Общая церковная история в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая церковная история в России



Общая церковная история в России

Дм. Ростовский +1709

СГЛА 1685 г. Московский ун-т отпочковался в 1755

1805 г. учебник Мефодия Смирнова, Карамзин “История государства Российского”

1817 г. архим. Иннокентий Смирнов “Начертание церковной истории от библейских времен до 18 в.”

учебник Ефграфа Смирнова 10 изданий

 

Историки 2-й пол. XIX в.:

ПА: Троицкий И. Е. история Византийской церкви

Болотов труды по неисследованным проблемам

Каз А: Курганов Отношения Ц. и государства в Византии, Константин Великий

Ки А: Терновский Греко-восточная церковь в эпоху Вселенских Соборов

Поснов История Христианской церкми

МА: Лебедев +1907 10т. ци трудов

Спасский История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов

Карташов История Вселенских Соборов

Периодизация церковной истории

1. Древний период (до разделения Ц. на З. и В. 1054 г.)

2. Средний период (1517 реформация на З., 1453 падение Константинополя на В.)

3. Новый период (до наших дней)

 

Для школьных учебников

1. 34-313 (Миланский эдикт) период первоначального распростронения хр-ва, борьбы с иудейством и язычеством до полного торжества при Конст. Великом

2. 313-1054 период точного выражения и определения веры (догматов), борьба с ересями, внутреннее благоустройство Ц.

католики 21 Вс. Собор 1961-1964 II Ватиканский Собор

3. 1054-1453 на В (1517 на З.)

4. 1453 (1517) до наших дней

 

(356-323) Александр Македонский

166-164 гг. до н. э. восстание Маккавеев

37 г. до н. э. - 4 г. н. э. правление Ирода Великого

63 г. до н. э. завоевание Иерусалима Помпеем

67 г. восстание иудеев завоевание имп. Титом Иерусалима 70 г.

132-135 восстание Бар-Кохбы имп. Адриан основание города Элия Капитолина построение храма Юпитера Капиталийского

638 г. Омар захват Иерусалима

ок. 50 г. апост. собор в Иерусалиме

+ 67 г. смерть ап. Петра и Павла в Риме

 

Гонения со стороны иудеев:

1. убиение архид. Стефана

2. Ирод Агриппа 41-44 гг.

 

Преследовали:

1. как сектантов

2. Спаситель - земной царь, хр. - небесный; господство над миром, хр- Бог есть Дух

3. христиане не соблюдали иудейских обрядов

 

Условия для распространения христианства:

Внешнии:

1. единство Римской империи - удобство сношений

2. двулингвизм - греч. и римский языки

Внутрении:

1. падение языческой религии - пантеон

2. упадок философии

стоицизм Зенон 264 г. до н. э. эпикурейство Эпикур 4-3 вв. до н. э.

неопифагорейство 1в. до н. э. неоплатонизм Плотин 204-268

Римские императоры I века

27 г. до н. э.- 14 н. э. Август Поптификс Максимус - первый верховный языческий жрец из императоров

14-37 Тиберий

37-41 Калигула

41-54 Клавдий

54-68 Нерон

69-79 Весспасиан

79-81 Тит

81-96 Домициан брат Тита

96-98 Нерв

 

Периоды гонений

1. до императора Траяна (98-117) как иудейскую секту

погибли Игнатий Богоносец, Симеон Иерусалимский, Климент Римский 64 г. гонение Нерона Помпея Сабина

 

2. при императоре Траяне до 249: хр-во недозволенная религия “иллицита” инициатива у общества

3. Декий Траян (249-252) до 313 инициатива у правительства последняя война Диоклетиан (284-305)

 

После 3 гонения классификация отступников

кто своей рукой приносил жертвы

кто выправлял справки о принесении жертв (либелии)

чьи имена в их отсутствии вносились в списки

 

императоры: порфирогениты (багрянородные)

 

Г. разделение империи

Восток: Диоклетиан Никомедия (Мал. Азия)

Галерий Сирмий (р. Сава)

Запад: Максимиан Медиолан - Равенна

Констанций Хлор Трир

 

303 г. эдикт Диоклетиана и Галерия

304 г. 4 эдикта Галерия

305 г. прекращение гонений на З.

Галерий назначает кесарями для Италии и Африки Севера, для Азии - Максимина (подтв. 4 эдикта, выкалывал глаз, перерезал жилы)

311 г. эдикт Галерия хр-во - дозволенная религия

313 г. Миланский эдикт о дозволенности христианской религии

 

Охлас преследовал:

1. язычество имело силу привычки; боги могли прогневаться и наказать империю

не обожествляли императора, не кланялись богам, не имели храмов

питаются какой-то кровью (наверно младенцев)

обвинение в эдиповом смешении - агапы

2. закрытый характер христианских обществ застввлял подозревать худое

 

Правительство гнало:

1. хр-во отвергало языческую религию, кот. была государственной, культ императора

2. консерватизм римского характера: хр-не вводили новое

иудаизм римляне признавали дозволенным

обряды евреев казались скверными

древняя религия

удобный плацдарм для завоеваний на В.

3. ночные собрания, ожидания царя, уклонение некоторых христиан от военной службы

закон: на каждом собрании - римский чиновник

188 г. до н. э. запрещен культ Бахуса (винопития) казнено до 7000 чел.

4. римляне приравнивали магию и колдовство к отравлению ядом - терпение христиан

 

Преследования интеллигенции

1. хр-не отрицали римскую культуру вообще, воспитывали детей в ненависти к Риму

2. разбивали статуи - не боги колонна Траяна - хр-не враги культуры

3. враги соц-политич. жизни: хр-не уклонялись от занятия общ. должностей, от избрания императоров, не учавствовали в поминальных пиршествах

Коммат (180-192) терпим

Траян - “гуманный” “Будь счастливей Августа и добрей Траяна” - при поставлении

 

Апологии христианства

Судебные:

125 г. Афины Кодрат имп. Адриану(117-138) защитительная грамота в пользу христиан

Апология Аристида Адриану

Иустин Философ (2в.) 2 апологии к Антонину Пию (138-161)

Несудебные:

249 Ориген “Против Цельса” в 8 книгах

4 в. Евсевий Кесарийский 2 апологии

+373 Афанасий Великий “Слово против язычников”

Василий Великий “Шестоднев”

Запад: Тертулиан “Апологетика”, “К народам”

Киприан Карфагенский 3 в. “О суете идолов”, 3 книги “свидетельств против иудеев”

+330 Лактанций “Божественные установления”

+430 блаж. Августин “О граде Божием”

Ересь - сознательное и преднамеренное уклонение от ясновыраженного и сформулированного догмата христианской веры, и, вместе с тем, выделение из состава церкви нового общества

 

Ересь

Иудействующих

1. Назореи (умеренные)

2. Эввиониты (нетерпимые) И. Х. - великий пророк, получил достоинство Мессии при крещении, от всех христиан соблюдение закона Моисея, таинство евхаристии 1 раз в год, употребление в таинстве воды

 

Гностиков

попытка примирить хр-во с греческой философией и восточными рилигиями

еп. Ириней Лионский (130-202) “Пять книг против ересей”

лжеучителя: Валентин, Василид, Сатурнин, Маркион

 

Признаки гностического учения:

1. дуализм: 2 начала жихни: Высочайший Дух и материя (это составная часть учения

персидского зороастризма)

2. демиургизм: видимый мир сотворен не Богом, а низшим духовным существом - Димиургом -

плодом соединения отдаленного эона с материей. Эоны - частицы Божества

И. Х. - высший эон, ближайший к Высочайшему Духу

3. докетизм: И. Х. не имел действительного тела, т. к. материя - причина всякого зла

4. трихотомия: весь Универс трехчастен 1) благой Бог 2) смешанный из Духа и материи

окружающий мир 3) материя

 

Люди: 1) пневматики 2) психики 3) гилики (соматики)

 

Гностические группы:

Монахианство (антитринитарии)

Манихейство - крайний дуализм

Хилиазм - 1000 царство

Монтанизм - отрицание разума в делах веры

Алоги - отрицали учение о Логосе, не признавали Евангелия от Иоанна, Апокалипсиса - подложное (еретик Керинф)

 

Ориген (182-251)

род. в Александрии в греч. семье, отец (Леонид) пострадал в гонение Севера, преподавал на месте отца словесные науки: грамматику, филологию, риторику, претерпевал соблазн от слушательниц - оскопил себя, много путешествовал (Палестина, Рим, Аравия, Антиохия), 216 бежал от гонений в Палестину, где проповедывал и занимался толкованием у еп. Александра Иерусалимского и Феоктиста Кесарийского не имея сана (разрешалось по обычаям иудеев и первых христиан), по возвращению в Александрию 10 лет учитель местной школы,

проф. богословия, преп. Экзегетику, 228-230 снова уезжает в Палестину, где его рукополагают во пресвитера, еп. Дмитрий зело негодова, Александрийские Соборы отлучили Оригена от Ц., О. уехал в Кесарию, “адамантовый и медный изнутри”, достиг высшей степени бедности, написал ок. 6000 книг, погиб при гонении Декия Траяна в г. Тире по выходу из тюрьмы: оковы, истязание железом, голод, многодневное сидение на шпагате.

Болотов “Учение Оригена о Св. Троице”

1. Библейско-критические: “Гекзабла”, “Тетрабла”

2. Библейско-экзогетические: толкование почти на все книги Библии

3. догматические (вероучительные): “О началах”, “Строматы”

4. апологетические: “Против Цельса” в 8 книгах

5. назидательного характера: “О молитве”, “Увещание к мученичеству”

6. письма: 2 письма к Григорию Чудотворцу

неправославные аспекты:

1. учение о душе Христа: 1 из сотворенных Богом человеч. душ, стремящ. соед. с Божеств. Голосом

2. признавал души животных, солнца, луны, звезд

3. идея апокатастасиса

4. в истории есть постоянное чередование миров

5. изгонял чувств. (эсхатологические ожидания) воскресение плоти понимал в смысле духовном

6. признавал душу Свящ. Писания - нравственно-назидательный смысл

 

Иоанн Златоуст 347-407

род. Старославной Антиохии отец Секунд - местный военноначальник мать Анфуса школа риторов Ливания (учился также Вас. Вел 329-379), недолгая адвокатская практика, крестился у св. еп. Мелетия, 370 чтец, изучает С. П. у Диадора (наст. Пустынного монастыря) “К Феодору падшему”, “6 бесед о священстве”, дьякон в Антиохии: хозяйство, благотворительность, 39 лет пресвитер проповедь в Антиохии, 388 мятеж в Антиохии 10 лет правления Феодосия Великого 18 слов, 398 архиеп. Константинопольский

вразумлял священство, устроял женские монастыри

 

сократил чин Литургии - Литургия св. И. Зл. Потом ее добавили:

Единородный Сыне - Юстиниан

Святый Боже - Прокл

Херувимская - Иустин младший

Да исполнятся уста наши - патр. Сергии 620 г.

собор 23 еп. излнал И. Зл. в армянск. г. Кукуз, из Кесарии изгнан монахами, письмо Инокентия папы Римского и Гонория (брата Аркадия) к Аркадию, ссылка в Пифиунд (Пицунда), умер в Команах “Слава Богу за все” церковь св. Василиска

 

Тертуллиан

род. ок.160 г. в семье сотника, современник Климента Александр., образование адвоката, адвокатская практика в Риме, испил чашу радостей до дна, 195-197 крестился, м. б. стал катехетом К. школы, ок. 213 стал монтанистом, боролся с гностиками и Кафолич. Церковью, к конце жизни создал свою группировку тертуллианистов

сочинения:

1. апологетические: “К народам”, “Апологетик”, “К проконсулу Африки”, “К скакуле” истинная сущность язычества - демонизм, истинность хр-ва - нравственное возрождение крестившихся

2. догматические и догматико-полемические до монтанизма: “О давности против еретиков”; из монтанизма: “5 книг против Маркиона”, “Против валентиан”, “О плоти Христа” - против дакетов

3. о христианской жизни до ереси: “О терпении”, “О молитве”, “О крещении”, “О покаянии”, “К жене”, “О зрелищах”, против правосл: “О единобрачии”, “О постах”

 

греч. философы - патриархи еретиков, Сенека нравился, Евангелие уничтожило необходимость в науке, верую потому что нелепо, у еретиков нет права спорить с христианами, строг к лапси

Бог - един, вечен и свободен, Св. Дух - как луч солнца от солнца, Б. первее Сына, но не по времени, мир сотворен из ничего, приписывает Б. тело, душа чел. не может быть без тела - от отца через семя, первородный грех передается через семя, душа и тело вместе благоденствуют и страдают, мученики д. получить телесн. наслаждения, а грешники д. терпеть наказание на теле, идея хилиазма, враждебен к искусству, театр-дьявольское предприятие, против поэзии, призывал не служить в армии, брак не прекращается со смертью

 

блаж. Августин, еп. Иппонский (354-430)

род. 354 в С. Африке в Тагасте, Иппон-60 км. от Тагасты на берегу Средиземного моря, 16 лет в Карфагене учился классич. наукам, 19 лет отец сына Адиодатта, 12 лет с конкубиной, закончив риторическую школу учительствовал в Тагасте, Карфагене, “Гортензий” Цицерона пробудил жажду истины, 373-383 слушатель манихейской секты в Карфагене, 383 переезжает в Рим и преподает риторику, 384 учитель красноречия в Медиолане, 387 накануне Пасхи крещен вместе с сыном Амвросием Медиоланским, 391 пресвитер и Иппоне, 395 соепископ, осаждение Иппона после Рима, смерть 430 76 лет

сочинения:

автобиографические: “Исповедь”

полемические: трактаты против манихеев, пелагиан

догматические: “Энхиридион” и др.

экзегетические “Коментарий на значительную часть Библии”

практические: 363 проповеди и нравственные трактаты, 270 писем

 

первородный грех не имеет непреодолимой силы, грех - проявление личной воли, осуждал идею Пеллагия о равновесии (способен принимать добро и зло в равных возможностях), благодать необходима для возбуждения спасит. веры и доброй деятельности и для продолжения и окончательного завершения дела спасения, процесс спасения состоит из взаимодействия благодати и свободы

 

Крещение Грузии

 

Первые семена хр-ва крещ. евреи в Грузии, поддерж. отношения с Палестиной и Сирией, бежавшими и ссыльными (Абхазия) христианами, апп. Андреем и Симеоном Кананитом

св. равноап. Нина (Нонна) 276-335 гречанка или сириянка, дочь полководца имп. Максимиана до 14 лет служила в Иерусалиме при гробе Господне, затем переехала в Рим, на В. при гонении Максимиана, в Грузию от преследования языч. армянского царя Тиридата, 315-318 тайно проповедывала в Мцхете, чудесно исцелила царицу и нескольких придворных, обращение царя Мириана, император (Константин) прислал в Грузию еп. и священников, груз. Ц. была приписана к Антиох. Ц., история груз. Ц. армянин Моисей Хоренский 4-5 в. и византийские историки Руфин, Сократ, Созамен, груз. Библия (5 в.) - перевод с Септуагинты,

Месроб Маштоц - создатель алфавита, 5 в. царь Вахтанг I объединил Грузию, паломничество в Иерусалим, настоял перед антиохийским патриархом, чтобы высшее духовенство состояло из грузин - начало автокефалии до 1811 - присоединение к Русской Ц., Вахтанг I перенес столицу в Тифлис, 6 в. хр-во всюду распространено

 

Крещение Армении

 

Армень - спутник Ясона в Колхиду за золотым руном, армяне наз. свою землю Эдемом топонимы:

Эривань (Ереван) - “явление” - место, где Ной впервые увидел землю

Аккори - “насаждение виноградной лозы” на Арарате

Маранд - “место матери” - гробница жены Ноя

Аррнойотн - “при ногах Ноя” - место погребения Ноя

 

войны за независимость с Римом, Персией, Византией, победили при Багратидах, нач. хр. эры - римская колония, проповедывали апп. Фаддей, Варфоломей, Симон Канонит, Иуда Леввей,

4 в. Армения - 1-е христ. гос-во, Григорий просветитель - нац. апостол: род. 2 пол. 3 в., отец - персидский вельможа смертельно ранил армянского царя, но утонул... Тиридат - сын убитого царя, Григорий 317-318 посвящен в епископы архиеп. Кесарийским, крестил царя с семьей, аристократию и народ в Ефрате, служили по греч. книгам на греч. языке, благовествовал, строил храмы, кафедра в Эчмиадзине, затем еще несколько, 331 передал кафедру сыну, скончался в горах.

Архиеп. Нерсес Великий (внук Георгия) собор 361: правила брака м/д родственниками, основаны первые монастыри и приюты, караван-сарай, ограничение оплакивания умерших, Собор 366 установил власть патриарха (католикоса) и автокефалию, при Сааке сыне Нерсеса 405-406 создан алфавит Месроб Маштоц (361-440), Саак перевел ВЗ, Месроб НЗ, перевод с сирийского т. к. греч. книги уничтожили персы, составили устав, служебник, литургию, календарь, новая эра с 552 г., кон. 6 в. разрыв отношений с греками - гонения армянского царя, определения Халкидонского Собора (451) не дошли, 491 армянские епископы подписали на соборе документ имп. Зенона с осуждением Халкидона, кон 6 в. армянский каталикос Авраам отлучил груз. каталикоса за принятие Халкидона, армяне откололись от Православия.

Общая церковная история в России

Дм. Ростовский +1709

СГЛА 1685 г. Московский ун-т отпочковался в 1755

1805 г. учебник Мефодия Смирнова, Карамзин “История государства Российского”

1817 г. архим. Иннокентий Смирнов “Начертание церковной истории от библейских времен до 18 в.”

учебник Ефграфа Смирнова 10 изданий

 

Историки 2-й пол. XIX в.:

ПА: Троицкий И. Е. история Византийской церкви

Болотов труды по неисследованным проблемам

Каз А: Курганов Отношения Ц. и государства в Византии, Константин Великий

Ки А: Терновский Греко-восточная церковь в эпоху Вселенских Соборов

Поснов История Христианской церкми

МА: Лебедев +1907 10т. ци трудов

Спасский История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов

Карташов История Вселенских Соборов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.082 с.)