Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационное поведение в международном контексте
Ключевая характеристика мировой экономики в начале XXI в. — формирование единого экономического пространства посредством процессов интеграции и глобализации. По сути это означает создание мировой экономической системы, построенной по принципу «экономика без границ». Соответственно данное явление обусловливает новый этап развития международного бизнеса, связанный с созданием глобальных экономических систем в разных странах. Происходящие события стимулируют деловую активность, способствуют расширению границ предпринимательской деятельности, развитию всемирного производства и сбыта. В этих условиях постоянно увеличивается доля организаций, осуществляющих деятельность за пределами национальных границ, растет число предприятий с иностранными инвестициями, расширяется сеть транснациональных компаний, усиливается интенсивность миграции рабочей силы. В процессе глобализации происходит тесное сближение национальных экономик, усиливается сходство организаций в реализуемых стратегиях, применяемых технологиях, организационной инноватике, что ведет к взаимопроникновению национальных деловых культур и приводит к формированию определенных международных стандартов экономической деятельности. Вместе с тем сохраняются культурные особенности разных стран, присущие им отличия в системе внутрифирменного управления. Деятельность организации в системе международного бизнеса имеет специфику, связанную с влиянием следующих факторов: • социальных — характеризуют разный уровень развития человеческих ресурсов (образование, квалификация, демографические параметры); • этических — отражают нормы поведения, межличностных отношений, различия в трудовой этике; • юридических — определяют особенности правовых систем (законы о занятости, нормах и методах ведения бизнеса); • политических — показывают разницу в политических системах, государственном и партийном устройстве и т.п.; • экономических — определяют уровень и стабильность экономического развития, благосостояния населения (доходы, темпы инфляции, покупательная способность, стоимость рабочей силы); • национальных — отражают национальную культуру, исторические, языковые, религиозные особенности, традиции, нормы и правила поведения.
Международная направленность бизнеса проявляется в разных формах: работа в многонациональной команде, компании с иностранным менеджментом, управление мультикультурной организацией, коммуникации с лицами, принадлежащими к разным этносам и конфессиям, и др. В результате менеджмент и персонал организации оказываются вовлеченными в сложную систему межкультурных отношений. В таких ситуациях крайне важно анализировать и понимать особенности организационного поведения индивидов и групп, поскольку эффективность их трудовой деятельности во многом зависит от учета культурных различий, характерных черт и ментальных особенностей субъектов взаимодействия. Соответственно расширяются границы организационного поведения, позволяющие рассматривать закономерности и особенности поведения не только на уровне индивидов, групп или организации, но и с точки зрения основных параметров поведения национальной экономической модели в целом. В этих условиях организационное поведение отражает основные духовные ценности, исторические и культурные традиции, нормы этики, морали, образцы поведения, принятые в конкретном обществе, и достаточно ярко проявляется во внешнеэкономической деятельности. Востребованными становятся менеджеры нового типа — глобальные менеджеры, которые способны воспринимать разнообразные установки, ценности и поведение на «глобальной основе», что проявляется в культурной адаптивности, терпении и гибкости и позволяет успешно работать в зарубежных странах. Данная проблема весьма актуальна, поскольку, согласно исследованиям, например у американцев, получивших назначение на работу за границу, показатели деятельности снижаются на 25%. Как отмечал С. П. Мясоедов, «выстраивание межличностных отношений в многонациональном коллективе или тем более управление организациями, расположенными в различных частях мира, — это всегда столкновение различных национальных культур в целом и национальных деловых культур в частности». Развивая эту мысль, Э. Холл указывал: «Культурные различия скорее могут превратить в руины партнерство, чем принести экономическую пользу».
Игнорирование менеджером национальных особенностей организационного поведения становится причиной разногласий и непонимания, затрудняет установление контактов и поиск выгодных партнеров в системе международного бизнеса. Возникающие на этой почве конфликты, как правило, имеют острый и затяжной характер вследствие большого эмоционального потенциала этнического самосознания людей, возможности быстрой консолидации всех лиц определенной общности по этническому признаку. С началом эпохи глобализации мировой экономики в 70-е годы XX в. появилось новое направление — кросскулътурный (сравнительный) менеджмент, т.е. менеджмент на стыке культур: национальных, деловых, корпоративных. Бурное развитие этого направления началось в конце 80-х — начале 90-х годов благодаря исследованиям Г. Хофстеда, Ф. Тромпенаарса, Э. Холла и др. Кросскультурный менеджмент описывает организационное поведение в разных странах и культурах, сравнивает его, стремится понять и улучшить взаимодействие партнеров с помощью международных и мультикультурных приемов управления. Кросскультурный менеджмент концентрирует внимание на изучении поведенческих особенностей, присущих разным национальным деловым культурам, на выработке практических рекомендаций относительно повышения эффективности управления глобальными организациями в системе международного бизнеса. Задачи кросскультурного менеджмента состоят в следующем: • управление отношениями, возникающими на стыке национальных деловых культур; • изучение причин межкультурных конфликтов и их нейтрализация; • выявление и использование при управлении организациями и организационном проектировании поведенческих особенностей и закономерностей, присущих разным деловым культурам. Успешное решение этих задач существенно повышает эффективность работы организации, помогает установить взаимопонимание в ходе деловых переговоров, достичь высокопродуктивного уровня взаимодействия партнеров. Причем это осуществляется не только в масштабах глобальной экономики и в ходе международного делового сотрудничества. Умение идентифицировать кросскультурные особенности поведения не менее важно и на национальном, региональном уровне, а также в рамках отдельной организации или корпоративной культуры, обладающей мультинациональными признаками. Особенно это важно для России, где проживают представители более 100 наций и народностей, активно взаимодействующие в организационном и межорганизационном пространстве. Актуализации данной проблемы способствуют не только национальные, но региональные и социальные особенности: обширность территории, разнообразие климатических условий, множественность географических зон, социальное расслоение общества и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.004 с.) |