Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевой этикет и культура общения
В каждом обществе складываются свои традиции и ритуалы общения. Их совокупность образует этикетное поведение, а в речевом плане – речевой этикет. Речевой этикет – система средств и способов выражения отношения общающихся друг к другу. Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». В частности, к речевому этикету относятся те слова и выражения, которые употребляются людьми для приветствия, прощания, просьбы, извинения и т.д. Готовые типовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении, называются формулами речевого этикета. Любому обществу присуще употребление знаков речевого этикета. Каждый человек, который хочет быть «своим» в той или иной социальной группе, должен соблюдать существующие в ней ритуалы поведения и общения. В повседневной практике любого носителя языка (даже в недостаточной степени владеющего нормами речи) присутствуют элементы речевого этикета. Эти формулы легко опознаются в потоке речи, и каждый говорящий ожидает от собеседника их употребления в определенных ситуациях. Элементы речевого этикета усваиваются человеком с детства и впоследствии воспринимаются как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей. Незнание требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому человеку на «ты») воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность. С другой стороны, речевой этикет может рассматриваться с точки зрения языковой нормы. Так, представление о правильной, культурной, нормированной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. Например, формулы извинения известны каждому носителю языка. Нормой рекомендуются одни формы (извините меня, прошу прощения) и отвергаются другие (извиняюсь). Предметом нормализации может быть само употребление или неупотребление единиц речевого этикета. Например, формулы извинения уместны в случае, если говорящий причиняет беспокойство своему собеседнику, однако не следует слишком часто извиняться, так как этим собеседник ставится в неловкое положение. Кроме того, нарушением речевого этикета может являться несоблюдение норм и правил литературного языка, особенно если оно выглядит как небрежность.
Речевой этикет является важной частью национального языка и культуры. В речевом этикете практически всех народов можно выделить общие черты. Так, в большинстве языков существуют устойчивые формулы для приветствия, прощания, извинения и т.д. Однако их реализация в разных культурах будет иметь свои особенности. Например, у адыгов форма приветствия зависит от пола и возраста адресата, у монголов приветствия разнятся в зависимости от сезона. Таким образом, невозможно говорить о высоком уровне владения языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умения применять эти правила на практике.
Вопросы и задания 1. Почему соблюдение правил речевого этикета является обязательным для всех говорящих? 2. Приведите примеры речевых формул, которые используются для выражения просьбы, сочувствия, благодарности. 3. Определите, в каких ситуациях общения могут быть употреблены следующие речевые формулы. Какие из них могут употребляться только в неофициальном общении? a. (приветствие) Добрый день! – Привет! – Здорово! – Мое почтение! – Здравия желаю! b. (обращение) Гражданин! – Мужчина! – Коллеги! – Уважаемый! – Братья и сестры! – Скажите, пожалуйста, … c. (прощание) До свидания! – Всего доброго! – До встречи! – Будь здоров! – Пока! – Позвольте откланяться!
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.171.86 (0.006 с.) |