Педагогические технологии в адаптивной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические технологии в адаптивной школе



Цель адаптивной школы состоит в создании условий для само­стоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способов существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры. Выделяются пять функций адаптивной школы: ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирующая и предупреждающая затруднения. Указанные функции реализуются через це­лостный образовательный процесс, гуманитарно-культурологиче­ский подход, через реализацию идеи творческого развития и рефлексивного управления.
Адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.

Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям). Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики РФ в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Адаптивная школа – школа со смешанным контингентом, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Адаптивная школа ставит задачу обучения, развития и воспитания всех детей, с различными особенностями, склонностями и способностями. Школа постоянно должна быть готова к приёму детей любой категории. Во главу угла ставится физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, учебно-воспитательный процесс организуется так, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию.

Основой применения технологии адаптивной школы является система педагогической диагностики. В неё входят: первичная диагностика учебных возможностей и их реализованности (тесты ШТУР, школьный тест умственного развития и РАВЕН, измеряющий полный диапазон умственной способности), которую проводит психолог; а также тест школьной тревожности Филипса (проводимая на каждом уроке поэтапная самооценка учащимися усвоения учебного материала); традиционные контрольные работы.

 

Требования к учителю при личнчностно-ориентированном обучении

В личностно ориентированном образовании позиция педагога должна быть иной. Она подразумевает:

 

а) оптимистический подход к ребенку и его будущему, умение видеть перспективы развития его личностного потенциала, стимулировании этого развития ребенка им же самим с помощью адекватных средств;

 

б) отношении к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

 

в) опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

 

Для полной характеристики личностно ориентированного образования необходимо раскрыть его содержательные аспекты. Содержание личностно ориентированного образования направлено на удовлетворении потребностей личностного существования: свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество.

Педагогика сотрудничества

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя (преподавателя, мастера) - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся.

 

23Гумаизация образования

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ — система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности
Гуманизация образования представляет собой многосторонний процесс, включающий изменение целей образования, его содержания, условий образовательной деятельности, ценностных отношений участников образовательного процесса. Гуманитаризация включает: увеличение числа изученных гуманитарных дисциплин, увеличение времени на изучение гуманитарных дисциплин, разработка новых программ по нормативным гуманитарным предметам, выявление гуманитарных аспектов в предметах, раскрывающих основы естественных и технических наук.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.005 с.)