Оценка сочинений и изложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка сочинений и изложений



Сочинения и изложения — основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня ре­чевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в со­ответствии с требованиями раздела программы «Развитие на­выков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения:

В 5 классе — 100—150 слов,

В 6 классе — 150—200,

в 7 клас­се — 200—250,

В 8 классе — 250—350,

В 9 классе — 350— 450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложе­ний в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных со­чинений:

В 5 классе — 0,5—1,0 страницы,

В 6 классе — 1,0— 1,5,

В 7 классе — 1,5—2,0,

В 8 классе — 2,0—3,0,

в 9 клас­се — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относить­ся как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жан­ра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма уча­щихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) уме­ние раскрывать тему; 2) умение использовать языковые сре­дства в соответствии со стилем, темой и задачей высказы­вания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописа­ния.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметка­ми: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографиче­ских, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки счита­ются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следу­ющим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматиче­ских.

Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью со­ответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последова­тельно. 4. Работа отличается богатством сло­варя, разнообразием используемых син­таксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и вы­разительность текста. В целом в работе 6. допускается 1 недочёт в содержании и 7. 8. 1—2 речевых недочёта Допускаются: 1 орфографиче­ская, или 1 пунк­туационная, или 1 грамматическая ошибка
«4» 1. Содержание работы в основном со­ответствует теме (имеются незначитель­ные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические не­точности. 3. Имеются незначительные наруше­ния последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В це­лом в работе допускается не более 2 не­дочётов в содержании и не более 3— 4 речевых недочётов Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуацион­ные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуацион­ные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсут­ствии орфографи­ческих ошибок, а также 2 грамма­тические ошибки
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны упо­требляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное слово­употребление. 5. Стиль работы не отличается един­ством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуацион­ные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунк­туационных оши­бок, или 7 пунк­туационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок
«2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических не­точностей. 3. Нарушена последовательность из­ложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния. 4. Крайне беден словарь, работа напи­сана короткими однотипными предло­жениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправиль­ного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство тек­ста. В целом в работе допущено 6 недо­чётов в содержании и до 7 речевых не­дочётов Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуацион­ных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуацион­ных ошибок, 5 ор­фографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфогра­фических и 6 пунк­туационных оши­бок, а также 7 грам­матических ошибок

Примечания. При оценке сочинения необходимо учи­тывать самостоятельность, оригинальность замысла учениче­ского сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объём сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке ра­боты следует исходить из нормативов, увеличенных для отмет­ки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности

«4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при со­отношениях: 2—3—2, 2—2—3;

«3» ставится при соотношени­ях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6.

При выставлении оценки «5» пре­вышение объёма сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетвори­тельно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сде­ланных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оцен­ка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты не­контрольного характера) оцениваются более строго, чем кон­трольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень са­мостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём рабо­ты; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе ра­боты, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил оши­бку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уро­вне грамотности и содержания определяется степенью акку­ратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В ра­боте, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверя­ется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предваритель­ного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оцен­ка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение те­оретического материала, овладение умениями, речевое разви­тие, уровень орфографической и пунктуационной грамотно­сти.

Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оцен­ки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать ре­зультаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное зна­чение придаётся оценкам, отражающим степень владения на­выками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть по­ложительной, если на протяжении четверти (года) большин­ство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфо­графическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­валось баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризу­ющие знания учащихся по литературе и их грамотность, вы­ставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные рабо­ты учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обуча­ющихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допусти­мые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответ­ствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащих­ся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утверждёнными Министерством образования и науки РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.007 с.)