Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занимающихся инновационной деятельностью
В настоящее время существует большое число видов организаций, занимающихся в различной степени инновационной деятельностью: НИОКР, освоением производства продукции, собственным производством, коммерциализацией научно-технической деятельности. В нашей стране выделялись пять типов научно-технических организаций: институты, специализированные на фундаментальных исследованиях в определенной области науки; научно-исследовательские институты — отраслевые организации, специализированные на прикладных исследованиях, отвечающие за научно-технический уровень определенной отрасли производства; проектные, конструкторские, технологические организации, институты технико-экономических исследований — отраслевые организации, специализированные соответственно на конструкторских, технологических, проектных или организационных разработках; монтажно-наладочные (пусконаладочные) управления, организационно-технические, а также научные центры, специализированные на освоении разработок; институты научно-технической информации и другие организации, занятые распространением нововведений. В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати [ ] в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ Научная организация — организация, учреждение; предприятие, фирма, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки. Они могут быть также подразделениями в составе организации, учреждения, предприятия, фирмы. Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики и от организационно-правовой формы собственности. Научные центры. Это организации, занимающиеся научными исследованиями и опытно-конструкторскими работами. Результаты фундаментальных и прикладных исследований научных центров воплощаются в изобретениях, патентах, методах и ноу-хау. На стадии опытно-конструкторских работ проводится конкретное воплощение результатов НИР в конструкторскую документацию. В качестве примера можно привести Пермский научный центр УрО РАН, в состав которого входят Институт механики сплошных сред, Институты технической химии, Институт экологии и генетики микроорганизмов, Горный институт, пермский филиал Института экономики и на правах ассоциированного члена – Научный центр порошкового материаловедения. Основными направлениями деятельности Пермского научного центра помимо проведения фундаментальных и прикладных исследований являются координация научных исследований и взаимодействие с вузами, отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями, проведение единой научно-технической политики, проведение независимой научной экспертизы программ и проектов, выполняемых в интересах
региона, содействие развитию и укреплению международных научных связей. Инновационные центры. Это научно-технологические комплексы, занимающиеся разработкой нововведений и включающие университеты, вузы с высоким научным потенциалом и научно-производственные фирмы. В составе инновационных центров могут быть технопарки, технополисы, регионы науки и технологий, центры трансферта технологий. Технопарки — это компактно расположенные комплексы, функционирование которых основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. Технологические парки являются гибкими организациями. В них входят малые предприятия, консалтинговые, инжиниринговые и аудиторские компании, исследовательские лаборатории, опытно-производственные фирмы, фирмы венчурного финансирования (рис. 4.9). С развитием и становлением парка его структурные элементы могут меняться. Под защитой технопарка фирмы активнее осваивают новые технологии, методы предпринимательства, используют профессионалов в маркетинговых структурах и в результате обеспечивают высокую конкурентоспособность своей продукции. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: создают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии. Руководство технопарком со стороны государства и местных властей осуществляется по трем основным направлениям: законодательство, программы финансирования и развития, прямое участие. Правительство разрабатывает крупномасштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса, поощряет развитие новых технологий, содействует кооперации науки и промышленности. Помимо финансовой и законодательной помощи государство предоставляет квоты и субсидии фирмам-клиентам, а также малым наукоемким предприятиям. Местные власти обеспечивают условия, содействующие привлечению специалистов к работе над инновационным проектом и созданию на этой основе малых наукоемких фирм. Базовая схема учредителей технопарка и решаемых ими задач
показана на рис. 4.10. В зависимости от ориентации на определенную фазу инновационного цикла технопарки можно разделить: на исследовательские парки, обеспечивающие условия для эффективного проведения научных разработок; • технологические парки, способствующие организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансферт высоких технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок; • промышленные парки, занимающиеся размещением малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, созданием производственных помещений и рабочих мест. Рис. 4.10. Схема учредителей технопарка Технополисы представляют собой специально созданные комплексы в одном регионе возле центра научных идей — небольшого города с развитой инфраструктурой. Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа, обычно они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон располагают развитыми инновационными структурами. В состав технополисов входят технопарки, бизнес-инкубаторы, фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл и обеспечивающие жизнь города. Бизнес-инкубатор занимается разработкой независимого хозяйственного субъекта, т.е. инкубаторы нацелены на «выращивание» малых наукоемких предприятий. Инновационная фирма в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Пребывание в инкубаторе различных производственных единиц позволяет фирмам существенно сократить расходы на их содержание. Так, в инкубаторе устанавливается более низкая плата за аренду помещения, совместное пользование телефонами, оргтехникой, услугами секретаря. На начачьных этапах деятельности предпринимателям оказывается содействие в сфере управления со стороны менеджеров инкубатора, они получают доступ к сети услуг профессиональных юристов, бухгалтеров, маркетологов. Фирмы, которые выходят из инкубатора, в большинстве случаев (от 87 до 93%) успешно справляются с трудностями рынка. В качестве сравнения, например, только одна из 10—12 научных разработок достигает коммерческого успеха, из вновь образуемых в США фирм только 24% дают положительные результаты в первый год, а высокой эффективности достигают лишь 4,9% от их общего числа. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет. После того как фирма «встала на ноги», она выходит из инкубатора и может работать или в технопарке, или самостоятельно, или войти в другую компанию. Технополисы оказывают влияние на формирование тех регионов, где они расположены, и способствуют ускорению коммерциализации новшеств, структурной перестройке промышленности, совершенствованию механизма инновационной деятельности.
Регионы науки и технологий охватывают значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарко-выми структурами. В регионах науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктура, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Регионы науки и технологий могут включать технополисы, технопарки и инкубаторы, а также разветвленную инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность. Примером крупнейшего инновационного центра являются «Силиконовая долина» в Калифорнии, куда входят крупнейшие компа- нии IBM, General Electric, Xerox, а также «Кремниевая долина», в которой базируются концерны военно-промышленного комплекса «Локхид», «Форд аэроспейс», «Уэстерн электрик». В России создано более 50 инновационных центров. Примерами известных инновационных центров являются Зеленоградский инновационно-технологический центр, Санкт-Петербургский инновационно-технологический центр «Новые материалы и технологии», Красноярский инновационный центр, инновационно-технологический центр МАТИ, Томский инновационный центр Западной Сибири и др. Центры трансферта технологий (ЦТТ) — это организации, оказывающие содействие в коммерциализации результатов научных исследований и разработок, полученных с использованием средств федерального бюджета. Известны шесть действующих окружных центров трансферта технологий: 1) Уральский ЦТТ с центром в Екатеринбурге, созданный на базе Уральского государственного технического университета; 2) Южный ЦТТ с центром в Краснодаре; 3) Северо-Западный ЦТТ с центром в Санкт-Петербурге; 4) Сибирский ЦТТ с центром в Новосибирске; 5) Центральный ЦТТ с центром в Черноголовке; 6) Нижегородский ЦТТ. В настоящее время востребованы не только трансферты технологий, но и трансферты знаний.
Примером интегрированного комплекса трансферта знаний может служить комплекс, объединяющий федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научный центр», Государственный оптический институт им. СИ. Вавилова (ВНЦ ГОИ) и Санкт-Петербургский государственный технический университет информационных технологий, механики и оптики (СПб ГТУ ИТМО) (рис. 4.11). Целями деятельности интегрированного комплекса трансферта знаний являются: а) создание среды для трансферта и коммерциализации технологий, которая % может помочь ВНЦ и ГТУ привлекать к работе, сохранять потенциал и вознаграждать ученых, сотрудников и студентов, имеющих выдающиеся способности; б) обеспечение ученых, сотрудников и студентов знаниями и возможностями по управлению интеллектуальной собственностью; в) расширение сотрудничества ВНЦ и ГТУ с промышленностью; г) привлечение, развитие и сохранение потенциала высококвалифицированного персонала; д) создание и развитие партнерств, консорциумов и союзов с целью увеличения объема и спектра предлагаемых услуг. Корпорации. Это добровольные объединения независимых промышленных предприятий, научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности инно вационной деятельности на основе коллективного предпринимательства. Отличительной чертой корпораций является то, что участники несут ответственность за результаты деятельности корпорации лишь тем имуществом, которое ими добровольно передано в коллективное пользование. В свою очередь, корпорация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее организаций, если это специально не оговорено в уставе.
Рис. 4.11. Структура интегрированного комплекса трансферта знаний Примером корпорации может быть ОАО «ВСМПО-АВИСМА», в состав которой входят «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение» (г. Верхняя Салда, Свердловская область) и «АВИСМА. Ти-тано-магниевый комбинат» (г. Березники, Пермская область). Корпорация «АВИСМА» производит губчатый титан, который является основным компонентом при выплавке на «ВСМПО» конструкционных титановых сплавов. Венчурные фирмы. Венчурные фирмы — это временные организационные структуры, занимающиеся разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты. Такие фирмы создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых инноваций. Создаются венчурные фирмы на договорной основе и на денежные средства, полученные путем объединения капитала нескольких юридических и физических лиц, или на вложения и кредиты крупных компаний, банков, частных фондов и государства. Характерной особенностью инвестирования в венчурный бизнес является вложение финансовых средств без всяких гарантий и материального обеспечения со стороны венчурных фирм. После завершения работ, ради которых создаются венчурные фирмы, они прекращают свою деятельность, или поглощаются одним из учредителей, или самостоятельно выходят на рынок при благоприятной коммерческой конъюнктуре и конкурентоспособности коммерческих разработок и развивают предпринимательскую деятельность.
Венчурные фирмы создаются в двух организационных формах — самостоятельные венчурные фирмы и фирмы, находящиеся в составе крупных предприятий. Решение о создании внутреннего венчура принимается руководством предприятия, и его деятельность контролирует непосредственно один из руководителей. При отборе идей, на базе которых может быть создан рисковый наукоемкий проект, учитываются два момента: 1) задачи этого проекта не должны совпадать с традиционной сферой интересов материнской компании, т.е. целью внутреннего венчура является изыскание новых инноваций; 2) при отборе идей, которые будут реализовываться в рамках внутреннего венчура, эксперты должны убедиться, что коммерческий потенциал нововведений, издержки на создание, производство и сбыт могут быть предсказаны с точностью от 50 до 75%. Внутренним венчурам, как правило, предоставляются юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. При успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта. Многие компании организуют одновременно несколько внутренних венчуров. Примером может служить компания IBM, которая в 1983 г. имела 15 рисковых проектов. По ним разрабатывалась и выпускалась на рынок такая продукция, как телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и персональных компьютеров. Через год после начала практической реализации этих проектов продукция была направлена на рынок, а еще через два года объем ее продаж составил 2,5 млрд дол. К этому моменту внутренний венчур превратился в крупнейшее производственное подразделение корпорации. Наибольшее распространение венчурное предпринимательство получило в США, где венчурный бизнес сосредоточен в наиболее наукоемких отраслях — производство полупроводников и компьютеров, создание программного обеспечения и искусственного интеллекта. Результатом деятельности венчуров стали такие изделия, как целлофан, шариковая ручка, вертолет, турбореактивный двигатель, застежка «молния», кинескоп, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, микропроцессор. Современные малые венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются высокой и целенаправленной активностью, что объясняется прямой личной заинтересованностью работников предприятий и инвесторов в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи (технологии, объекта, изобретения) с минимальными затратами. По темпам доведения разработки до коммерческой реализации крупным промышленным предприятиям сложно конкурировать с малыми венчурными фирмами. Инжиниринговые фирмы. Это соединительное звено между научными исследованиями и разработками и нововведениями и производством. Основными направлениями деятельности инжиниринговых фирм являются оценка вероятной значимости коммерческой конъюнктуры изобретения, техническое прогнозирование инновационной идеи, доработка нововведения до промышленной реализации, оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки и пусконаладочные работы. Инжиниринговые фирмы, объединяясь в ассоциации, осуществляют координацию деятельности их клиентов, объединяют нужных специалистов и ресурсы для отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные предприятия. Внедренческие фирмы. Представляют собой организации, специализирующиеся на внедрении неиспользованных патентов разработчиками технологий, продвижении на рынок лицензий, доведении изобретений до промышленной кондиции, производстве небольших партий изделий с последующей продажей лицензий. Профит-центры. Это временные целевые объединения научных работников смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров для решения конкретных научно-технических или производственных задач с целью ускорения нововведений. Консорциумы. Консорциумы — это временные объединения крупных компаний в рамках межфирменной кооперации, предполагающие совместное финансирование, проведение НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени. Важнейшими задачами консорциумов являются поиск и реализация инновационных проектов. В рамках такого объединения создаются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации проектов. Структура управления консорциумом приведена на рис. 4.12. Правовой основой деятельности консорциума являются отношения, связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в форме многосторонних договоров по реализации крупных инновационных проектов. В состав консорциума могут включаться предприятия разных организационно-правовых форм инновационной деятельности.
Рис. 4.12. Структура управления консорциумом Например, консорциум «Авиадвигатель» — Pratt&Whitney, в который вошли ОАО «Авиадвигатель» и американская корпорация Pratt&Whitney. Другой пример — консорциум «Каттос», созданный с целью объединения ресурсов для технологического оснащения автотракторостроения, в который вошли НПО «Станкомехпром», акционерный фонд хозяйственного развития «Станкомехпром», ассоциация делового сотрудничества с зарубежными странами в области автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения «Автра». Финансово-промышленные группы. Финансово-промышленные группы (ФПГ) — это организационные структуры, объединяющие промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг, оказываемых их участниками. Организации, входящие в ФПГ, объединяют свои материальные и нематериальные (система участия) активы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и инновационных проектов и программ, направленных на расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Можно выделить три основных способа создания ФПГ — деление компании, объединение компаний и трастовое управление. Деление компании осуществляется разделением фирмы на несколько самостоятельных компаний с целью преодоления недостатков крупного бизнеса. Примером может служить совокупность мелких предприятий с крупным специализированным производством комплектующих готового изделия, объединенных кооперационными связями с головными сборочными заводами. Улучшение финансового состояния осуществляется посредством привлечения стороннего инвестора. Объединение компаний является основным направлением создания ФПГ. Объединение преследует цель диверсификации производства для снижения предпринимательского риска. При этом повышаются надежность поставок и гарантия качества комплектующих со стороны партнеров ФПГ. Кроме того, осуществляется контроль за производственно-распределительным циклом из одного центра. Финансирование процесса объединения осуществляется путем обмена акциями и облигациями, заемными средствами, а также через банки и финансовые компании будущих членов ФПГ. Трастовое управление (через трастовые отделы коммерческих банков, инвестиционных компаний, трастовые фонды, негосударственные пенсионные фонды) осуществляется путем передачи имеющегося в собственности государства пакета акций в долгосрочное управление, предоставления кредита предприятию под залог его акций, сосредоточения акций частных лиц, переданных в доверительное управление на основе договора. Мировая практика выработала достаточно надежные финансовые, правовые и организационные механизмы, позволяющие увязать интересы ФПГ в целом с интересами каждого отдельного предприятия — участника ФПГ. Участники ФПГ координируют свои действия с целью ограничения конкуренции, повышения общей эффективности, обеспечения надежности поставок и сбыта. Головное предприятие ФПГ ищет совместные решения на принципах взаимовыгодности. Финансово-промышленные группы бывают трех типов — горизональные, вертикальные и конгломеративные. Горизонтальные ФПГ объединяют ряд предприятий, располагающих полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях. Они возникли в результате стремительного развития новых отраслей производства и связаны с попыткой укрепить позиции их участников на рынке посредством внедрения в новые сферы деятельности и включения современных видов производства в состав ФПГ. Вертикальные ФПГ объединяют предприятия, осуществляющие по разным стандартам производство того или иного продукта — от добычи сырья до выпуска готовой продукции и реализации ее через собственную сбытовую сеть. Они возникли с целью воздействия на рынок посредством контроля над производственно-распределительным циклом из одного центра. Конгломеративные ФПГ объединяют различные, технологически не связанные между собой предприятия, находящиеся на разных стадиях производства и оперирующие в различных отраслях. Для конгломеративных ФПГ характерна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются большей свободой и автономией в определении всех направлений своей деятельности, чем аналогичные подразделения иных ФПГ. Ведущей сферой интересов конгломеративных ФПГ являются передовые отрасли, связанные с производством и использованием наукоемкой продукции, технологических новинок и сверхсложной техники. Финансово-промышленные группы функционируют в виде холдинговых компаний, а также без создания особой административно-управленческой структуры. Их участников могут объединять не только система взаимного владения акциями, но и соглашения об использовании патентов. Состав и структура каждой ФПГ определяются индивидуально, на основе учета состояния производства и рынка. Функционирование ФПГ дает возможность: 1) для концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы; 2) обеспечения финансовыми ресурсами НИОКР и промышленности; 3) осуществления прогрессивных структурных изменений в промышленности; 4) снижения рисков; 5) повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности отечественной продукции. В России большое значение имеют ФПГ, возникшие на базе промышленных предприятий. Например, ФПГ с участием АО «АвтоВАЗ» и «КамАЗ». Примером может служить также ФПГ «Интеррос-Микродин», участниками которой являются АО «Кузнецкий металлургический комбинат», ОАО «Иргиз», ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод», ОАО «ИНРОС Капитал», ЗАО «Разнотрейд», ОАО «Росхлебпродукт», ЗАО «Союзплодимпорт», ВТФ «Энергия», ЗАО «Фосфорит», концерн «Норильский никель», АКБ «Международная финансовая компания», АО «Химволокно», ВО «Тяжпромэкс-порт», ВЭО «Союзпромэкспорт» и др. Холдинги. Холдинги — это финансовые компании, которые создаются для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Организационная структура холдинга предполагает создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом дочерних компаний. Отличительными особенностями холдингов являются: 1) хозяйственная несамостоятельность дочерних компаний; 2) возможность получения доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм; 3) большое число входящих в состав холдинга предприятий. Различают чистые и смешанные холдинговые компании. Чистые холдинговые компании — неторговые компании, владеющие только капиталом и не имеющие права осуществлять торговые операции. Они имеют акции, управляют деятельностью и перераспределяют дивиденды дочерних компаний. Смешанные холдинговые компании, владея контрольным пакетом акций и обладая правом руководить другими компаниями, занимаются торговлей или бизнесом, имеют на балансе акции дочерних предприятий и активы в виде движимого и недвижимого имущества. По принципу построения холдинги подразделяются на диверсифицированные корпорации, вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные. Диверсифицированные корпорации формировались за счет размещения свободных денежных средств. Покупались наиболее перспективные виды бизнеса или те предприятия, которые продавались в настоящий момент. Одной из главных целей являлось достижение устойчивости холдинга за счет создания бизнес-портфеля, сбалансированного с точки зрения жизненных циклов различных отраслей. Примером диверсифицированного холдинга является холдинг «Объединенные машиностроительные заводы». Вертикально интегрированные холдинги — это большинство российских сырьевых компаний. Большая часть таких холдингов создана нефтяными и металлургическими компаниями. В качестве примера можно привести российские металлургические гиганты «Северсталь» и «Сибирский алюминий». Горизонтально интегрированные холдинги образовались путем покупки компаний-конкурентов. К ним относятся пивные и табачные компании. (Зинов В.Г. Менеджмент инноваций)
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.021 с.) |