Цели и задачи бюджетирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи бюджетирования



Актуальной задачей российских организаций в настоящее время является внедрение современных управленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты – вся эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.

Бюджетирование позволяет в режиме реального времени (ежедневно) получать показатели рентабельности каждого товара, подразделения и потребителя (каждой сделки). Оперативный управленческий учет помогает быстро адаптироваться к изменениям рынка, а также видеть экономические проблемы в момент их возникновения и устранять их до того, как они нанесли ощутимый материальный ущерб.

Современные методы бюджетирования базируются на информационных технологиях управления, и ядром такой системы является финансово-экономическая модель, в рамках которой на уровне значений показателей происходит увязка хозяйственных и финансовых процессов. Планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи - корректировки планов для достижения приемлемого общего результата. С использованием автоматизированной системы бюджетирования данная экономическая задача в крупной организации может быть решена в течение 1 часа и, соответственно, время на принятие решения сокращается от традиционных 2-3 дней до нескольких часов.

Существует разные подходы к автоматизации бюджетирования в организациях: ведется разработка собственных решений на основе MS Excel-Acsess, используются готовые программные продукты такие, как бюджетный модуль в составе ERP-системы, специализированные системы бюджетирования и др. Анализ возможностей специализированных программ, представленных на российском рынке, показал, что многие программные комплексы отвечают требованиям, предъявляемым руководством организаций. Они дают возможность гибко моделировать все бизнес-процессы на предстоящий плановый период с учетом внешних и внутренних факторов, позволяют автоматически рассчитывать экономически обоснованные показатели деятельности организации.

Внедрение системы бюджетирования – сложный организационный процесс, трансформирующий функции многих подразделений и документооборот организации. Первичный учет в организациях ведется для составления бухгалтерской и налоговой отчетности, и этой информации не достаточно для принятия управленческих решений. Система бюджетирования должна обеспечивать трансформацию данных бухгалтерского учета в данные управленческого учета, и это позволит избежать ведения двойного учета (бухгалтерского и управленческого) и минимизировать затраты на ввод данных о фактическом исполнении бюджетов.

Важно в самом начале планирования установить цели составления бюджета, определить, составление каких документов будет наилучшим образом отвечать этим целям, распределить обязанности между сотрудниками, выбрать свою философию планирования. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности организации.

Процесс внедрения бюджетирования на организации включает следующие этапы:

· изучение внутренней и внешней документации организации, ее структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;

· поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды организации в процесс бюджетирования;

· разработка плана внедрения бюджетирования;

· пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;

· разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети организации;

· создание информационной компьютерной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности организации;

· создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;

· обучение персонала.

Бюджетирование (сметное планирование) - это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.

Бюджет - это план деятельности организации за определенный период, выраженный в денежной форме, который выполняет ряд важных функций:

· бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического плана, и процесс разработки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов;

· бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности организации. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль;

· бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации товара, инвестиционной деятельности и т.д.;

· бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на предстоящий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

1. обеспечение текущего планирования;

2. обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений организации;

3. обоснование затрат организации;

4. создание базы для оценки и контроля планов организации;

5. исполнение требований законов и контрактов.

При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Процесс бюджетирования

Процесс бюджетирования имеет порядок, в котором можно выделить определенные этапы.

I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность организации в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности организации, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строиться с учетом выбранного главного фактора.

II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам товаров.

III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовых товаров, который организация поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой.

Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).

На основе бюджета производства разрабатываются:

1. бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (человеко-часы) и стоимостном выражении;

2. бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении.

Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.

После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:

3. производственные – на основе данных об объеме производства;

4. коммерческие – на основе данных об объеме продаж.

Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.

Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность организации в краткосрочном финансировании.

IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:

5. планируемый отчет о прибылях и убытках;

6. планируемый баланс;

7. планируемый отчет о движении денежных средств.

Для построения планируемого отчета о прибылях и убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.

Таким образом, формирование бюджета – это процесс формирования финансовых показателей деятельности организации, оформленных в основные операционные и бюджетные документы, который условно можно разделить на две составные части: подготовка операционного бюджета и подготовка основных бюджетных документов.

 

 

Анализ спроса на продукцию.

Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса на цену и доходы покупателей.

Основная цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.

На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.

Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер):

Коэффициент эластичности спроса по доходу (Еd) характеризует степень чувствительности спроса на товар при изменении дохода потребителей:

Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный — если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции.

По данным в табл. 17.1 определим коэффициенты ценовой эластичности по изделию D.

Сравнив полученные результаты, нетрудно заметить, что темп, снижения спроса значительно опережает темп прироста цен. Поэтому можно сделать вывод об относительной эластичности спроса на данную продукцию, хотя в условиях инфляции эластичность спроса снижается, так как возникает психологическая адаптация к росту цен. Предприятие выбрало вариант цены 7800 руб., хотя спрос при такой цене и выручка ниже, чем при цене 6000 руб. Но поскольку целью данного предприятия является не завоевание рынков сбыта, а получение максимума прибыли, то этот вариант цены более выгодный, потому что он позволяет получить большую сумму прибыли, чем по другим вариантам.

 

11. Анализ ценовой политики организации.

Одним из важнейших направлений анализа является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
Ценовая политика заключается в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и меняет их (в зависимости от ситуации на рынке) так, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.
Процесс ценообразования рассматривается как серия процедур установления цены. Поэтому (в зависимости от целей анализа) анализируют или отдельные процедуры или весь комплекс.
Основные задачи анализа:
• изучение содержания процедур установления цены, уровня цен для определения обоснованности конкретной цены на продукцию;
• разработка предложений по формированию эффективной ценовой политики.
Содержание и последовательность анализа ценовой политики в целом можно разделить на следующие этапы:
I этап. Анализ типов рынка на ценовую политику.
Анализируя ценовую политику, надо иметь в виду, что она зависит от типа рынка. В экономической литературе выделяют четыре типа рынка («чистая конкуренция», «монополистическая конкуренция», «олигополистическая конкуренция», «чистая монополия»), каждый из которых имеет собственные проблемы в области ценообразования. За исключением работы на рынках чистой конкуренции, предприятиям необходимо анализировать методику установления исходной цены на свои товары.
II этап. Анализ целей ценообразования.
Политика цен зависит от того, каких целей предприятие пытается достичь с помощью конкретного товара. Примерами таких целей могут быть: выживание предприятия, максимизация прибыли, выход в лидеры по показателям доли рынка или качества товара, овладения соответствующей долей рынка и др.. Так, обеспечение выживания становится основной целью предприятия, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция, или тогда, когда потребности клиентов неожиданно и резко меняются. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, предприятия вынуждены устанавливать низкие цены, внедрять программы ценовых скидок.

 

 

12. Анализ объёма производства и реализации продукции.

Цели и задачи анализа. Основные понятия

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производ­ства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспече­ние спроса населения высококачественной продукцией.

Основные задачи анализа объема производства и реализации продукции:

1. оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества про­дукции;

2. проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продук­ции, а также оценка реальности и напряжённости производственных показателей;

3. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

4. выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

5. разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Основные показатели объема производства – товарная и валовая продукция.

Промышленной продукцией считается прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности предприятия, выражен­ный либо в форме продуктов, либо в форме услуг. Продуктами пред­приятия являются созданные на нем изделия, детали и другие объекты, объем каждого вида которых может быть выражен в натуральных еди­ницах (тоннах, штуках, метрах).

По стадии готовности продукты промышленного предприятия делятся на три категории:

1. Готовым изделием для предприятия является его законченный про­дукт, который в пределах данного предприятия не может быть подверг­нут никакой дальнейшей обработке.

2. Полуфабрикатом называется такой продукт, который закончен производством и получил документальное подтверждение готовности и годности в пределах отдельного цеха, но должен подвергаться обра­ботке в других цехах того же предприятия.

3. Незавершенное производство, т. е. продукция, не завершенная про­изводством, — это предметы труда, вступившие в производственный процесс в любом цехе, но не получившие законченного вида в пределах данного цеха.

Учет продукции предприятия может производиться в натуральном и условно-натуральном выражении, в трудовых показателях и стоимостном выражении.

Учет продукции в натуральном выражении сводится к характеристи­ке ее в штуках, метрах, тоннах и т. д. Этот метод является основным методом учета.

Известным дополнением и развитием учета продукции в натураль­ном выражении является ее учет в условных натуральных единицах. Он применяется для определения общего объема производства всех разно­видностей одного и того же продукта. Для этого все разновидности про­дукта приводятся к одной из его разновидностей, единица которой на­зывается условным натуральным измерителем продукции. Приведение осуществляется с помощью коэффициентов на основе важнейшей ха­рактеристики полезности продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объё­мов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного про­изводства не представляется возможным использовать натуральные или услов­ные измерители.

Учет продукции в стоимостном выражении производится прежде всего для получения общих итогов произведенной и реализованной продукции для оценки их динамики. Объем продукции на основе де­нежной оценки можно представить:

Ÿ как объем совокупной продукции всех цехов предприятия;

Ÿ как общий объем продукции предприятия в целом;

Ÿ как объем продукции предприятия, подлежащей реализации.

В соответствии с этим система показателей объема продукции про­мышленного предприятия в денежном выражении включает в себя следующие виды показателей:

1. Валовой оборот включает в себя стоимость всех выработанных в пре­делах предприятия готовых изделий, полуфабрикатов и работ промыш­ленного характера независимо от того, пошла ли продукция цеха на сто­рону или на дальнейшую переработку в другой цех того же предприятия. Кроме того, при цикле производства длительностью свыше двух меся­цев валовой оборот учитывает объем незавершенного производства как разность остатков на конец и начало периода.

2. Валовая продукция в отличие от величины валового оборота не вклю­чает в себя элементы повторного счета в пределах предприятия.

3. Товарная продукция промышленного предприятия — это стоимость готовых изделий, выпущенных в данный период основными, вспомога­тельными и побочными цехами предприятия; стоимость работ промыш­ленного характера, выполненных по заказам со стороны и для непро­мышленных подразделений своего предприятия.

Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и других показа­телей эффективности производства применяются показатели чистой (условно чис­той) и нормативно-чистой продукции. Величина норматива чистой продукции оп­ределяется исключением из отпускной цены материальных затрат, включая аморти­зационные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как сумма затрат на заработную плату со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элемен­тов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показате­лей выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обуслов­лено снижением или повышением материалоемкости фактически выпущенной про­дукции.

Объём реализации продукции определяется или по отгрузке продукции по­купателям, или по оплате (выручке). Объем реализации определяется отпускной це­ной, включая НДС. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепен­ное значение. Реализация продукции – связующее звено между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зави­сит и объем производства.

Объекты анализа объема производства и реализации продукции:

- объем производства и реализации продукции, как в целом, так и по ас­сортименту;

- качество товарной продукции;

- структура товарной продукции;

- ритмичность производства и реализации продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.049 с.)