Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В современном уголовном процессе
Права человека оказали решающее влияние на формирование современного российского уголовного процесса. Наглядное тому подтверждение – УПК РФ, пришедший на смену уголовно-процессуальным кодексам времен советской эпохи, где, как известно, доминировали не права человека, а интересы общества, интересы государства. В УПК РФ правам человека и гражданина, их утверждению и обеспечению придается гораздо более существенное значение, чем в прежнем уголовно-процессуальном законодательстве. И это не удивительно, поскольку если не вдаваться в анализ достаточно многочисленных противоречий, несогласованностей, пробелов и иных, заслуженно вызывающих критику недостатков нового Кодекса его принятие, по сути, стало результатом приведения отечественного уголовно-процессуального права в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации. Согласно Конституции РФ, без малого десять лет назад провозгласившей нашу страну демократическим правовым государством, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). При этом общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы. Более того, им отдается преимущество перед нормами национального, внутригосударственного права (ст. 15). К числу наиболее важных, имеющих принципиальное значение норм Конституции РФ относится положение, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2). Данное положение служит основой для утверждения международных стандартов прав человека в деятельности российского государства и жизни российского общества, а также для реформирования различных отраслей права и видов государственной деятельности, включая уголовный процесс. Согласно указанному конституционному положению приоритет общественных интересов заменяется на приоритет прав и свобод личности. Последний же означает верховенство индивида над государством в том смысле, что его права и свободы ставят пределы для государственной власти[34]. Безусловно признаваемая неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина означает невозможность нарушения их государством, призванным их оберегать и охранять, и придает государственной власти подзаконный характер[35]. Таким образом, начинает действовать новая концепция взаимоотношений личности и государства, соответствующая принципам гражданского общества[36].
Права человека в сфере уголовного судопроизводства – важнейший фактор, определяющий сегодня назначение, содержание и формы процессуальной деятельности. Данное положение выражает суть новой методологии изучения и реформирования уголовного процесса[37]. Современный российский уголовный процесс в качестве процесса демократического правового государства должен ориентироваться на защиту прав как, пострадавшего от преступления, так и подвергаемого уголовному преследованию лица от незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, а также на защиту каждого, вовлекаемого в любом качестве в уголовно-процессуальную деятельность, от злоупотреблений властью со стороны государственных органов и должностных лиц, ответственных за производство по уголовному делу. В создании нового уголовно-процессуального законодательства ключевую роль сыграли международные стандарты обеспечения прав человека. Подписав и ратифицировав в марте 1998 г. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Россия признала, что отныне на нее распространяется юрисдикция Европейского Суда по правам человека. Соответственно, с момента ратификации любое лицо или группа лиц, считающие себя жертвами нарушения Россией их прав, изложенных в Конвенции и Протоколах к ней, получили возможность обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в г. Страсбурге. Именно поэтому проект УПК РФ, принятый Государственной Думой в первом чтении в 1998 г., направлялся на международную экспертизу с привлечением экспертов Совета Европы. При принятии решения о направлении законопроекта на экспертное исследование, в частности, учитывалось, что изучение вопроса о его соответствии Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод может осуществляться только на основе прецедентного права Европейского Суда, выраженного в виде нескольких сотен вынесенных им решений[38].
В результате проведенной международной экспертизы 13 сентября 1999 г. констатировано, что авторы проекта УПК «всерьез поработали», чтобы привести его текст в соответствие с тенденциями современной уголовной политики, а процедуры производства по уголовному делу приблизить к модели, принятой в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Одновременно был высказан ряд рекомендаций и пожеланий, в том числе связанных с необходимостью привести некоторые нормативные положения в большее соответствие с европейскими стандартами прав человека[39], которые в известной степени учтены при доработке УПК РФ. Согласно ст. 46 Конвенции российское государство «признает ipso facto и без специального соглашения» юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам не только толкования, но и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Россией положений этих договорных актов[40]. Практика Европейского Суда сложилась таким образом, что его решения относительно одного государства, ратифицировавшего Конвенцию, становятся обязательными для других государств-участников. Использование международных стандартов обеспечения прав человека, как предусматриваемых Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так и зафиксированных в постановлениях Европейского Суда, в настоящее время прочно вошло в практику Конституционного Суда РФ, который при обосновании своих решений по вопросам уголовного судопроизводства прямо на них ссылается. Так, в постановлении по делу о проверке конституционности положений ст. 133, ч. 1 ст. 218 и ст. 220 еще Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, Конституционный Суд РФ конкретно указал, что определяемое названными статьями уголовно-процессуального закона правовое регулирование, приводящее к последствиям в виде оставления без судебной защиты права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, права граждан и организаций на свободное владение и распоряжение своим имуществом и иных прав, неправомерно, по мнению заявителей, ограничиваемых органами предварительного расследования в досудебных стадиях производства по уголовному делу, противоречит положениям ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении каждому при определении его гражданских прав и обязанностей доступа к правосудию в разумный срок[41]. В другом постановлении, касающемся участия защитника-адвоката в стадии предварительного расследования, Конституционный Суд РФ при мотивировании своих выводов сослался на ряд решений Европейского Суда по правам человека. Аргументируя свою позицию, он, в частности, указал: «...Рассматривая право обвиняемого на получение помощи адвоката как распространяющееся на досудебные стадии производства (решение от 24 мая 1991 г. по делу Quaranta, Series А, no. 205, para 27; решение от 24 ноября 1993 г. по делу Ymbrioscia, Series A, no. 275, para 36), Европейский Суд по правам человека сформулировал ряд положений, согласно которым отказ задержанному в доступе к адвокату в течение первых часов допросов полицией в ситуации, когда праву на защиту может быть нанесен невосполнимый ущерб, служит – каким бы ни было основание такого отказа – несовместимым с правами обвиняемого, предусмотренными статьей 6 (пункт 3с) Конвенции о защите прав человека и основных свобод (решение от 8 февраля 1996 г. по делу Murray, 1996-1, para 66)».
Упомянутые решения Европейского Суда были положены Конституционным Судом РФ в основу принятого им постановления о признании не соответствующими Конституции РФ положений ч. 1 ст. 47 УПК РСФСР, которые, по их буквальному смыслу, предоставляют лицу, подозреваемому в совершении преступления, право пользоваться помощью защитника лишь с момента объявления ему протокола задержания либо постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу и, следовательно, ограничивают право каждого на досудебных стадиях уголовного судопроизводства пользоваться помощью адвоката (защитника) во всех случаях, когда его права и свободы существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием[42]. Не только российские законодатели, но и практические работники правоохранительных органов, применяющие нормы внутригосударственного права в сфере уголовного судопроизводства, должны сообразовывать свою профессиональную деятельность с международными стандартами обеспечения прав человека, для чего иметь о них надлежащее представление. В полной мере, и даже в большей степени, чем на других, указанное требование распространяется на работников прокуратуры. В документе «Стандарты профессиональной ответственности и изложение (утверждение) основных прав и обязанностей прокуроров», принятом 21 апреля 1999 г. Международной ассоциацией прокуроров, прямо предусматривается, что прокуроры должны уважать, защищать и поддерживать универсальную концепцию человеческого достоинства и прав человека (п. d, g, h ст. 1). 6 октября 2000 г. Комитетом Министров Совета Европы принята Рекомендация Rec (2000) 19 «Роль прокуратуры в системе уголовного судопроизводства», в которой в частности, указывается, что прокуроры стран, подписавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, обязаны знать изложенные в ней права и свободы человека. Так права, предусмотренные в ст. 5 и 6 Конвенции, в своей совокупности определяют стандартный набор обязательных минимальных требований к судебной процедуре по уголовным делам (п. 7).
Возможность, целесообразность, реальность выполнения прокуратурой деятельности по защите прав человека кое-кем ставится под сомнение. Заявления со стороны прокуратуры о выполнении ее работниками правозащитной функции иногда преподносятся или воспринимаются так, как будто волк рядится в овечью шкуру. Вот и в названии статьи, посвященной открытию нашей конференции и опубликованной в «Российской газете» от 7 мая сего года сквозит некая ирония: «Власть подалась в правозащитники». Мол, не за свое дело власть, тем более осуществляющая уголовное преследование, берется. Правозащитная деятельность – миссия тех, кто на ней специализируется, а именно диссидентов[43]. Справедливости ради надо признать, что определенные основания для подобных взглядов имеются. Ведь сама идея прав человека возникла в обществе как результат осознания необходимости ограничить всесилие и вседозволенность власти предержащих, ввести власть государственную в определенные рамки, установление и соблюдение которых позволит личности жить как человеку, обладать человеческим достоинством. Идея прав человека неразрывно связана с идеей разделения властей, а также с идеей правового государства, в котором личности предоставляется возможность вступать в борьбу за свои неотъемлемые права с самим государством «в лице» одной из его властей, рассчитывая одновременно на защиту от нее со стороны другой ветви государственной власти. В крайнем случае, гражданин государства, провозгласившего себя правовым и поэтому обязанного осуществлять идею прав человека, может обратиться за защитой принадлежащих ему от рождения прав в случае неоправданного ограничения их со стороны «своего» государства в межгосударственные органы. Власть, потенциально несущую в себе угрозу ограничения или лишения прав человека, можно заподозрить и упрекнуть в некотором лицемерии. Но нельзя не отдавать себе отчет в том, что ослабление государственной власти, тем более безвластие, всегда не гипотетически, а реально угрожает правам человека. Специалисты по вопросам прав человека подчеркивают, что без государства, без устанавливаемых государством и обеспечиваемых государством юридических процедур эти права не могут быть реализованы[44]. Указанные обстоятельства имеют непосредственное отношение к определению роли прокурора в связи с проблемой обеспечения, охраны и защиты, прав человека и гражданина в современном уголовном процессе. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В свое время В. М. Савицкий, анализируя процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, охарактеризовал специфику его деятельности в досудебном производстве как выполнение функции процессуального руководства[45], с чем следует согласиться. Но одновременно подчеркнем, что от этого деятельность прокурора в стадии предварительного расследования не перестает быть прокурорским надзором, одним из аспектов которого в настоящее время является надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Видимо, исходя из таких соображений, Международная ассоциация прокуроров при определении роли прокуроров в соответствии со Стандартами их профессиональной ответственности адресовала им следующие требования: «осуществляя надзор за расследованием преступления, они должны гарантировать то, чтобы следственные службы уважали предписания (правовые нормы) и фундаментальные права человека»[46].
Что же касается роли прокурора в судебных стадиях современного российского уголовного процесса, то и здесь прокурор, не осуществляя надзор за судебной деятельностью, должен оставаться представителем интересов государства, принявшего на себя конституционную обязанность гарантировать права человека и гражданина, в том числе подсудимому или осужденному. Для характеристики позиции прокурора в суде в связи с рассматриваемой проблемой прав человека представляется уместным привести известное высказывание о том, что «прокурор является не просто одной из сторон в судебном споре, а выступает от имени верховной власти, чья обязанность обеспечивать беспристрастность государственного управления столь же безусловна, как и обязанность осуществлять государственное управление вообще; и поэтому его интерес в рамках уголовного преследования состоит не в том, чтобы выиграть дело, а в том, чтобы добиться вынесения правосудного решения»[47]. К сожалению, пока многие сочетание понятий «прокурор» и «защита прав» в уголовном процессе воспринимают как нонсенс. В том числе и некоторые работники прокуратуры. По этой же причине немалое количество следователей, дознавателей без энтузиазма встретили вступление в силу УПК РФ, значительно усилившего гарантии личности в уголовном процессе (прежде всего гарантии подозреваемого, обвиняемого) и предъявившего значительно более высокие требования к соблюдению процессуальной формы. По их мнению, неукоснительное соблюдение требований уголовно-процессуального закона по обеспечению прав личности в уголовном процессе заведомо исключает эффективную борьбу с преступностью. Данная позиция в корне неверна, поскольку не соответствует представлениям о назначении и сущности уголовного процесса демократического правового государства, мешает признать, что борьба с преступностью и «формальное судопроизводство» не противопоставляются, а дополняют друг друга – в правовом государстве борьба с преступностью должна вестись с соблюдением всех требований «формального судопроизводства». В выработке такого подхода значительная роль принадлежит прокурорам, поскольку они, в силу места и значения в уголовном процессе, обладают большими возможностями для защиты прав человека[48].
А.Б. Соловьев, заведующий отделом проблем предварительного расследования и прокурорского надзора за дознанием, следствием и оперативно-розыскной деятельностью НИИ Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор; М.В. Парфенова, аспирант НИИ Генеральной прокуратуры РФ
РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.016 с.) |