Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По правам человека в Российской Федерации
Как механизм правового (демократического) Государства Взаимоотношения между гражданином и властью по поводу реализации ими своих прав и выполнении обязанностей всегда были предметом споров и обсуждений. Безраздельное верховенство государства, зависимая экономика, обязательная идеология, сильнейшее влияние Коммунистической партии в эпоху Советского Союза – все это не способствовало утверждению общечеловеческих ценностей. Правовое государство – не только одна из высших ценностей, где утвердились гуманистические начала, но и практический инструмент обеспечения защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, одна из форм осуществления народовластия[10]. Окидывая взором исторический путь России, приходится констатировать, что слишком часто власть опаздывала с реформами, правящие круги никак не желали поступиться даже той частью властных полномочий, которая не поддавалась осуществлению централизованно осуществлению, не говоря уже об общем ограничении верховной власти путем передачи законодательных и финансовых, а также контрольных полномочий выборному парламенту. В свою очередь радикально настроенные оппозиционные круги зачастую не имели достаточной выдержки, необходимой для систематического давления на власть, и прибегали к террористическим действиям, которые, однако, давали обратный результат – отдаленность власти от человека; гражданин зачастую не может получить разъяснение по вопросам своих прав в официальных учреждениях, не может попасть на прием к «высокому» чиновнику, нет денег для того, чтобы оплатить госпошлину для подачи искового заявления в суд[11]. Ж.-Ж. Руссо подчеркивал: «Именно потому, что порядок вещей всегда стремиться нарушить равенство между людьми, сила законодательства должна быть всегда направлена на поддержание этого равенства», «мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества»[12]. В настоящее время в нашей стране создан и функционирует сложный механизм, направленный на охрану прав граждан. Однако права граждан пока еще очень часто нарушаются, а способы их защиты, как показывает практика, не всегда достаточно эффективны, так как они не акцентированы исключительно на защите прав человека и гражданина. В связи с этим перед обществом возникает проблема совершенствования как уже имеющихся институтов, так и создания новых, призванных гарантировать и охранять права личности.
Речь, в частности, идет о развитии нового демократического института контроля за деятельностью чиновников, который бы основывался не на традиционной для России защите «государственного интереса», а, напротив, на защите прав человека [13]. Этим институтом стал институт омбудсмана[14], получивший в России название – Уполномоченный по правам человека, компетенция, организационные формы и условия деятельности которого были определены Федеральным конституционным законом. Российская государственность, в рамках которой уже около шести лет функционирует институт Уполномоченного по правам человека, обусловила его статус как органа, призванного охранять и защищать права и свободы человека и гражданина, осуществлять надзор за их соблюдением органами государства и должностными лицами. Вместе с тем анализ практической деятельности института Уполномоченного по правам человека свидетельствует о различных подходах в теории и законодательстве по вопросам регулирования правового статуса Уполномоченного. Опыт свидетельствует, что потребность в этом институте возникает тогда, когда существующие институты не способны решить все контрольные задачи и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан от административного произвола, с одной стороны, а с другой – такой контроль в разной степени необходим и в интересах самой исполнительной власти[15]. Анализ существующих определений понятия «Уполномоченный по правам человека», а также законодательство о нем позволила выделить следующие специфические признаки, отличающие его от других органов государства, раскрывающие его сущность: 1. Уполномоченный по правам человека входит в единую систему органов государства, при этом не относится ни к одной из ее ветвей. 2. Уполномоченный по правам человека в России – это независимое и неподотчетное должностное лицо, не наделенное властными полномочиями.
3. Институт Уполномоченного по правам человека, как государственный орган, образуется в строго установленном государством порядке. 4. Уполномоченный по правам человека наделен определенной компетенцией, объем которой устанавливается Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». 5. Как орган государства, он действует в присущих ему организационно-правовых формах, установленных законодательством. Таким образом, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – это независимое от каких-либо органов государства публичное, должностное лицо, назначаемое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, наделенное надзорными функциями по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, в процессе осуществления которых Уполномоченный решает стоящие перед ним задачи и достигает намеченных целей. В национальном законодательстве содержатся нормы, закрепляющие определенные требования, предъявляемые к претендентам на должность омбудсмана; указываются определенные органы, назначающие омбудсмана, сроки его полномочий; устанавливается несовместимость поста омбудсмана с иными публичными должностями, с политической и коммерческой деятельностью, место и роль в системе органов государства. В каждом государстве выделяются специфические черты, присущие омбудсману. Это свидетельствует о том, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). При назначении на должность Парламентом, что подчеркивает его парламентскую природу, но от него независим и ему не подотчетен. Это говорит о независимости этого и именно государственного органа. А.Т. Зотов, заместитель начальника НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста России, кандидат юридических наук, доцент
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.006 с.) |