№
| Обобщенные классы задач
| Краткая характеристика применяемых способов формирования УУД
| Конструктор задач разного уровня сложности
|
1.
| Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний
| - первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
- выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
| Уровень ознакомления:
-назовите основные части…;
- сгруппируйте вместе все…;
- составьте список понятий, касающихся…;
-расположите в определенном порядке;
- изложите в форме текста;
- вспомните и напишите…;
Уровень понимания:
-объясните причины того, что..;
-опишите в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы..;
-постройте прогноз развития…;
-прокомментируйте положение о том, что…;
-изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что..»
-приведите пример того, что (как, где)..
|
2.
| Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
| -использование знаково-символических средств и логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений, соотнесение с известным;
- выдвижение новых идей;
-создание или исследование новой информации, преобразование известной информации, представление её в новой форме, перенос в иной контекст и т. п.
| Уровень применения:
-изобразите информацию графически;
-предложите способ, позволяющий..;
- сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…;
- сравните.. и…, а затем обоснуйте…;
- проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий…;
- проведите презентацию…;
-рассчитайте на основании данных о…
Анализ:
- раскройте особенности..;
-проанализируйте структуру… с точки зрения..;
-составьте перечень основных свойств, характеризующих с точки зрения …;
-постройте классификацию на основании…;
-сравните точки зрения …и …на…;
-выявите принципы, лежащие в основе…
|
3.
| Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем или проблемных ситуаций
| -принятие решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения;
-создание объекта с заданными свойствами;
-установление закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.
| Синтез:
-предложите новый (иной вариант) …;
-разработайте план, позволяющий (препятствующий)…;
-найдите необычный способ, позволяющий…;
-придумайте игру, которая ….;
-предложите новую (свою) классификацию….;
Оценка:
-ранжируйте и обоснуйте…;
-выскажите критические суждения о….;
-оцените возможности… для….
|
4.
| Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества
| -совместная работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат
| Синтез:
-напишите возможный сценарий…;
-изложите в форме… свое мнение (понимание)…;
-придумайте игру, которая ….;
-подготовьте презентацию….;
-ранжируйте и обоснуйте…;
- подготовьте инструкцию по выполнению задания на ……;
- подготовьте отчет о….;
-подготовьте рекламу об изученном …;
|
5.
| Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации
| -создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.)
| Синтез:
-определите, какое из решений является оптимальным для …;
-оцените значимость ….. для…;
-определите возможные критерии оценки …;
-проведите экспертизу состояния …;
- сформулируйте и обоснуйте гипотезу о…;
-подготовьте письменное заключение на…с подробной аргументацией
|
6.
| Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции
| -планирование этапов выполнения работы;
-отслеживание продвижения в выполнении задания;
-соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов;
-распределение обязанностей и контроля качества выполнения работы.
| Оценка:
- выполните задание…. с выделением каждого шага (элемента);
-оцените «стоимость» задания в баллах (один шаг – 1 балл);
-подготовьте на карточке похожее задание;
- выполните его пошагово;
-оцените «стоимость» задания в баллах;
-предложите карточку с заданием для соседа по парте;
-оцените правильность его выполнения;
-поставьте оценку за его выполнение.
|
7.
| Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии
| - самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий;
- выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания;
-самостоятельная постановка учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.)
| Самостоятельная постановка учебных задач:
на основе предыдущего алгоритма:
-подготовьте задание с новыми элементами;
- выполните его пошагово;
-оцените «стоимость» задания в баллах;
- поставьте себе оценку за задание и его выполнение.
|
8.
| Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок
| - выражение ценностных суждений или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях;
- аргументация (пояснение или комментарии) своей позиции или оценки
| Дайте оценку:
- событию…;
- ситуации….;
-позиции литературного героя (….);
-точки зрения ученого на …;
-событию политической жизни страны…;
- своего поведения при…
Аргументируйте свою позицию или оценку.
|
9.
| Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности учащихся
| - самостоятельное приобретение и перенос знаний;
- сотрудничество и коммуникации;
-решение проблем и самоорганизация;
- рефлексия и ценностно-смысловые ориентации;
- собственно навыки использования ИКТ.
| Создайте собственную презентацию с использованием мультимедийных технологий:
- о истории открытия ….;
- о жизни ученого…;
-о современных технологиях…;
- о явлениях природы…..;
- о поисках героя… смысла жизни.
|