Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема истины в философии средневековья.
В античной философии исследовались рационалистический (элеатами) и сенсуалистический (софистами) пути познания истины, возникло стремление соединить работу чувств и разума в познании истины (Демокрит, Аристотель), сопоставлялись методы полемики (Протагор) и диалога (Сократ), выяснялись познавательные способности мышления (Фалес, Сократ, Платон, Аристотель), изучались законы правильного мышления, законы формальной логики (Парменид, Сократ, Платон, Аристотель) – словом, были заложены основы учения о познании, гносеологии как важного раздела философии. Однако здесь, все (категории, принципы) еще в процессе становления. Истина по-гречески – алетейя (то, что вне Леты, неподвластно забвению, не смываемо водами Леты). Этот термин применялся к вещи: еще обладает истиной, поскольку она обладает бытием. А также к мысли: она истинна, когда выражает бытие. Поскольку бытие понималось очень по- разному, то и истина была очень многозначна. Демокрит и вслед за ним Аристотель придали термину некоторую определенность: истина – это знание причин. И все же в троице идеалов духовности (истина, добро и красота) самой уязвимой оказалась истина. Еще Ксенофан, основатель элейской школы, заявил, что истину можно высказать только случайно, не зная об этом, ибо мнение – удел всех. С ним не согласился Парменид: есть философия мнения и философия истины, первая говорит о мире, воспринимаемом чувствами, а вторая о мире умопостигаемом. Мнения даются чувствами, а истина – разумом. Но затем явились софисты и провозгласили, что, напротив, истина познается чувствами, и поэтому истина – удел всех, так как у каждого своя истина. Какой ералаш, не правда ли! Мерами Демокрита и Аристотеля устранить его не получилось, поэтому в античной философии прочно поселяется скептицизм (Пиррон), и поскольку идеал истины рушится, не поздоровилось и другим идеалам – в античной философии и культуре начинается кризис, наступление бездуховности. Появляется даже киническая («собачья») философия (особенно Диоген Синопский), которая отвергает достигнутую культуру, науку, искусство, общепринятую мораль во имя естественности «природного в человеке и абсолютной свободы его личностного самоутверждения». Что же привнесла в философское учение об истине христианское вероучение? Слова Иисуса «Я есть истина» указывают путь к решению проблемы, в которой увязла античная философия: истина зависит и в то же время не зависит от человека. Природа Иисуса Христа двойственна – она Божественна и в то же время человечна. Существует объективная, не зависящая от человека, Божественная истина – высшая, абсолютная истина, к которой человеческое понимание истины может только приближаться. Так у истины появляется объективная определенность, не оставляющая места скептицизму. Кстати, Аврелий Августин критиковал скептицизм за то, что тот, отвергая истину, претендует на истину, не замечает общепризнанных математических истин, а главное – истины Божественной.
Божественная истина познается до известной степени человеческим разумом, но главное – верою, ибо только ей адресуется Божественное откровение. Появляется проблема соотношения веры и знания (разума). Августин утверждал их принципиальное единство при верховенстве веры. Фома Аквинский сумел пояснить, в чем суть возможных расхождений между ними. Эти расхождения могут выглядеть очень грозно, но, предупреждал Фома Аквинский, не следует торопиться с выводами, богословам – осуждать достижения науки, а ученым толковать свои достижения в противном религии духе. Вера не противоразумна, а сверхразумна, поэтому наука придет, в конце концов, к тем же выводам, что и вера. Этот принцип, сформулированный Фомой Аквинским, является одним из основных в современной официальной философии Ватикана. Вера в христианском учении понимается не в мистическом, оракульском, языческом смысле как одержимость, экзальтация, безумие – нет, это светлое, умиротворенное, проникнутое любовью чувство, облагораживающее и возвышающее устремленную к Богу душу… Это не слепая вера фанатика, а вера мудрая, ищущая разумения. Далее стало возможным убедительно определить истину. Истина состоит по Фоме Аквинскому в соответствии интеллекта и вещи. Человеческий интеллект получается от вещей, их познания, и истина состоит в том, чтобы интеллект соответствовал вещи. Но интеллект может быть и причиной вещей. Человеческое причиной, когда, например, ремесленник создает вещь, и эту вещь называют истинной, если она отвечает правилам ремесла – здесь истина в том, что вещь соответствует интеллекту.
Божественная причина вещей познается двояко – либо через природу, либо через благодать. В свою очередь через благодать тоже двояко: умозрительно, когда человеку открываются некоторые божественные тайны, и верою, через любовь к Богу. И последнее есть особое свойство дара мудрости. Очень важный момент: Августин провозгласил предметом философского знания Бога и человеческую душу. В связи с этим были разграничены наука и мудрость. Мудрость – это познание вечных божественных дел и духовных объектов. Наука – это результат познания объективного мира, необходимого в определенных пределах для человека. Но человек не должен превращать знание в самоцель, он обязан подчинять науку мудрости, ибо в спасении души его высшее назначение. Таким образом, в средние века была выработана вполне определенная, логичная и ясная концепция истины, которая без каких-либо существенных изменений служит церкви до наших дней.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.006 с.) |