Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свобода как нравственная ценность. Свобода и необходимость. Моральный закон
Томас Гоббс справедливо определил свободу как «естественное», неотъемлемое право человека. Однако только через соотношение свободы и необходимости решается нравственная проблема свободы. Необходимость – это, прежде всего, внешние условия и обстоятельства, в которых вынужден действовать моральный субъект, а также внешняя и внутренняя обусловленность человеческой деятельности. Объективные и субъективные факторы и ситуации в жизни: объективные: например, гражданская война, цены на рынке, землетрясения и др. природные катастрофы. Субъективные: устоявшиеся нормы и традиции морали, капризы и т.д. Понятия этического фатализма и волюнтаризма. Фатализм абсолютизирует необходимость, ставит человека в полную зависимость от объективных обстоятельств (Бог, судьба, космические силы и т.д.). Жизнь предопределена, человек несвободен, не в силах ничего изменить. Человек не несет никакой ответственности за свои действия. Итог - нравственная пассивность, покорность обстоятельствам отрицает всякую необходимость. Этический волюнтаризм: абсолютная свобода в моральных решениях, главное – собственная воля. Итог – отказ от нравственных норм, произвол – образец поведения. Свобода невозможна без ограничений, которые являются условием свободы каждого. В этическом волюнтаризме произвол не признает ограничений. Концепция «позитивной свободы деятельности» американского теоретика этики Дж. Дьюи включает обоснованное мнение о том, что общественные и государственные институты нельзя рассматривать как врагов свободы, освобождение от моральных запретов привело бы к возврату к животному состоянию, праву сильного. Дж. Кэмпбелл также считает, что «… общество не может в любом случае настаивать на свободе. До тех пор, пока мы отрицаем … такой смысл свободы, как свобода грешить, вредить, ошибаться, мы признаем, что временами свободу необходимо и ограничивать». Таким образом, оправдание произвола ведет к тому, что человек становится рабом страстей и прихотей, случайных влияний, его цели не согласуются с окружающей действительностью. Голландский мыслитель 17 века писал: «Стихия захлестывает человека, отнимает у него волю, лишает его достоинства и смысла жизни». Митрополит Минский и Слуцкий Филарет подчеркивает связь понятия «свобода» с противоположными ему понятиями «греха» и «страсти» в христианской этике. Известный белорусский богослов отмечает, что следование греху приводит к потере человеческой свободы, человеческого достоинства; став рабом греха, человек, а точнее – человеческая личность теряет свою самостоятельность.
Вывод: отрицание нравственной свободы в фатализме (фаталист – раб необходимости, абсолютизирует необходимость) и волюнтаризме (волюнтарист отрицает роль необходимости, жертва собственного произвола). Выход – между двумя крайностями. В философских учениях идея необходимости трактовалась как карма – в древнеиндийской философии, дао (путь сущего) – в китайской философии, моральный закон (ориентация на христианские добродетели, общечеловеческие ценности добра) – Фома Аквинский, категорический императив И. Канта, детерминированность морального поведения общественными отношениями. В современном белорусском обществе, которое базируется на основополагающих традиционных культурных и духовно-нравственных ценностях белорусского народа, необходимость воспринимается как следование моральному закону, что отражает влияние христианских ценностей. Признается, что следованию моральному закону разумно, целесообразно, призыв к человеку обнаруживать моральные обязательства в существующих ценностях, учит различать добро и зло, не требует автоматического подчинения, не создает моральных обязательств, не лишает человека моральной независимости. Моральный закон - это закон свободы, оставляет человеку право по собственной воле выбирать добро и следовать ему, это не закон-предписание. Предписывающие заповеди морального закона имеют запретительные («не убий» и т.д.) и обязательные («чти отца и матерь своих»). Негативная формулировка: исключается только то, что запрещено, оставляя все остальное по сути свободным для нравственного творчества человека Пути свободной моральной инициативы не попадают в поле прямых запретов, наиболее человечны, предписывающие установки не затрагивают важнейшие аспекты человеческого бытия: счастье, дружба, призвание, творчество и т.д. Общепризнанно, что насильно «осчастливить» нельзя.
Современная гуманистическая этика – стремление к добродетельности отдает предпочтения действиям, продиктованным свободным выбором, а не действиям, регулируемым предписаниями. Внутренняя свобода обеспечивается ориентацией на подлинное добро, при которой возникает устойчивая привычка отдавать ему предпочтение. У человека развивается добродетельность. Переход от морального закона к добродетели осуществляется благодаря желанию добра, а не под влиянием страха перед наказанием. Свободен тот, кто отвергает зло не потому, что оно запрещено, а потому, что оно зло. Идея «качественной свободы» Фомы Аквинского: свобода ориентирована на добро, добродетель – динамическое качество, необходимое для достижения свободы. Нравственный закон - необходимое условие развития свободы. Концепция «индифферентной свободы» средневекового мыслителя У. Оккама, в отличие от идеи «качественной свободы» Фомы Аквинского, предполагает, что свобода – это индифферентный выбор между добром и злом, добродетель мешает абсолютной свободе выбора, а нравственный закон – враг, с которым свобода находится в постоянном конфликте. Вывод: Моральный закон – решающий фактор в создании духовного и психологического климата, свободной нравственной деятельности человека, призыв к сотворчеству, самореализации человека, нравственному развитию. Он не исключает, а предполагает свободу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.006 с.) |