Тема 3. Применение эмпирических методов исследования систем управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Применение эмпирических методов исследования систем управления



Задание 8 Наблюдение и его роль при проведении исследований

Цель задания: Ознакомиться с практикой проведения наблюдений в ходе изучения поведения покупателей.

Условия задания: По заказу фирмы, производящей апельсиновые соки определенной марки, наблюдателем в форме продавца скрытым образом изучается поведение покупателей апельсиновых соков в магазине самообслуживания.

Методические указания:

1. Результат наблюдений фиксируется на бумаге.

2. Для удобства результаты наблюдений фиксируются по группам взаимозависимых товаров: свежие апельсины, бутылированные соки, соки в пакетах, замороженные соки (таблица 26).

3. Для каждой группы идентифицируются альтернативные подходы по выбору товара определенной марки (графа 1 таблица 26).

4. Покупатели делятся на следующие категории: один покупатель, двое взрослых покупателей, один взрослый покупатель с детьми. Возможна классификация покупателей по иным признакам (пол, возраст и т.д.).

5. Разрабатывается форма для регистрации наблюдения.

6. Обобщаются полученные данные и делаются выводы и предложения.

Решение:

1. Проводится регистрация посетителей магазина по форме, представленной в таблице 25 и регистрация поведения посетителей магазина (таблица 26).

Таблица 25 - Форма для регистрации наблюдений

Наблюдатель Петров Место наблюдения Магазин № 32
Дата 13 марта Время дня 12.00 – 15.00
Структура групп наблюдаемых:
а) числ-сть групп   взрослых   детей
б) пол
взрослые   мужской   женский
дети   мужской   женский
Использование   тележки для продуктов
  продуктовые корзины
  ничего
             

Таблица 26 - Регистрация поведения в магазине

Поведение Свежие апель-сины Бутыли-рованный сок Баночный сок Заморо-женный сок
1 Проход мимо товара +   + +
2 Сравнение разных типов товара   +    
3 Выбор определенной марки        
4 Внимательное рассмотрение выбранной марки   +    
5 Обсуждение с др.учас-и группы        
6 Другие особенности выбора покупки        

Использование ____________+_________________списка покупок

_______________________________калькулятора

_______________________________купонов

Время совершения покупки ____. Купленное количество_____.

Таблица 27 - Общие результаты регистрации поведения в магазине (группа «один взрослый покупатель» - численность 100 чел.)

Поведение Свежие апельси-ны Бутыли-рованный сок Баночный сок Заморо-женный сок
1. Проход мимо товара        
2. Сравнение разных типов товара        
3. Выбор определенной марки        
4.Внимательное рассмотрение выбранной марки        
5.Обсуждение с другими участниками группы - - - -
6.Другие особенности выбора покупки        

Использование ___________________________списка покупок

____________________________калькулятора

___________________купонов

Время совершения покупки _____ Купленное количество_______.

На втором этапе осуществляется проведение наблюдения и фиксация поведения покупателей в наблюдательном листе

Таблица 28 - Регистрация поведения в магазине

№ п/п Поведение Свежие апельсины Бутылированный сок Баночный сок Замороженный сок
1. Проход мимо товара +   + +
2. Сравнение разных типов товара   +    
3. Выбор определенной марки        
4. Внимательное рассмотрение выбранной марки   +    
5. Обсуждение с другими участниками группы        
6. Другие особенности выбора покупки        

 

 

Использование + списка покупок

калькулятора

купонов

 
 


Время совершения покупки ____7 мин.__ Купленное количество___2 бут._____

 

3. На третьем этапе проводится обобщение собранной в ходе наблюдения информации. Обобщение проводится по каждой выделенной группе: один взрослый покупатель; двое взрослых покупателей; один взрослый покупатель с детьми.

Таблица 29 - Общие результаты регистрации поведения в магазине

(группа «Один взрослый покупатель» - численность 100 чел.)

№ п/п Поведение Свежие апельсины Бутылированный сок Баночный сок Замороженный сок
1. Проход мимо товара        
2. Сравнение разных типов товара        
3. Выбор определенной марки        
4. Внимательное рассмотрение выбранной марки        
5. Обсуждение с другими участниками - - - -
6. Другие особенности выбора покупки        

Использование 50 списка покупок

10 калькулятора

7 купонов

 
 


Время совершения покупки __12 мин.___ Купленное количество_7-8 единиц__

Выводы и предложения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 5. Метод опроса

Цель задания: Изучить мнение потребителей о предлагаемом в торговле ассортименте овощей, используя метод опроса.

Условия задания: Поступил заказ о проведении маркетингового исследования мнения потребителей овощной продукции в соответствии с предложенным опросным листом. Заказчик считает достаточным объем выборки 10 человек.

Методические указания: Решение рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1. Организуется сбор первичной информации методом опроса.

2. Проводится обобщение собранной информации. Для этого строится сводная таблица и подсчитывается процент ответивших утвердительно на каждый вопрос.

3. На основе конкретных данных делаются выводы и предложения.

Таблица 35 – Результаты анкетного опроса потребителей

Вопрос Варианты ответа Ответы респондентов Ответившие утвердительно,%
                   
Каким образом Вы удовлетворяете потребность в овощах Выращиваю на собствен-ном садовом участке +   + + +   +     +  
Обеспечивают родственники     +     +       +  
Покупаю + + + + + + + + +    
В каких торговых предприятиях, на Ваш взгляд, представлен наиболее полный ассортимент овощей на мини-рынках и в палатках +   +   + +          
в магазинах «Овощи-фрукты»   + +         +      
у частников   +       +   +      
на рынке   +             +    
оптом на базах   +       +   + +    
у знакомых       +   +          
где придется +     +     +        
Где вы предпочитаете покупать овощи? на рынке   + +     + +        
в магазинах «Овощи-фрукты» +   +   +            
на базе               + +    
в палатках на улице   +                  
в фирменных магазинах +         +          
ассортимент везде одинаков       +              
Какие овощи (сорта овощей) Вы бы с удовольст-виием приобрели, но практически не встречаете их в продаже зелень   +   +              
цветная капуста +                    
баклажаны     +                
редис       +              
репа           +          
кукуруза             +        
другие овощи         +     + +    

Решение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и предложения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9 Метод анализа документов

Цель задания: Провести кабинетное исследование и дать маркетинговую характеристику областного рынка овощей на основе анализа стат. информации.

Условия задания: Существует следующая статистическая информация об областном рынке овощей

Таблица 36 – Статистика областного рынка овощей

Показатели Значение
Число производителей овощей  
Объем реализации овощей в год всего, тыс.т. 17,1
Объем реализации овощей в год предприятием А, тыс.т. 11,9
Прочие 2,0
Объем реализации овощей в год предприятием Б, тыс.т. 3,2
Среднегодовая цена реализации 1кг овощей в северной зоне области, руб. 6,15
Среднегодовая цена реализации 1кг овощей в центральной зоне области, руб. 5,46
Среднегодовая цена реализации 1кг овощей в южной зоне области, руб. 5,30
Затраты на маркетинг в год, тыс. руб.  
Затраты на производство овощей в год, тыс. руб.  

Используя базовые характеристики типологии рынка, провести анализ конкурентной среды.

Методические указания: Решение рекомендуется выполнять в следующей последовательности.

1. По числу фирм, работающих на рынке, оценивается уровень конкурентности рынка. Для более точной оценки используют коэффициенты концентрации рынка (Ккр):

,  

где QGj – объем продаж j-ой крупной фирмы;

n – число крупных фирм;

QMk – объем продаж k-ой мелкой фирмы;

к – число мелких фирм.

2. Для оценки уровня дифференциации продукции (Удп) используют порядковую шкалу с качественными параметрами характера дифференциации продукта и балльной оценкой, соответствующей каждой её градации:

Таблица 37 - Шкала оценки уровня дифференциации продукта

Стандартный продукт Модифицированный продукт Насыщенный ассортимент Марочный продукт Уникальный продукт
         

 

3. Для оценки действия ценового фактора на рынке используют коэффициент ценового давления (Кцд), который характеризует вариацию цен в пространстве и во времени.

,  

где σ – среднее квадратическое отклонение цен на продукт;

р – средняя цена продукта.

4. Коэффициент доминирования маркетинговых средств (Кдмс) рассчитывают как отношение затрат на маркетинг в общем объеме затрат фирм, работающих на рынке.

5. Индекс концентрации Герфинделя (Iг) представляет собой сумму квадратов доли рынка каждой фирмы:

,  

где di – доля i-ой фирмы на рынке;

n – число фирм на рынке.

6. На заключительном этапе все рассчитанные показатели систематизируются, формулируются выводы и предложения.

Решение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 38 - Основные характеристики областного рынка овощей

Основные харак-теристики рынка Показатель измерения фактора Границы изменения фактора Значение показателя
Количество фирм, работающих в отрасли Кк р – коэффициент концентрации рынка 0 < Ккр ≤ 1  
Отличительные особенности продукта Удп – уровень дифференциации продукции 1 ≤ Удп ≤ 5  
Ценовая политика Кцд – коэффициент ценового давления 0 < Кцд < 1  
Используемые средства маркетинга Кдмс – коэффициент доминирования маркетинговых средств 0 ≤ Кдмс < 1  
Доля на рынке Iг – индекс концентрации Герфинделя 0 < Iг ≤ 1  

Выводы и предложения: __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.024 с.)