Пенитенциарная система и соблюдение прав человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пенитенциарная система и соблюдение прав человека



 

Провозгласив себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, Россия объявила высшими ценностями человека его права и свободы, законные интересы. Для реализации этих ценностей в сфере уголовной политики государство предприняло ряд мер, направленных на решение установленных конституционных положений, на соответствие содержания уголовного права этим высоким стандартам.

Россия является участником многочисленных международных соглашений, она признает целый ряд международных стандартов, в первую очередь ООН и Совета Европы, по вопросам соблюдения прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и исполняет их в соответствии со своими экономическими и социальными возможностями.

За прошедшие четыре года у УИС сложились деловые контакты с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Европейским Судом по правам человека и Международным комитетом Красного Креста.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ учтены некоторые рекомендации Совета Европы. В уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации главными задачами названы: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Осужденные, независимо от их согласия, не могут быть подвергнуты медицинским или иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

При исполнении наказаний осужденным гарантируется законом вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему достоинство обращению. Принудительные меры к осужденным могут быть применены только на основании закона.

Согласно внесенным изменениям в уголовное законодательство Российской Федерации отменен ряд неоправданных ограничений, расширены права осужденных, такие как представление им права на отпуск с выездом из исправительного учреждения к своим близким родственникам, а также длительные свидания с проживанием за пределами колонии и др.

Важные перемены в государственной политике, начавшиеся в 90-х годах, а также изменение ценностных ориентиров российского общества содействовали проведению радикальных социально – экономических преобразований, в том числе и в уголовно-исполнительной системе.

В 1990 г. Президентом Российской Федерации одной из первых была одобрена Концепция реорганизации пенитенциарной системы до 2005 года. Реформирование уголовно-исполнительной системы – составная часть государственной политики. Проводимая реформа направлена на декриминализацию общества, расширение видов наказания без лишения свободы, сокращение числа осужденных в местах лишения свободы, улучшение условий их содержания.

Основные направления реформирования пенитенциарной системы сформулированы Президентом Российской Федерации, который отметил, что «нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний», «наша главная цель – добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости».

То, что уголовно-исполнительная система стала более открытой. подтвердили и эксперты Совета Европы, и представители Комитета ООН против пыток, и члены международных и российских правозащитных организаций, посещавшие места лишения свободы.

В результате изменения уголовной политики государства сократилась численность осужденных в исправительных и воспитательных учреждениях с мая 2000 г. по настоящее время на 68 тыс., а в следственных изоляторах – на 138 тыс. человек.

В период реформирования уголовно-исполнительной системы России наблюдаются положительные перемены, которые позитивно повлияли на состояние дел в местах лишения свободы. В связи со стабилизацией экономики страны бюджетные ассигнования на нужды уголовно-исполнительной системы за последние годы возросли в 4 раза. Более эффективно реализуются федеральные целевые программы, направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных, условий их содержания. Осуществляются действенные меры по размещению контингента, организации питания, лечения, бытового обеспечения в соответствии с установленными нормами.

Принятые меры законодательного и организационного характера, реализация Федеральной программы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем, привлечение средств субъектов Российской Федерации (введено дополнительно более 2,5 тыс. мест в следственных изоляторах) позволили существенно увеличить фактическую жилую площадь, приходящуюся на одного подследственного. Численность содержащихся в следственных изоляторах сократилась до установленных лимитов наполнения.

Осужденных и подследственных обеспечивают медицинским обслуживанием 119 больниц, а также медицинские части или здравпункты при учреждениях. Организована противотуберкулезная медицинская помощь в 35 больницах и 56 лечебных исправительных учреждениях, а для больных наркоманией 10 лечебно-исправительных учреждений.

В процессе исполнения наказаний уделяется значительное внимание вопросам ресоциализации осужденных, получению ими основного общего образования, повышению их интеллектуального уровня. Для тех, кто не имеет рабочей специальности, организовано обязательное начальное профессиональное образование. Дальнейшее развитие получило заочное и дистанционное обучение в высших учебных заведениях. Осужденные получают специальности, пользующиеся спросом на рынке труда. Это имеет очень важное значение для успешной социальной адаптации после отбытия наказания.

В уголовно-исполнительной системе функционирует 281 вечерняя общеобразовательная школа и 205 учебно-консультативных пунктов, которые охватывают обучением более 64 тыс. осужденных, функционируют 319 церквей и храмов, 664 молитвенные комнаты.

В работе с осужденными приоритет отдается педагогическим и психологическим методам воздействия, установлению доверительных отношений между персоналом системы и осужденными, решению социальных вопросов. Подтверждением этого служит введение в штат исправительных учреждений таких должностей, как психолог, педагог, социальный работник. Десять лет назад в уголовно-исполнительной системе было всего несколько десятков психологов. В 1998 году при передаче уголовно-исполнительной системы в ведение Минюста России их насчитывалось около 800, а сегодня мы имеем хорошо организованную психологическую службу, насчитывающую более 2 тыс. специалистов.

Важным шагом в реформировании УИС стало создание в соответствии с рекомендациями Гражданского форума, проходившего в Москве в ноябре прошлого года, специальной службы по контролю за соблюдением прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. В Минюсте России создано соответствующее управление с подчиненными им отделами в федеральных окружных управлениях юстиции. В центральном органе УИС функционирует отдел, а в территориальных органах – институт помощников начальников территориальных органов по правам человека.

Были пересмотрены должностные инструкции сотрудников территориальных органов УИС, исправительных учреждений, следственных изоляторов и других подразделений УИС, предусматривающие внесение изменений и дополнений, касающихся установления обязанностей всех должностных лиц по соблюдению определенных законодательством Российской Федерации прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также сотрудников УИС.

В целях совершенствования правозащитной деятельности по решению Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки в УИС создана вертикаль управления процессом обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также всех сотрудников и вольнонаемных работников УИС.

В сфере деятельности этой правозащитной вертикали находится около 256 тыс. сотрудников, 72 тыс. вольнонаемных работников уголовно-исполнительной системы, а также 890 тыс. осужденных к лишению свободы и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях УИС.

Большую роль в осмыслении проблем нормотворчества и правоприменительной практики в УИС призван сыграть НИИ УИС Минюста России. Учеными института совместно с заинтересованными службами ГУИН разработаны: Концепция воспитательной работы с осужденными, Концепция кадровой политики УИС в новых условиях ее функционирования. Институт ведет работу по 120 темам, связанным в той или иной мере с правозащитной деятельностью в УИС.

Контроль со стороны Минюста России, ГУИН Минюста России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, международных и российских правозащитных организаций за деятельностью следственных изоляторов и исправительных учреждений показывает наиболее узкие места в обеспечении прав и законных интересов всех этих лиц, на которых мы должны сосредоточить свою деятельность.

В первую очередь Минюст России обеспокоен еще встречающимися случаями нарушения таких прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей или лишенных свободы, как:

право на личную безопасность;

право на вежливое обращение со стороны персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов;

право на охрану здоровья, в том числе бесплатное и квалифицированное лечение;

право на питание, достаточное для поддержания здоровья и сил;

право пользоваться индивидуальным спальным местом (отдельной кроватью) в течение восьми часов в ночное время;

право получать от администрации постельные принадлежности (матрац, одеяло, подушку, наволочку, простыни);

право получать от администрации посуду и столовые приборы (миску, кружку, ложку);

право на санитарную норму жилой площади;

право на необходимые санитарно-гигиенические условия содержания;

право на труд и справедливое вознаграждение за его результаты;

право на ежедневную прогулку на свежем воздухе не менее одного часа; несовершеннолетним – не менее двух часов с возможностью для физических упражнений и спортивных игр;

право на получение общего среднего образования;

право обжаловать любые нарушения прав и законных интересов.

Остановлюсь более подробно на некоторых из них.

Так, в отдельных субъектах Российской Федерации санитарная площадь в камерах следственных изоляторов вместо 4 кв. м по итогам III квартала 2002 г. доведена только до 3,5 – 3,7 кв. м на одного человека. Имеются претензии к осуществлению медицинской деятельности учреждениями УИС. Серьезную озабоченность вызывает ситуация с социально опасными заболеваниями. В настоящее время в учреждениях УИС находится более 90 тыс. человек, страдающих туберкулезом, почти 37 тыс. ВИЧ-инфицированных, 102 тыс. наркоманов. Принимаемые государством меры, международная помощь позволили несколько стабилизировать ситуацию, однако она по-прежнему остается острой.

Другой серьезной проблемой остается обеспечение трудовой занятости осужденных. Более 90 тыс. из них – а это каждый восьмой - не обеспечены трудом или работают неполную рабочую неделю. 349 человек не работали из-за отсутствия охраны. Не имея заработка, они фактически лишены возможности приобретать в местах лишения свободы продукты питания и предметы первой необходимости, выписывать газеты и журналы, вести телефонные переговоры с родными и близкими, получать дополнительные медицинские услуги и т.д.

При этом среднедневной заработок трудоустроенного осужденного составляет только 29 рублей на человека, что значительно ниже реального прожиточного минимума.

Несмотря на принимаемые меры, практически в каждой третьей исправительной колонии отсутствуют полноценные условия для получения профессии и основного общего образования, что также ухудшает перспективу социальной адаптации осужденных после их освобождения.

Из почти 50 тыс. осужденных, подлежащих обязательному общему обучению, обучается не более 38 тыс. осужденных, или 76%. При этом среди несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах этот показатель значительно ниже.

Таким образом, усилия подразделений и органов уголовно-исполнительной системы сконцентрированы на решении следующих групп вопросов:

дальнейшее реформирование уголовно-исполнительной системы;

совершенствование правового регулирования деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

повышение результативности воспитательной работы с осужденными;

научное обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы;

усиление взаимодействия с общественными объединениями;

использование зарубежного опыта в пенитенциарной практике Минюста России.

 

 

III. Проблемы нормотворчества при охране и защите



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.018 с.)