Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема человеческого счастья в свете христианского вероучения.
«Господи! Что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению, дым его – как уклоняющаяся тень» (Псалтырь. 143-й псалом Давида). Царь Давид жал в ХI веке до н.э., но смысл его мольбы к Господу нам близок и понятен. Мы знаем так же, что философия, начиная с Фалеса, устремляет сознание человека на познание самого себя, но от этого загадочность проблемы за три тысячелетия нисколько не уменьшилась. По-прежнему поражает, как соединяются в человеке скоротечное, зыбкое, готовое прерваться в любой момент существование и скрытые до поры до времени огромные созидательные и разрушительные силы. Какие импульсы для познания сложностей бытия человека дает христианское вероучение? Начнем с того, что согласно ему человек – единственное живое существо, которое создал сам Господь по образу и подобию своему. Человеческое достоинство по этому божественно по-своему происхождению, то есть причастно к высшему совершенству. Кардинальные выводы из такого понимания человеческой природы были смело сделаны мыслителями эпохи Возрождения, о чем пойдет специальный разговор в следующем параграфе. Поначалу Адам и Ева совершенны и счастливы, ведут в буквальном смысле райскую жизнь. Но вот в их жизнь приходит зло, грех, и все меняется. В чем причин зла? Конечно, не в Боге, хотя он и насылает голод, засухи и т.п. на города и поселения в наказание за зло, преступившее меру. Несколько иное, чем концепция христианского оптимизма Августина, истолкование зла давал Василий Великий. По его мнению, есть два вида зла: одно существует только в наших ощущениях, чувствах, хоть и может очень сильно переживаться – это справедливые наказания Божьи, которые кажутся злом, но на самом деле отвращает людей от еще большего зла, от гибели. Другой вид зла – грех, зло в его собственной природе. Причина такого зла в человеке, потому что началом и корнем греха является от нас зависящее, наша свобода. В собственном смысле зло, то есть грех, зависит, - утверждал Василий Великий, - от нашего произволения, потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным. Так и случилось при грехопадении: Адам пресытился всем и, как бы надломившись от своего пресыщения, умной красоте предпочел показавшееся приятным для плотских очей, и выше духовных наслаждений поставил наполнение чрева.
Наказывая, Бог истребляет зло. Землетрясения, наводнения, всякое истребление многих людей бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся. Всенародными казнями Бог уцеломудривает всенародные пороки. Добавим: есть поговорка русская – Бог долго ждет, но больно бьет. Итак, зло не есть несотворенное и не Богом сотворенное. Зло – не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели. Каждый – виновник собственного злонравия. В земной жизни, поскольку мир во зле утопает, истинного счастья для человека нет, оно возможно только в Царствии Небесном. На земле человек может и должен вести достойную человека – христианина жизнь по Закону Божьему и заповедям Христовым. В вульгарном атеистическом изображении такая жизнь будто бы нивелирует личности человеческие и глушит жизненную энергию людей. Вопреки таким невежественным мнениям христианство исповедует особое предназначение каждого человека и считает святым долгом реализовать его. Речь здесь идет о дарах Святого Духа. Вот как о их повествовал апостол Павел в своем первом послании к коринфянам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных… Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявления Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному различения духов, иному разные языки, иному истолкования языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (I Коринф.12.1, 4-11). Провозглашенная в философии Фалесом необходимость самопознания здесь, в христианской мысли, конкретизируется в виде поиска своего призвания и реализации в нем своей человеческой индивидуальности. Достойная человека жизнь как путь его к Богу есть вместе с тем обретение самого себя, своего личностного достоинства. Проблема человеческого счастья как истинного бытия человека наполняется в христианстве всемирным, божественным смыслом. Здесь замечательно и также то, что нет и тени индивидуализма, а масштабность концепции не мешает ей быть тесно связанной с повседневной жизнью людей. В том же 143–ем псалме Давида говорится об условиях достойной благополучной жизни людей: «Да будут сыновья наши как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог». В заключение можно сказать только одно: дай, Бог, и нам того же…
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.006 с.) |