Инновационное развитие Брянской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационное развитие Брянской области



 

Для оценки инновационного развития Брянской области применим Методику, разработанную под руководством специалистов Министерства экономического развития РФ и Ассоциации инновационных регионов России.

При разработке данной методики был проведен анализ накопленного зарубежного и отечественного опыта измерения инновационной активности стран и регионов и разработке на этой основе критериев для сравнения регионов России по уровню инновационного развития.

Разработанный индекс инновационного развития регионов России (ИИРР) состоит из трех блоков:

1) потенциал в создании инноваций;

2) потенциал в коммерциализации инноваций;

3) результативность инновационной политики региональных властей

Таблица 1 - Параметры, характеризующие потенциал регионов в создании инноваций[4, 8, 10]

№ п/п Наименование параметра      
  Численность студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на 10000 человек населения, чел.      
  Численность исследователей на 10000 человек населения региона, чел. 11,5 11,2 6,8
  Удельный вес занятого населения с высшим профессиональным образованием в общей численности населения региона в трудоспособном возрасте 24,2 24,1  
  Количество поданных зарубежных PCT-заявок в расчете на 1 млн человек населения - - -
  Число получивших охрану результатов интеллектуальной деятельности в расчете на 1 млн. человек населения региона, ед. 39,5 33,5 37,8
  Публикационная активность ученых и исследователей - - -

 

В целом на основе выше представленных данных можно говорить о низком уровне потенциала Брянского региона в создании инноваций.

Потенциал региона в коммерциализации инноваций отражает финансовые и институциональные возможности региона в производстве конкурентоспособной и востребованной на рынке инновационной продукции. Соответствующий блок факторов должен отражать деятельность инновационных предприятий — а именно, их затраты на проведение исследований и разработок, приобретение передового оборудования, а также использование в производственном процессе результатов интеллектуальной деятельности, поскольку эти факторы оказывают влияние на качество производимой инновационной продукции.

Таблица 2 - Параметры, характеризующие потенциал региона в коммерциализации инноваций [4, 8, 10]

№ п/п Наименование параметра      
  Доля организаций, осуществляющих технологические, организационные или маркетинговые инновации, в общем числе организаций,% 9,6 8,9 7,8
  Удельный вес вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям товаров, работ, услуг организаций региона, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 6,0 10,2 5,4
  Удельный вес затрат на НИОКР в валовом региональном продукте, % 0,15 0,14 -
  Доля внебюджетных средств в затратах на НИОКР, % 43,2 40,9 39,3
  Число используемых результатов интеллектуальной деятельности, ед.      

 

Динамика показателей характеризующих инновационную активность Брянской области имеют отрицательную динамику,так же как и на уровне ЦФО иРФ. Однако можно говорить о сопоставимости показателей Брянской области с ЦФО и РФ. Кроме того имеется необходимая структура инноваций, в которой болью долю занимают технологические инновации.

Также можно говорить о низких затратах на НИОКР в валовом региональном продукте (рисунок 11) и значительной долей бюджетных средств в финансировании исследований и разработок (рисунок 12).

 

Рисунок 11 - Удельный вес затрат на НИОКР в валовом региональном продукте Рисунок 12 - Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования в Брянской области

 

Кроме того низкими, хотя и имеющими положительную динамикуостается число результатов интеллектуальной деятельности (рисунок 13).

 

Рисунок 13 - Число используемых результатов интеллектуальной деятельности

 

Таким образом, можно говорить о достаточном уровне потенциала региона в коммерциализации инноваций.

В Брянской области действует «Долгосрочная целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011 - 2015 годы)».

 

Показатели, характеризующие долю инновационных проектов «ранней стадии» и долю выделенных средств для реализации инновационных проектов институтами развития в регионах России представлены в таблице 4.

 

Таблица 4–Результаты инновационной политики

Институты развития Проект Доля участия
Фонд посевных инвестиций РВК - 1,25 % инвестиций за 2007-2013 гг.
ОАО «Роснано» ЗАО «Метаклэй»,г. Карачев Сфера: наноматериалы Общий бюджет проекта: 2,06 млрд руб. 1,10 млрд руб.

 

Присутствие и осуществление деятельности институтами развития инновационных проектов в регионах России можно оценить как положительный момент в результативности инновационной политики.

 

 
Рисунок 15 – Динамика числа малых предприятий в Брянской области  

 

Кроме того положительным моментом, которой позволяет говорить о результативности инновационной политикиявляется увеличение числа малых предприятий и снижение в их общем количестве торговых предприятий. Однако имеется отрицательная динамика в изменении индекса производительности труда.

Таким образом, можно говорить о достаточном уровне результативности инновационной политики.

Однако в отношении анализа инновационного развития региона необходимо определить синергетический эффект от взаимодействия факторов, которые формируют потенциал инновационного развития системы.

Определить синергетический эффект позволяет интегральная оценка инновационного развития региона при помощи интегральных показателей.В РФ осуществляется оценка инновационного развития регионов такими организациями как НИУ «Высшая школа экономики» иАссоциация инновационных регионов России.


 

Таблица 5 – Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации[10]

Регион Год Группа по рейтингу регионального инновационного индекса Ранг регионального инновационного индекса Ранг по индексу социально-экономических условий инновационной деятельности Ранг по индексу научно-технического - потенциала Ранг по индексу инновационной деятельности Ранг по индексу качества инновационной политики
Брянская область   III 47/83        
  - 61/83 - - - -
  - 60/83 - - - -

 

Ассоциация инновационных регионов России разрабатывает «Рейтинг инновационных регионов России для целей мониторинга и управления» (таблица 5).

 

Таблица 5 – Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации [9]

Регион Ранг 2013 г. Группа
Брянская область   средние инноваторы

 

Таким образом, Брянская область в соответствии с классификацией НИУ «Высшая школа экономики» относится к III группе (из 4). Регионы, относящиеся к III группе, имеют неоднородное развитие составляющих «Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации»: высокие значения по инновационной деятельности и качестве инновационной политики сочетаются с низкими значениями показателей социально-экономических условий инновационной деятельности и научно-технического потенциала.

Таким образом, в результате анализа инновационного развития Брянской области были выделены следующие проблемы:

1) недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

2) низкий платежеспособный спрос на инновационные продукты;

3) высокая стоимость нововведений и длительный срок окупаемости

4) высокая степень износа основных производственных фондов и низкие темпы их обновления

5) низкие объемы производства инновационной продукции в общем объеме;

6) низкий инновационный потенциал организаций;

7) недостаток квалифицированного персонала;

8) недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта

9) наличия значительного финансового риска.

Действующая в Брянской области долгосрочная целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011-2015 гг.) направлена на создание условий для превращения науки в определяющий фактор формирования в регионе экономики инновационного типа и повышения на ее основе уровня и качества жизни населения.

Вопросы:

1. Сущность инноваций и их свойства

2. Классификация инноваций

3. Инновационный процесс и его формы

4. Субъекты инновационного процесса

5. Сущность инновационного менеджмента

6. Функции государственных органов в инновационной сфере

7. Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности

8. Основные направления гос. поддержки инновационной политики

9. Правовое регулирование инновационных процессов

10. Теория больших циклов Кондратьева

11. Внебюджетные формы поддержки инновац. деятельности в Р.Ф.

12. Подготовка ин. проекта, его сущность

13. Этапы реализации ин. проекта

14. Основные признаки проекта

15. Виды ин. проектов, их особенности

16. Разработка ин. проекта

17. Организационные структуры управления проектами

18. Структура матричного проекта

19. Структура функционального проекта

20. Основные виды организаций, занимающиеся ин. деятельностью

21. Научные центры

22. Инновационные центры

23. Венчурные фирмы

24. Консорциумы

25. ФПГ

26. Значение ин. стратегии, ее виды

27. Научно- технические стратегии

28. Инновационная среда фирмы

29. Факторы внутренней среды фирмы

30. Эффективность ин. деятельности

31. Основные показатели оценки эффективности ин. деятельности

32. Подготовка специалистов по управлению ин. деятельностью в России

33. Управление маркетингом в ин. деятельности предприятия

34. Маркетинговое исследование рынка нов. продукта

35. Система сбыта инноваций

36. Ценовая политика в области инноваций

37. Инновационное развитие Брянской области

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.022 с.)