место в нем отведено истории русской философии, а также наиболее известным зарубежным концепциям XIX—XX вв. Автор надеется, что работа с этой книгой принесет пользу заинтересованному читателю, совершенствующему свое теоре­тическое мышление и не останавливающемуся в интеллектуальном поиске.

 

 

Мировоззрение и философия.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, убеждений и представлений, принципов и идеалов человека, определяющих его отношение к миру и самому себе и дающих ответы на наиболее важные жизненные вопросы. Над мировоззренческими вопросами (по крайней ме­ре иногда или же над некоторыми) задумываются практически все люди, достигшие опреде­ленного минимального уровня интеллектуального развития. К мировоззренческим вопросам относятся прежде всего следующие: Как устроен мир? В чем его сущность? Подчинен ли он каким-либо законам или же в нем царит хаос? Имеется ли что-то общее, свойственное всем без исключения явлениям мира и если оно есть, то в чем оно состоит? Конечен или бесконе­чен мир? Развивается мир или же «ничто не ново под луной», и все процессы вновь и вновь повторяются? Может ли человек познать мир и если может, то каким образом? Каково место человека в мире, его природа? В чем смысл жизни? Что такое общество, по каким законам оно развивается, и возможно ли прийти к его наилучшему устройству? Что такое добро и зло, счастье и справедливость, истина и красота, совесть и честь? Легко заметить, что миро­воззренческие вопросы в той или иной мере касаются не только мира в целом, но и отноше ния к нему человека. Поэтому мировоззрение определяет жизненные позиции людей, их по­знавательную, ценностную и поведенческую ориентацию.

Самым древним типом мировоззрения было мифологическое. Оно основывалось на ми­фах (от греч. «повествование», «сказание») — совокупности чувственно-наглядных образов, объясняющих происхождение и устройство мира. Миф представлял собой уже довольно це­лостную эмоционально-образную модель мира с четко ограниченными функциями отдель­ных богов и героев. Однако мировоззренческие вопросы в нем пока еще четко не ставились. Объяснение явлений природы и общества заменялось рассказом об их происхождении и тво­рении, причем допускались самые фантастические, сказочные версии — в мифе было все возможно, и он выступал как предмет веры, а не критики. Человек давал волю своему вооб­ражению, однако пока не мог рационально оценить и объяснить события и процессы. Он удовлетворялся утверждением, что «так было всегда», «так произошло», и не замечал проти­воречий, неотчетливо разделял вещь и слово (название этой вещи), существо и его имя. Люди пока еще затруднялись с операцией абстрагирования и мышление их было конкретно. Для мифологического мировоззрения характерны также слитность в понимании как человека и общества (индивид не мыслился вне племени), так и человека и природы (природа считалась одушевленной и на ее явления проецировались качества людей).

Большой шаг вперед в объяснении мира был сделан в религиозном мировоззрении, где смысложизненные вопросы формулируются более четко. Это стало возможным благодаря развитию у человека способности к абстрактному мышлению. Вместе с тем, поскольку пра­вильное познание мира сталкивалось с большими трудностями, ответ на эти вопросы давал­ся с помощью привлечения сверхъестественной и всемогущей, идеальной силы — Бога. Сле­дует отметить, что религия (от лат. «религио» — благочестие) развивалась от политеизма (признания множества богов) к монотеизму — вере в единого Бога, творца всего сущего. В отличие от мифологии, в религиозном мировоззрении бытие видится хотя и единым, но од­новременно четко структурированным, то есть разделенным на земное и небесное, человече­ское и божественное, злое и доброе, природное и духовное. Земной мир считается доступным постижению органами чувств, небесный же мир рассматривается как сверхчувственный.

Признание Бога позволяет человеку придать смысл собственной жизни и истории обще­ства, обосновать единство мира и дать достаточно экономные по содержанию и красивые по форме ответы на другие мировоззренческие вопросы. Для этого мировоззрения характерно наличие ряда не подлежащих ни при каких условиях сомнению положений — догматов (например, утверждения о бытии Бога и его всемогуществе). Влияние разума и рационально­го познания хотя и возрастает, но они занимают подчиненное положение по отношению к вере в догматы.

Свидетельством дальнейшего развития человеческого духа стало появление научного мировоззрения, в котором для объяснения действительности и ориентации в окружающем мире стали применяться конкретные знания, полученные с помощью разнообразных специ­ально разработанных научных методов (экспериментов, наблюдения, моделирования и др.). Особенности этого мировоззрения определяются также тем, что наука опирается на абст­рактное мышление и стремится получить объективное (то есть истинное независимо от убе­ждений и пристрастий конкретного ученого), доказанное и доказательное знание о сущест­венных связях между предметами, явлениями и процессами мира. Явления природы и обще­ства объясняются естественным образом, через объективные законы, и никакие сверхъесте­ственные силы в расчет не принимаются. Наука базируется на принципах развития познания, она критична даже по отношению к собственным результатам и поэтому не приемлет догм.

Следует отметить, что в чистом виде указанные три типа мировоззрения встречаются редко. Большинство людей имеют так называемое обыденно-практическое мировоззрение, сочетающее в себе в разных пропорциях (в зависимости от исторической эпохи, социально-экономических и политических условий страны, уровня и характера духовного развития че­ловека и т.п.) и, вместе с тем, в некотором единстве элементы мифологического, религиозно­го и научного мировоззрений. Определяющую роль в его формировании играют жизненный опыт, добытые в процессе непосредственной практической деятельности человека знания. Обыденно-практическое мировоззрение может быть противоречивым и содержать значи­тельную долю необоснованных положений. Часто люди некритически воспринимают и включают в число своих смысложизненных принципов чем-то внешне понравившиеся, но не обязательно верные идеи. Вместе с тем, большое значение в этом мировоззрении играют на­копленные многими поколениями традиции здравого смысла, позволяющие человеку более или менее успешно ориентироваться в окружающей действительности. Поэтому обыденно-практическое мировоззрение довольно консервативно и с трудом поддается изменениям в своем содержании.

Принципиально новым историческим типом явилось философское мировоззрение. Воз никнув приблизительно в то же время, когда складывались монотеистические религии и шел процесс формирования науки, это мировоззрение по своей сути стало результатом дальней­шего развития мировоззренческого отношения людей к окружающей действительности и к самим себе. Как и научное, философское мировоззрение ориентируется на рациональное объяснение Вселенной с помощью логического анализа. Вместе с тем, в нем предпринимается попытка охватить разумом весь мир и привести знания о нем в систему. В результате скла­дывается новый тип мышления — философствование. Оно представляет собой «особый акт осмысления мира и себя в нем, акт, дающий нам некое обобщенное, универсальное знание, свободное от повседневной «гонки за происходящим».1

Как заметил известный философ XX века М. Хайдеггер, это «вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос».2 Поэтому исходным пунк­том философствования является необходимость не просто принимать на веру те или иные положения, но и доказывать их. Философствование невозможно и без определенной внут­ренней свободы человека, его нескованности непререкаемыми авторитетами. В отличие от безапелляционности религиозного подхода, человек с философским взглядом на мир хотя и отстаивает собственное мнение, но в принципе допускает возможность собственной неправо­ты. Для философского мировоззрения характерна также терпимость к иным точкам зрения. Например, французский мыслитель Франсуа Вольтер (XVIII век) говорил, что хотя и не со­гласен с мнениями тех, кто с ним спорит, но готов отдать жизнь за то, чтобы оппоненты мог­ли свободно высказывать свои точки зрения.

Если в результате размышлений о мире в целом, подкрепленных конкретными фактами и определенными логическими доказательствами приходят к выводу о необходимости при­влечения для объяснения природы и общества сверхъестественной силы (Бога), то такое ми­ровоззрение является религиозно-философским. В том же случае, когда для осмысления мира используют научные данные и объясняют все существующее исходя из естественных основа­ний, говорят о научно-философском мировоззрении.

Естественно, что способность к философствованию стала достоянием вначале очень уз­кого круга людей. Выдающийся немецкий философ XIX века Г.Гегель писал: «Смело смот­реть в глаза истине, верить в силу духа — вот первое условие философии».3 Древние мысли­тели смогли овладеть таким подходом к миру, и в результате их деятельности возникла осо­бая наука — философия, сконцентрировавшая в себе итоги их мировоззренческих исканий. Мнения мудрецов стали записываться и храниться, обосновываться и дополняться, сравни­ваться и развиваться, отстаиваться и опровергаться.

Философия рассматривает мировоззренческие вопросы на теоретическом уровне (то есть с помощью проводимого по определенным правилам логического анализа на основе специальных понятий). Иными словами, философия — это теоретическое мировоззрение. Известный ученый античности Аристотель (IV в. до н.э.) определил философию как науку, исследующую «сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не ис­следует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что присуще этой части.»4 Многие другие мыслители главной задачей фи­лософии также считали познание.5 Действительно, философия обладает рядом черт науки -решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, ей присущи аргументирован­ность и логическая обоснованность положений и выводов, доказательность, стремление най­ти объективные знания. Вместе с тем, философия синтезирует, приводит в систему знания че­ловека о мире, получаемые им благодаря частным наукам.

На этом основании некоторыми мыслителями был сделан вывод, что философия может то, чего не в силах достичь частные науки. Следовательно, она будто бы «поднимается» над конкретными науками, руководит ими и, по сути дела, их «царица». Однако философия не опирается непосредственно на опытные факты и специальные методы исследования и в силу этого не является наукой в том же отношении, что и физика, химия или математика. Более того, философию интересуют прежде всего такие вопросы, на которые нет сиюминутного от­вета (то есть являющиеся «открытыми» или «вечными»). Поэтому другие мыслители вообще отказали философии в претензиях на всякую научность, например, объявив ее видом искус­ства.

На наш взгляд, две указанные точки зрения представляют собой крайности. Многове­ковой опыт развития философии показывает, что она, безусловно, является важнейшим спе­цифическим способом духовного освоения человеком мира, а не просто системой знаний. Но ее можно рассматривать и как особую науку, которая, с одной стороны, «больше, чем нау­ка», с другой — не отвечает всем критериям научности. Философия и наука — дополняющие друг друга, взаимосвязанные области знания, и их развитие с древности происходит в тесном «строятся» все существующие в мире предметы, явления и процессы. Основной же вопрос философии — это проблема соотношения материального (существующего в виде вещей, объектов) и идеального (мысли, представляющего собой образы, идеи). Этот вопрос по­зволяет охарактеризовать основополагающую мировоззренческую взаимосвязь в системе «мир — человек». Материальное и духовное представляют собой две области бытия, на которые подразделяется все существующее, и это именно те два элемента, которые рас­сматривались подавляющим большинством философов в качестве субстанций.

Следует отметить, что многие философские направления не признают как определяю­щий именно указанный вопрос. Скажем, в экзистенциализме главной является проблема смысла человеческого существования. Альбер Камю (XX в.) писал: «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить — значит ответить на фундаментальный вопрос фило­софии».7 На наш взгляд, рассмотрение бытия только субъекта (человека) в качестве исходно­го пункта философских рассуждений приводит к недооценке объективной реальности и не позволяет раскрыть ключевое мировоззренческое отношение «человек — мир».

Отношение мышления к материи имеет две стороны:

1. Что первично — материя или сознание? (то есть сознание является порождением и свойством материи или же, наоборот, материя, внешний мир есть результат развития идеальной субстанции, сознания);

2. Познаваем ли мир? (то есть является ли содержание сознания более или менее верным отражением внешнего мира или нет).

Философы, которые утверждали, что первичной в этом отношении является материя, называются материалистами. В истории наиболее известны следующие формы материа­лизма.

Во-первых, это материализм древних мыслителей. К его представителям относятся Ге­раклит (VI-V вв. до н.э.), Демокрит (V-IV вв. до н.э.), Эпикур (IV-III вв. до н.э.) и Лукреций Кар (I в. до н.э.). Их учения имели стихийно-диалектический характер, то есть признавалась изменчивость мира. Материализм древнегреческих мыслителей был синтетическим, сущест­вуя в нерасчлененном с частно-научным знанием виде (например, Демокрит одновременно с философскими рассматривал проблемы физики и техники, математики и медицины, педаго­гики и логики).

Второй формой является европейский материализм XVII—XVIII вв. К нему принадлежали Ф.Бэкон (XVI-XVII вв.), мыслители XVIII века Д.Дидро, К.А.Гельвеций и П.А.Гольбах. Он но­сил метафизический и механистический характер, то есть все виды движения в мире сводились к механическому, и считалось, что движение обязательно должно иметь внешний источник. При этом познание рассматривалось как процесс зеркального отражения предметов с помо­щью органов чувств, а роль практической деятельности человека в его взаимосвязи с внешним миром недооценивалась. Движущей силой развития общества считался идеальный фактор («мнения людей»).

Третья форма материализма — диалектический материализм. Его основоположниками стали жившие в XIX веке К.Маркс и Ф.Энгельс, которые соединили исходные материали­стические принципы с учением о саморазвитии мира по определенным законам (диалектикой). В отличие от своих предшественников, они распространили материализм на понимание истории и считали необходимым использование философии для практического изменения общества на разумных и справедливых основаниях.

Философы, полагающие, что первичным в отношении мышления к материи является сознание, духовное начало, называются идеалистами. Существуют две разновидности идеа­лизма — объективный и субъективный, в зависимости от того, какое сознание считается пер­воосновой мира. К объективному идеализму принадлежат Платон, Г. Гегель, современные и средневековые религиозные философы. За первооснову мира они принимают безличное и не­зависимо от человека существующее духовное начало (у Платона это мир идей, у Г.Гегеля — Мировой Разум, у А.Шопенгауэра — Мировая Воля, а у религиозных мыслителей им являет­ся Бог). Считается, что это начало порождает все существующее, превращаясь в предметы и явления, процессы внешнего мира, а также человеческую историю. К субъективному идеа­лизму относятся учения таких мыслителей, как Д.Беркли (XVIII в.), И.Фихте (XVIII-XIX вв.). В качестве основы всего существующего они рассматривали различные формы сознания от­дельного человека, субъекта. Мир рассматривался ими как совокупность ощущений, воспри­ятий и представлений, то есть отрицалось его объективное, до, вне и без человека существо­вание.

Следует отметить, что имеются также непоследовательный материализм и идеализм. Некоторые философы признают объективность материального мира и наличие в нем естест­венных законов, однако одновременно исходят из положения о творении всего сущего Бо­гом. Ряд мыслителей материалистически объясняют природу, но идеалистически — общест взаимодействии. Без анализа конкретно-научных данных философия отрывается от действи­тельности, впадает в умозрительность. Напротив, без философского осмысления своих ре­зультатов наука рискует ограничиться простой констатацией фактов и потерять способность видеть перспективы собственного развития.

По определению русского философа XX в. Г. В. Плеханова, философия есть синтез осознанного бытия. Объектом ее исследования является все существующее в целом. Именно поэтому философия не изучает Вселенную и общество как таковые, сами по себе, ведь прак­тически любой философский вопрос прямо касается взаимосвязи в системе «мир — человек» (или же подразумевает ее). Философские выводы — это знание о формах всеобщего, то есть того, что объединяет и делает целостным мир. Рассматривая многовековой путь, пройден­ный философией, можно дать следующее определение. Философия — это специфическая об­ласть духовной деятельности человека, особая наука, изучающая всеобщие основания и свойства бытия, законы существования и развития природы, общества и человеческого мышления.

 

Предмет философии.

Круг рассматриваемых философией вопросов (ее предмет) специфичен, поскольку, в от­личие от частных наук, она не изучает отдельные стороны и связи, отношения и свойства, присущие различным объектам и явлениям мира. Философия стремится определить наиболее общие для всех предметов и явлений свойства, связи и отношения. Для обозначения этих свойств, отношений и связей философы выработали соответствующие им логические поня­тия (философские категории), например, бытие и небытие, материя и сознание, движение и покой, форма и содержание, качество и количество. Категории приложимы не к какой-то одной области явлений Вселенной, а к любым предметам и процессам мира. Поэтому фило­софские категории не имеют конкретного чувственно воспринимаемого аналога, их можно только мыслить. Иными словами, нельзя увидеть или услышать, осязать или обонять содер­жание вообще или форму вообще. С помощью органов чувств воспринимают конкретную вещь с ее вполне определенными свойствами — величиной, качеством, формой и т.п. Что же представляет собой движение как таковое, в многообразии или даже бесконечности его про­явлений во Вселенной (а не просто движение какого-то отдельного предмета) можно попы­таться понять с помощью логических рассуждений. На основе системы категорий формули­руются философские законы и выявляются закономерности. Отличительная черта философ­ских категорий и законов — наивысшая, предельная степень их общности.

В силу особенностей предмета философии вычленение в ней каких-то структурных эле­ментов является достаточно условным. Тем не менее, специфический характер тех или иных областей бытия и соответствующих им комплексов встающих перед нами мировоззренческих проблем позволяет выделить в философии ряд разделов. Прежде всего, это онтология (от греческого «онтос» — бытие и «логос» — учение), изучающая сущность бытия самого по се­бе, вопросы устройства мира в целом. Диалектика (от греческого «диалеко» — веду беседу) исследует проблемы развития всего сущего. Гносеология (от греческого «гносис» — знание) рассматривает общие закономерности процесса познания человеком окружающей действи­тельности и самого себя. Соииалышя философия (от латинского «социалис» — общественный) решает вопросы, связанные с существованием и развитием общества как целостной системы. Философская антропология (от греческого «антропос» — человек) пытается охватить реаль­ность человеческого существования во всей его полноте, определить место и отношение че­ловека к окружающему миру. Аксиология (от греческого «аксиа» — ценность) анализирует природу человеческих ценностей и дает оценку положениям, выдвигаемым и обосновывае­мым различными философскими учениями.

Существует целый ряд проблем, которые привлекают внимание ученых на протяжении всей истории развития философии. Одна из наиболее важных — так называемый основной вопрос философии, от решения которого зависят основополагающие мировоззренческие по­зиции мыслителей. Рассмотрение через призму этой проблемы творчества философа обычно позволяет при классификации отнести его к той или иной философской школе или направле­нию. Теоретически четко данная проблема была поставлена только в XIX веке Ф.Энгельсом, который писал: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».6 Однако и предшествующие исследователи, не ставя этого вопроса четко, тем не менее самим содержанием своих учений давали на него тот или иной ответ, опирались на какое-то его решение.

Дело в том, что с основным вопросом философии тесно связана проблема субстанции (от латинского «субстанция» — нечто лежащее в основе). Философы много спорили о том, что является тем далее неделимым первокирпичиком или первоосновой, из которой во и т.п. Борьба материализма и идеализма вовсе не означает их принципиальной несовмес­тимости в решении вообще всех проблем, как и то, что одно из этих направлений представ­ляет собой абсолютную истину, а другое есть полное заблуждение. История философии и науки показывает, что ценность имеют многие идеи не только материализма, но и идеализ­ма. Это обстоятельство необходимо учитывать в процессе дальнейшего развития философ­ского познания.

Отстаивая свои учения, материалисты и идеалисты, несмотря на их принципиальные различия, опираются на положение об одной субстанции и исходят из того, что действитель­ность в основном своем качестве едина. Такой подход называется монизмом (от греческого «монос» — единственный). Вместе с тем, имеется также философское направление, утвер­ждающее, что материя и сознание являются двумя хотя и взаимосвязанными, но совершенно равноправными субстанциями, существуют вечно и не порождают друг друга. Оно называет­ся дуализмом (от латинского «дуалис» — двойственный). Виднейшим представителем дуа­лизма являлся французский мыслитель Рене Декарт (XVII в.). Наконец, согласно плюрализму (от латинского «плюралис» — множественный), субстанций существует бесконечное множе­ство. Такой точки зрения придерживался немецкий философ Г.В.Лейбниц (XVII-XVIII вв.).

Рассматривая вторую сторону основного вопроса философии, большинство мыслителей (и материалистов, и идеалистов) не сомневаются в познавательных способностях человека и признают принципиальную возможность раскрытия им сущности объектов природы и обще­ства. Такой подход называется гносеологическим оптимизмом. Однако встречаются филосо­фы, которые не соглашаются с утверждением о познаваемости окружающей действительно­сти. Учение, отрицающее принципиальную возможность познания мира, называется агно­стицизмом (от греческого «а» — не и «гносис» — знание). Подобных взглядов придержива­лись Д.Юм (XVIII в.) и И.Кант (XVIII — начало XIX вв.).

Помимо основного вопроса философии мыслителей интересует много других важных философских проблем — прерывности или непрерывности субстанции, роли в познании ра­зума и данных органов чувств, существования и объяснения движения и т.п. Например, фи­лософов, считающих, что истинное познание мира начинается с данных органов чувств, на­зывают сенсуалистами (от латинского «сенсус» — чувство). Суть их взглядов можно выра­зить в утверждении, согласно которому нет ничего в человеческом разуме, чего бы раньше не было в чувствах. Представителями сенсуализма являлись Ф.Бэкон, Д.Локк (XVII в.). Мысли­тели, которые утверждают, что правильное познание мира начинается с разума (в котором есть некоторые врожденные идеи или принципы, служащие исходным пунктом интеллекту­ального развития), являются рационалистами (от латинского «рационалис» — разумный). Сторонники такой позиции — Р.Декарт, Г.В.Лейбниц.

Уже в Античной Греции проявились два принципиально разных подхода и к проблеме движения. Гераклит, будучи одним из основоположников диалектики как учения о развитии, считал мир постоянно меняющимся, реально движущимся. Напротив, Парменид (VI-V вв. до н.э.) полагал, что мир неизменен, а движение нам только кажется, поскольку логически дока­зать его существование (то есть мыслить) нельзя. Он также исходил из того, что в мире нет пустоты, и сколько бы мы ни делили предметы на части, никогда не получится отграничен­ного от других и далее неделимого элемента. Материалист же Демокрит обосновывал идею о том, что такие, неразложимые более на части, элементы существуют.

 

Методы и функции философии.

Споры по различным вопросам постепенно привели философов к осознанию того, что важным является не только высказывание тех или иных новых и интересных идей, но и не­противоречивость предложенных идей между собой, а также доказательство их истинности. В творчестве Сократа (V в. до н.э.) впервые было обращено пристальное внимание на сам путь философской мысли и закономерности процесса философствования. Сейчас уже всем очевидно, что философия не была бы теоретическим мировоззрением и особой наукой, если бы представляла собой лишь набор произвольно высказанных, недостаточно аргументиро­ванных и не связанных друг с другом положений. Поэтому для философских учений харак­терно наличие двух обязательных сторон — системы и метода. Под системой понимается со­вокупность взглядов мыслителя мировоззренческого характера, приведенных в определен­ный порядок и подчиненных некоторым наиболее важным, определяющим все остальное учение идеям. Метод (от греческого «методос» — путь исследования) представляет собой способ построения и обоснования выдвинутой системы философского знания. Исторически сложились два основных метода философского познания -диалектика и метафизика.

Под влиянием деятельности выдающегося древнегреческого мыслителя Сократа диа­лектика многие века понималась как искусство вести диалог и спорить с целью достижения истины путем столкновения мнений (отсюда ее название). Другой древнегреческий философ, Гераклит, исходил из всеобщей изменчивости не только познания, но и всего существующего в объективном мире. Большой вклад в становление диалектики внес Г.Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать взаимопроникновение противоположностей в движении понятий, то есть он признавал реальное развитие прежде всего в сфере духовного. К.Маркс и Ф.Энгельс разработали материалистическую диалектику, согласно которой структура, осо­бенности и развитие познающего мышления отражают объективные связи и изменения, имеющие место в окружающем мире. Как указывалось, в современной философии диалекти­ка рассматривается как теория развития. Вместе с тем, она представляет собой и такой метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии.

Понятие «метафизика» возникло случайно. Один из комментаторов Аристотеля назвал так группу работ мыслителя о «бытии самом по себе», следующих после сочинения «Физика» (по гречески «мета» означает «после»). Поэтому первоначально термин употреблялся как си­ноним философии. Метафизика как метод познания противоположна диалектике в том от­ношении, что она изучает все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные образы как отдельные, неизменные, вне их связи и развития, сами по себе. Классическое выражение метафизика получила в XVII столетии в трудах Р.Декарта и Б.Спинозы. Она имела серьезное значение как раз в этот период, когда наука постепенно собирала конкретный материал для последующих обобщений. Подвергать изучаемые предметы анализу было удобнее при рас­смотрении их в мысленном покое. Но со временем именно диалектика стала все больше от­вечать потребностям философского познания, так как ее принципы (всеобщей связи явлений и процессов, развития всего сущего и др.) точнее соответствуют объективно существующему миру — миру, не просто состоящему из отдельных предметов, но и наполненному многооб­разными противоречиями, проникнутому сложными взаимосвязями и бесконечно разви­вающемуся.

Философия имеет большое значение для людей, активно взаимодействуя не только с наукой, но и с другими сферами жизни общества. Ее исходные теоретические принципы и ис­следовательские подходы, выводы и ценностные ориентации оказывают влияние на искусст­во и литературу, религию и идеологию, экономику и политику, правовое и нравственное соз­нание. В свою очередь, на философию накладывают отпечаток самые различные обстоятель­ства жизни того или иного народа или особенности исторического периода. По выражению Г.Гегеля, философия является «духовной квинтэссенцией времени», самосознанием эпохи. Она концентрирует опыт осмысления людьми окружающего мира и самих себя, мудрость предшествующих поколений.

Выступая в качестве особой науки, философия выполняет познавательную функцию. Она вооружает людей знанием фундаментальных законов развития природы и общества, ак­тивно исследует бытие человека в мире, смысл и цель его жизни. Методологическая функция философии заключается в том, что она вырабатывает систему способов и приемов изучения мира, а также его изменения. Общие методы познавательной и практической деятельности людей применяются затем и в частных науках — естественных и общественных. Философия занимается выработкой универсальных, то есть применимых ко всем областям жизни поня­тий, которыми затем пользуются люди. Творчество философов вносит серьезный вклад в систематизаиию человеческого опыта, обобщение достижений национальной и мировой ду­ховной культуры. В последнее время все большее значение приобретает прогностическая функция, состоящая в предсказании наиболее общих тенденций мирового развития. В этой связи философия также критикует существующие социальные порядки. Будучи продуктом своей эпохи, ее конкретно-исторических условий, философские учения выполняют роль от­ражения интересов и представлений различных социальных групп, то есть идеологическую.

Наиболее важная функция философии — мировоззренческая. Особенностью человека как личности является то, что он желает знать общие законы существования и функционирова­ния мира в целом, стремится постичь зависимость частных проблем от этих общих законов Вселенной. Кроме того, для человека крайне важен выбор основополагающих принципов поведения, определяющих его жизненный путь. Естественно, что особенно остро эти про­блемы встают перед людьми в период становления осознанного научного или религиозного мировоззрения, то есть в молодые годы. Поэтому весьма важное значение философия имеет для молодежи, положительно влияя на расширение кругозора и обобщение имеющихся зна­ний, побуждая к размышлениям над «вечными» вопросами и формируя способность рацио­нально-критической (а не нигилистической) оценки действительности. Овладение философ­скими аргументами ведет к преобразованию стихийно сложившихся взглядов в более тща­тельно продуманное и обоснованное мировоззрение и формирует у человека теоретическое мышление.

Трудности в процессе изучения философии компенсируются ее пользой для интеллекту­ального развития личности. Поэтому многие мыслители советовали изучать философию. Так, Ф. Энгельс писал: «Пробным камнем для молодежи является философия».8 Древнегре­ческий мыслитель Эпикур призывал: «Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией».9 Французский же гуманист XVI века Мишель Монтень отмечал, что филосо­фия «утишает душевные бури, позволяет с улыбкой сносить болезни и голод,... опираясь на вполне осязательные, естественные доводы разума».10

 

Вопросы для самоконтроля к теме 1

1. Каковы соотношение и взаимосвязь философии и мировоззрения?

2. Почему мировоззрение играет важную роль в жизни человека?

3. В чем отличия предметов философии и частных наук?

4. Какие проблемы рассматривает философия?

5. В чем принципиальное отличие диалектики и метафизики как философских методов познания?

6. Каковы наиболее важные функции философии?

7. Что изучает история философии?

 

Примечания к теме 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.04 с.)