Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинская зашита населения, проживающего в районе размещения АЭС, составляет важнейшую часть комплекса защитных мероприятий, проводимых в случае возникновения радиационной аварии.
Основной целью этих мероприятий является сведение к минимуму количества облученных людей и доз их облучения, обусловленного прохождением радиоактивного облака или нахождением на радиоактивно загрязненной территории. В случае возникновения общей радиационной аварии на АЭС проводятся следующие мероприятия по медицинской защите населения: - организация и проведение йодной профилактики среди населения; - лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных ионизирующей радиацией; - обеспечение средствами индивидуальной защиты и укрытие населения в убежищах, противорадиационных укрытиях или приспособленных помещениях; - медицинское обеспечение эвакуации населения из зоны радиоактивного загрязнения; - участие в контроле за уровнями радиации и определение режима работы и проведения населения на загрязненной РВ территории; - радиометрический контроль за содержанием РВ в продуктах питания и питьевой воде; - осуществление санитарного надзора за радиационной безопасностью различных групп населения и за соблюдением санитарных норм и требований при ликвидации последствий аварии; - медицинский контроль за состоянием здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на АЭС. Из всех медицинских мероприятий, осуществляемых для защиты населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на АЭС, наиболее важным в начальный период после её возникновения является йодная профилактика - эффективный метод защиты щитовидной железы от воздействия радиоактивных изотопов йода, поступающих в организм человека. В качестве средства для йодной профилактики в основном используется йодистый калий в таблетках, запасы которого должны быть заранее созданы для всего населения 30-км. зоны. Решение о проведении йодной профилактики, необходимости укрытия или эвакуации населения принимается на основании "Критериев для принятия неотложных решений в начальном периоде аварийной ситуации», определенных Нормами радиационной безопасности (НРБ-99). Йодистый калий применяют в таблетках в следующих дозах: детям до 2-х лет по 0,040 г. на прием вместе с водой, киселем, чаем; детям от 2-х лет и старше, а также взрослым по 0,125 г. один раз в день. Срок хранения таблетки 4 года.
Через 1,5-2 месяца после аварии значимость радиоактивного йода для облучения людей теряется и основную роль в формировании дозы приобретают долгоживущие радионуклиды /в основном цезий - 134, некоторые другие/. Максимальный защитный эффект (снижение дозы облучения примерно в 100 раз) достигается при предварительном и одновременном с поступлением радиоактивного йода приеме его стабильного аналога. Защитный эффект препарата значительно снижается при его приеме более чем через два часа после начала облучения. Однако и в этом случае происходит эффективная защита от облучения при повторных поступлениях радиоактивного йода. Использование средств индивидуальной защиты заключается в применении изолирующих средств защиты кожи (защитные комплекты), а также средств защиты органов дыхания и зрения (ватно-марлевые повязки, различные типы респираторов, фильтрующие и изолирующие противогазы, защитные очки и др.). Они защищают человека в основном от внутреннего облучения. Защиту от внешнего облучения могут обеспечить только защитные сооружения, которые должны оснащаться фильтрами-поглотителями радионуклидов йода. Временные укрытия населения до проведения эвакуации могут обеспечить практически любые герметизированные помещения. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных ионизирующей радиацией в случае аварии на АС осуществляется силами и средствами территориального здравоохранения и специалистами Федерального агентства медико-биологических проблем (ФАМБП). Для выявления больных с острой лучевой болезнью среди населения, эвакуированного с территории следа радиоактивного облака и оказания им первой врачебной помощи, кроме бригад скорой медицинской помощи, персонала учреждений ФАМБП и территориальных ЛПУ, должны использоваться специально созданные радиологические /сортировочные/ бригады. В состав бригад входят 6 человек /врач-терапевт, врач-педиатр, фельдшер-лаборант, две медсестры и дозиметрист/. Оснащение бригады рассчитано на 10 часов работы. Бригады создаются из расчета 1 бригада на 5 000 человек, находящихся на следе радиоактивного облака. Стационарное лечение пораженных может осуществляться в стационаре медико-санитарной части АЭС, в центральных районных, городских и областных больницах.
Медицинское обеспечение эвакуированного населения организуется исходя из конкретных условий и возможностей местного здравоохранения. Для выполнения этих мероприятий могут привлекаться бригады скорой медицинской помощи, врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, расположенных на маршрутах эвакуации и в районах размещения. Кроме того, могут специально создаваться подвижные медицинские пункты /врач или средний медицинский работник/. Медицинская защита населения в случаях аварии на АЭС предполагает проведение в течении длительного времени большого объема мероприятий в области радиационной гигиены Выполнение этих мероприятий возлагается на центры государственного санэпиднадзора (ЦГСЭН), которые осуществляют санитарный надзор за радиационной безопасностью различных групп населения. Санитарный надзор за радиационной безопасностью населения осуществляется в виде получения, обобщения и анализа материалов о характере и масштабах радиационной аварии, об уровнях радиоактивного загрязнения местности, населенных пунктов, жилых, общественных и производственных зданий, помещений и территорий, продовольственного сырья и питьевой воды. На основании сложившейся и прогнозируемой радиационной обстановки ЦГСЭН должны разрабатывать для комиссии по чрезвычайным ситуациям предложения по мерам защиты, оздоровления условий труда, быта, учебы, отдыха и питания различных категорий населения, проживающего на территории, а также осуществлять надзор за реализацией и эффективность учрежденных этой комиссией защитных и оздоровительных мероприятий. С целью определения эффективности проводимых мероприятий по профилактике внутреннего заражения, а также с целью уточнения и прогнозирования доз внутреннего облучения органам здравоохранения необходимо организовать контроль за накоплением РВ в организме людей. В начальный период аварии он должен предусматривать определение содержания радиоактивного йода в щитовидной железе, в дальнейшем - содержание радионуклидов цезия во всем организме у достаточно представительной группы людей /не менее 10% населения, находящегося в зоне радиоактивного заражения/. В целях активного и регулярного наблюдения за состоянием здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий органами и учреждениями здравоохранения всех уровней должно быть организовано выявление, обследование и диспансерное динамическое наблюдение за ними. При этом особое внимание должно обращаться на срочное выявление и обследование детей, подвергшихся внутреннему облучению радиоактивным йодом, а также беременных женщин и кормящих матерей. На лиц, подвергшихся радиационному воздействию должны заполняться регистрационные карты, один экземпляр которых высылается в Медицинский регистр Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (г. Санкт- Петербург). Заключение Ядерное оружие - огромная угроза всему человечеству. Так, по расчетам американских специалистов, взрыв термоядерного заряда мощностью 20 Мт может сравнять с землей все жилые дома в радиусе 24 км и уничтожить все живое на расстоянии 140 км от эпицентра.
Учитывая накопленные запасы ядерного оружия и его разрушительную силу, специалисты считают, что мировая война с применением ядерного оружия означала бы гибель сотен миллионов людей, превращение в руины всех достижений мировой цивилизации и культуры. Также важной проблемой на сегодняшний день является безопасная эксплуатация атомных электростанций. Ведь самая обыкновенное невыполнение техники безопасности может привести к таким же последствиям что и ядерная войны. К основным источникам загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами (РВ) относятся производственные предприятия, добывающие и перерабатывающие сырье, содержащее РВ, атомные электростанции (АЭС), радиохимические заводы, научно-исследовательские институты и др. объекты. В настоящее время правоохранительными органами Российской Федерации обобщается практика исполнения законодательства, направленного на предупреждение незаконного ввоза, вывоза, захоронения, утилизации отработавшего ядерного топлива, радиоактивных, токсичных, химических и иных вредных для окружающей природной среды и здоровья населения зарубежных и отечественных промышленных отходов. Все это заставляет направить все силы и средства на поиск новых технологий радиационной защиты человека, кардинального решения проблемы захоронения отходов атомных станций, разработки технологий добычи и производства для использования топлива на АЭС, поиск крупных научно-технических программ исследований по безопасности, в рамках которых анализируются возможные отказы оборудования АЭС, их последствия, а также способы их предотвращения.
№114 Основные проблемы гигиены детей и подростков Рост и развитие детей, состояние их здоровья имеют огромное социальное и медицинское значение, так как служат серьезным индикатором санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом. Изучение особенностей роста и развития детей в меняющихся социально-экономических условиях относится к числу ключевых проблем гигиены детей и подростков на современном этапе. Общебиологическое значение роста состоит в достижении такого уровня развития организма, который необходим для репродуктивного, интеллектуального и социального совершенства человека. Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, непрерывно связанные между собой. Между тем их биологическая природа и механизмы различны.
Процессы роста приводят к появлению количественных различий структур и функций развивающегося организма, тогда как процессы развития обусловливают качественное преобразование в морфологической структуре и организации деятельности физиологических систем. В тех случаях, когда ростовые процессы происходят одновременно во множестве различных тканей организма, говорят о феномене так называемых скачков роста. В постнатальном онтогенезе человека такие скачки наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет туловища), в возрасте 5-6 лет (так называемый полуростовой скачок, в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост преимущественно за счет удлинения конечностей); а также в 13-15лет (пубертатный скачок роста за счет удлинения туловища и конечностей). В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь к взрослым. Кроме того, количественные изменения обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, которые должны «настроиться» на работу в условиях новой морфологической ситуации. Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов. Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, включая: • неравномерность темпа роста и развития; • неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность); • обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм); • биологическую надежность функциональных систем и организма в целом; • детерминацию процесса роста и развития фактором наследственности; • обусловленность роста и развития средовыми факторами; • эпохальную тенденцию и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития). №115 Показатели, критерии и группы здоровья детей и подростков На основании закономерности гетерохронного развития детского организма разработаны медицинские и психофизиологические критерии школьной зрелости. Медицинские критерии: • уровень биологического развития; • состояние здоровья на момент осмотра; • острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологическое критерии развития школьно-необходимых функций: • результаты выполнения теста Керна-Ирасека по 3 заданиям: нарисовать человечка, скопировать фразу, срисовать группу точек;
• качество звукопроизношения (наличие дефектов речи); • результаты выполнения мотометрического теста «вырезание круга». Определяющие признаки здоровья детей и подростков: • отсутствие на момент обследования какой бы то ни было болезни; • гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; • нормальный уровень функций; • отсутствие наклонности к заболеваниям. Современная схема комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков включает отнесение детей к соответствующей группе здоровья (приказ МЗ РФ от 30.12.2003 г.? 621). К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений. Ко II группе здоровья относятся дети: • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; • реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; • с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития); дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела; • часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; • с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций. К III группе здоровья относятся дети: • страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; • с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций; степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста. К IV группе здоровья относятся дети: • страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; • с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; • с высокой вероятностью осложнений основного заболевания, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; • с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка. К V группе здоровья относятся дети: • страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующих постоянной терапии; • дети-инвалиды; • с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда. Принадлежность ребенка к группе здоровья устанавливает медицинская комиссия в составе педиатра и врачей-специалистов по результатам комплексного профилактического осмотра. При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательное заключение о состоянии его здоровья выносится по наиболее тяжелому из них. Все дети, отнесенные к III, IV или V группе здоровья, должны состоять на диспансерном учете в детской поликлинике по месту жительства у педиатра и/или врачей-специалистов в зависимости от выявленной патологии. Большое медико-социальное значение имеет выделение II группы здоровья. Функциональные возможности детей этой группы еще не снижены, но существует высокий риск развития хронических заболеваний. Оздоровительные и коррекционные мероприятия для таких детей чрезвычайно важны, поскольку приблизительно у 46% из них формируется хроническая патология.
№116 Физическое развитие детей и подростков. Основные показатели и методы их определения Внешним интегральным проявлением адекватности процессов роста и развития условиям существования детского организма является уровень физического развития. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. В каждый период жизни физическое развитие указывает на физическую дееспособность (работоспособность) детского организма и его «биологический возраст». С позиций динамики процессов роста физическое развитие характеризует геометрические размеры тела, его пропорции, телосложение. От размеров тела зависит интенсивность обменных процессов, активность физиологических функций (например, частота сердцебиения и дыхания), толерантность к внешней температуре и другим факторам среды. Размеры и пропорции тела во многом определяют соотношение механизмов теплопродукции и теплоотдачи. Интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи - площади поверхности тела. Поэтому для маленького организма проблемой является дополнительная продукция тепла при охлаждении, а для большого - дополнительный отвод тепла при перегреве. Любое изменение размеров и пропорций тела в результате естественных процессов роста и развития сказывается на балансе продукции и отдачи тепла и неукоснительно ведет к перестройке деятельности всех вегетативных систем организма, а следовательно, центральной нервной и эндокринной систем регуляции. Таким образом, уровень физического развития оказывает влияние на функционирование всех без исключения органов и систем организма и является одним из ведущих признаков здоровья. Оценку физического развития детей и подростков осуществляют в процессе профилактических медицинских осмотров. Программа антропометрических обследований включает изучение соматометрических (длина, масса тела, окружность грудной клетки); соматоскопических (состояние опорно-двигательного аппарата, кожных покровов, слизистых, мускулатуры, уровень полового созревания, «зубной возраст») и физиометрических показателей (жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кистей рук). Ведущими параметрами, отражающими физическое развитие и состояние здоровья, считают длину и массу тела. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы организма, масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Окружность грудной клетки коррелирует с массой тела и дополнительной информации для оценки физического развития детей и подростков не дает. Ее определяют только при проведении специальных исследований. Для характеристики физического развития детей и подростков используют: • метод индексов, позволяющий учитывать массо-ростовые соотношения по специальным формулам; • процентильный (центильный) метод, суть которого заключается в оценке вероятностного распределения показателей в процентных интервалах; • метод стандартизованных отклонений (z-score), основанный на сравнении индивидуальных показателей со стандартными; • метод регрессионного анализа, учитывающий изменение массы тела при изменении его длины. Результаты сравнительного анализа информативности методов указывают на предпочтение использования методов регрессионного анализа и прежде всего модифицированных шкал регрессии (Баранов А.А., 2008). Любые проявления существенных отклонений от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья индивидуума. При отсутствии генетической предрасположенности низкий уровень физического развития может быть следствием количественной и качественной неадекватности питания или каких-то его компонентов (витамины, незаменимые аминокислоты, микроэлементы и т.д.), чрезмерной физической нагрузки или хронических заболеваний. Высокий уровень физического развития может свидетельствовать о нарушениях эндокринной сферы и требует детального диспансерного обследования ребенка. Дети и подростки с высоким уровнем физического развития, как правило, обладают более низкой выносливостью. Как отставание, так и опережение в темпах физического развития могут быть также следствием отклонений в функциях ЦНС. Несоответствие массы тела длине или обхватных размеров продольным, т.е. их дисгармоничность, могут возникнуть при ранней спортивной специализации (например, у девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 5-6-летнего возраста). Развитию дисгармоничности физического развития могут способствовать заболевания, связанные с нарушениями роста и развития опорно-двигательного аппарата или отклонениями в деятельности желез внутренней секреции. Анализ данных ежегодного мониторинга детского населения, проводимого НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Государственного учреждения «Научный центр здоровья детей» (ГУ НЦЗД) РАМН, позволил выявить новые тенденции в процессах роста и развития современного подрастающего поколения. В настоящее время имеет место снижение практически всех соматометрических показателей физического развития (рис. 10.2). Рис. 10.2. Изменение соматометрических признаков физического развития у 15-летних московских девочек в последние 30 лет (см, кг) (Баранов А.А. и соавт., 2006) Только за последние 10 лет количество низкорослых детей увеличилось почти в 3 раза - с 0,5 до 1,46%. Среди социально неблагополучных детей (воспитанники специализированных учебных заведений) количество низкорослых детей достигает 10%. Оценка физического развития московских школьников свидетельствует о нарастании за последние 20 лет доли детей с дефицитом массы тела: среди мальчиков - с 7 до 14%, среди девочек - с 5 до 13%. У подростков доля лиц с дефицитом массы тела в 2004 г. к моменту окончания школы диагностировалась у каждого четвертого юноши и у каждой шестой девушки. В последние годы параллельно с этим процессом наблюдается рост доли мальчиков с избыточной массой тела. В физическом развитии подрастающего поколения отмечается тенденция к «грацилизации» телосложения, т.е. уменьшения всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и саггитального диаметров грудной клетки и размера таза. Анализ физического развития детей и подростков свидетельствует об увеличении числа детей с отставанием биологического возраста от паспортного. В частности, отмечается сдвиг сроков полового созревания (по menarche девочек) в сторону старшего возраста. Оценка уровня полового созревания современных девочек-подростков показала, что 32,1% 14-15-летних школьниц и 22,1% 16-17-летних имеют относительное отставание, свидетельствующее о замедлении темпов их созревания по сравнению с ровесницами прошлых лет (рис. 10.3). На пике акселерации 1970-х гг. возраст menarche составлял 12 лет 6 мес, в настоящее время - 13 лет 5 мес. Рис. 10.3. Динамика возраста menarche у девочек Москвы (Баранов А.А. и соавт., 2006) На фоне дефицита массы тела и замедления полового развития наблюдается рост функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы среди подростков. За 20 лет эти показатели увеличились более чем в 3 раза. Изменения в физическом развитии детей и подростков на протяжении десятилетий сопровождаются негативными сдвигами в их силовых возможностях (рис. 10.4 и 10.5). Рис. 10.4. Изменения в силе сжатия кисти у мальчиков Москвы от 8 до 17 лет в разные десятилетия (лонгитудинальные наблюдения, кг) (Щеплягина Л.А., 2006) Рис. 10.5. Изменения в силе сжатия кисти у девочек Москвы от 8 до 17 лет в разные десятилетия (лонгитудинальные наблюдения, кг) (Щеплягина Л.А., 2006) У московских школьников показатель ЖЕЛ за последние 20 лет снизился в среднем на 15%. Аналогичные результаты получены и по другим регионам страны. Изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития подрастающего поколения, выявление отклонений в физическом развитии детей разных возрастно-половых групп самым тесным образом связано с современными задачами педиатрии, поисками дифференцированного подхода к профилактике и оздоровлению детей и подростков.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.051 с.) |