Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кондициональные категории этики: долг, совесть, честь, достоинство
Кондиционизм, или кондиционализм (лат. conditio - условие) – так физиолог Фервори (1863-1921) называет свою теорию познания, в которой понятие причины вследствие того, что оно слишком антропоморфно и ненаучно, заменено понятием совокупности условий. Кроме того, нет ни одного явления, которое зависело бы только от одной причины, и понятие причины, примененное ко всем определяющим факторам процесса, идентично понятию условия. Особенности кондициональных категорий имеют нормативный, образцовый статус; императивный, оценочный, мотивирующий характер; «взаимообусловленные», т.к. подчеркивается содержательное единство и теснейшую взаимосвязь понятий «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Категория «долг». А.А. Гусейнов: обозначает «нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения». Долг - это отношение к должному, т.е. выполняя определенные обязанности, человек осознает их как необходимые для себя (интериоризация). Кант: долг – самый чистый моральный мотив. Бескорыстная мотивация. Коллизии, противоречия между долженствованием и личными склонностями, между различными видами долга; между внешними требованиями и индивидуальными ценностными ориентациями. Невыполнения долга вызывают мучительные переживания. Механизм индивидуальной моральной регуляции – совесть. Совесть - способность человека к моральной саморегуляции на основании самооценки. Выражение самооценки на уровне совести: негативно («угрызение совести»), позитивно (моральная удовлетворенность своими поступками, «чистая совесть»). Двоякая природа совести. В глубоко личностном обнаруживается нечто общечеловеческое, «чисто идеальное лицо» (Кант): «одинокое богослужение» (Гегель), «голос Бога внутри человека». Стыд - способ самооценки. Отличается от совести наличием «внешнего наблюдателя», исключительно негативным проявлением самооценки. В христианской морали и нравственности особое значение имеет обращение к совести человека, как фундаменту личной и общественной морали. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси подчеркивает воспитывающий характер этой высшей нравственной: ценности: «Общественные потрясения происходят вследствие конфликта совести воспитателей с совестью воспитуемых. Коль скоро целью всякого воспитания в конечном итоге является стабильность и процветание личности, семьи, нации и государства, то с точки зрения Православной Церкви, христианской веры и религии в целом совесть является здесь ключевым понятием. Именно на нем строится все здание личной и общественной морали, нравственности, патриотизма, гуманистических ценностей и духовных традиций».
Именно голос совести помогает различать добро и зло. Так считает архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилевский. Он подчеркивает рациональный и одновременно духовно-нравственный смысл этого этического понятия: «Совесть – это суд разума, который способствует распознаванию человеком нравственной ценности конкретного действия, которое он совершил, собирается совершить или совершает». По мнению белорусского богослова, голос совести – как бы некая сигнальная система, которая предупреждает о совершении неподобающих дел. В Евангелии есть также понятие «сожженой совести», то есть заглушенной совести. Ясперс: Стыд – основанная на чувствах уверенность в том, что нельзя философствование, раскрывающее экзистенцию, выдавать за само существование, нельзя удовлетвориться результатами такого философствования. Сартр: «В чувстве стыда я признаю, что я есть я, каким другие видят меня». Честь и достоинство образуют устойчивое словосочетание, взаимосвязаны, основа - представления о нравственной самоценности человека. Осознание персонально и, с другой стороны, имеет внешнее, общественное измерение. Различия категорий «честь» и «достоинство». Категория «честь» обозначает морального субъекта в качестве представителя какой-либо локальной общности (сословия, рода, профессии и т.д.). В категории «достоинство» нравственная значимость личности выражена более универсально (равенство всех людей перед моральным законом) и имеет общечеловеческий смысл.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.003 с.) |