Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие организационной струтктуры предприятия и связи в ней
Главной задачей менеджмента является создание организации как эффективной системы, которая бы обеспечивала четкое горизонтальное разделение труда и образование подразделений, выполняющих конкретные функции. Способом организации этой системы и является организационная структура управления. Понятие «структура» соотносится с такими понятиями, как «организация» и «система». Цель идентифицируется всеми главными направлениями строения и деятельности организации как основной образующий фактор системы и ее подцели. Каждому элементу дана своя задача, он имеет ресурс для того, чтобы ее достичь и делает свою конкретную функцию, а благодаря структуре обеспечивается порядок и взаимодействие звеньев, что ведет к осуществлению их функций. В процессе структуризации системы выделяются элементы, при том каждая система имеет возможность разнообразных делений согласно заданным критериям. Организационная структура является одним из этих делений1. Между организационной структурой и структурой управления существует тесная связь, проявляющаяся в том, что структура организации указывает на сложившееся внутри нее распределение работ между работниками и подразделениями, а структура управления образует механизмы координации, чтобы эффективно достигать общих целей организации. В научной литературе понятие "организационная структура управления" выделяется большим количеством толкований. Под организационной структурой понимают и упорядоченную совокупность органов, которые управляют производственной деятельностью, и совокупность связей и отношений, возникающих в процессе управления между элементами системы. Также под организационной структурой подразумевают логические взаимоотношения функциональных сфер и уровней управления, созданных в виде, позволяющем эффективнее достигать цели организации. Под организационной структурой управления нужно понимать все управленческие элементы, расположенные в строгой соподчиненности и обеспечивающие взаимосвязь между управляемой и управляющей системами2. Именно в рамках организационной структуры управления происходит движение информации и принятие управленческого решения, то есть, где происходит управленческий процесс любой организации.
Оптимальной организационной структурой управления является та, которая не только отвечает задачам и целям организации, но и играет существенную роль в приспособлении организации к внешним и внутренним факторам. То есть по мере изменения стратегий организации, уровня спроса, снижением цен и т.д. структуре управления необходимо быть мобильной, то есть видоизменяться, а также она должна быть способна обеспечить реализацию стратегий организации, достигать ее цели и эффективно решать поставленные перед ней задачи3. Организационная структура управления делится на элементы, связи и уровни. Рассмотрим эти понятия более подробно. Элементами являются группы, службы и работники, которые выполняют определенные функции управления согласно принятому разделению управленческих задач, работ и функций. К элементам также можно отнести и менеджеров, которые занимаются регулированием и координацией деятельности нескольких структурных подразделений. Элементы управления отличаются структурой и размером, масштабами и трудоемкостью решаемых задач, объемом полномочий и необходимостью наличия информации. Между элементами отношения поддерживаются за счет связей, которые обычно подразделяют на уровни управления: вертикальные и горизонтальные. Как правило, горизонтальные связи бывают одноуровневыми и несут в себе характер согласования. Вертикальные связи являются связями подчинения, и они необходимы, когда существует иерархичность управления, что означает наличие нескольких уровней управления4. Также связи могут иметь функциональный, линейный и межфункциональный характер. Функциональные связи связаны с определенными функциями предприятия. Чтобы их характеризовать применяют такие понятия как ответственность и полномочия. В особенности выделяют полномочия: штатные (советы, но не решение), линейные (решение всех проблем, подчиненных и подразделения), функциональные (принятие решения по конкретному типу проблем, таких как снабжение, улучшение качества товара и т.д.). Линейные связи показывают процесс взаимодействия управленческих решений и информации между линейными руководителями, несущими полную ответственность как за деятельность основных структурных подразделений и целой организации. Межфункциональные связи возникают между подразделениями, которые находятся на одном уровне. Непрерывность управленческого процесса – это работа всех видов связи, которые в свою очередь обеспечивают согласованность действий и нужное единство отдельных элементов структуры5.
Среди участников управленческого процесса, который протекает в рамках структуры управления, распределяются функции и задачи управления и соответственно – ответственность за их выполнение и права. Согласно этим позициям структуру управления представляют, как форму, разделяющую и объединяющую управленческую деятельность, внутри которой протекает процесс управления, нацеленный на достижение результата. Согласно этому для построения организационной структуры необходимо: - сгруппировать все виды работ по функциям, задачам или обязанностям; - создать необходимые отделы, рабочие группы и определить конкретных исполнителей; - установить полномочия для принятия решений и взаимодействия между рабочими группами, отделами и индивидуумами с целью выполнения ими обязанностей, функций и задач; - установление каналов коммуникаций и механизмов, благодаря которым происходит координация и передача решений по горизонтали и вертикали. Приведем определение наиболее значимых понятий, которые имеют прямое отношение к созданию структуры управления. Полномочиями называют ограниченное право пользования ресурсами организации и направление усилий, подчиненных на решение определенных задач. Они определяются еще как передачу полномочий или присущее конкретной должности права пользования ресурсами организации6. Ответственностью является обязанность, при которой решаются задачи и несется ответственность за их выполнение. Ответственность и полномочия связаны друг с другом: полномочия без ответственности способствуют разнузданности и неограниченной власти, а передача ответственности, где не предоставлены необходимые полномочия — это отношение безграмотного и безответственного лица к своим обязанностям. Делегированием называют процесс передачи полномочий и задач лицу, несущем ответственность за их выполнение. Властью является право руководить поведением других людей и заставлять их действовать в конкретном направлении. Поведение работников, которые имеют власть и право принимать решения, характеризуют следующие черты: понимание стратегии организации и ее целей, личная ответственность за результаты выполнения своего труда, где постоянно оценивается его эффективность, и стремление к поиску путей ее повышения, инициативная помощь другим сотрудникам для повышения общей эффективности, работа по привлечению необходимых ресурсов, преобразование роли менеджера, который выступает больше как помощник и наставник, а не как администратор. Разрабатывая структуру управления, нужно эффективно распределить функции управления по подразделениям предприятия. При этом соблюдаются следующие условия: - решение вопросов одного характера не должно быть в ведении различных подразделений;
- в обязанностях управляющих подразделений должны быть все функции управления; - данное подразделение не должно решать вопросы, которые будут эффективнее прорабатываться в другом подразделении7. Целью организационной структуры предприятия является установка между отдельными подразделениями конкретных взаимоотношений; распределение функций между ними, а также прав, ответственности и обязанностей; обеспечение маневренности производства; построение слаженной организационной структуры, способной обеспечивать согласованные действия между подразделениями8. Организационная структура предприятия характеризуется большим количеством различных форм и определяется наличием большого количества условий и объективных факторов: величиной объема производства или размером; специализацией; характером продукции, выпускаемой организацией, и производственной технологией; масштабом внешней деятельности (наличием дочерних предприятий, филиалов, и т.д.); уровнем механизации и автоматизации выполняемых работ; уровнем технической оснащенности. Организационная структура предприятия является динамичной, и ее изменение зависит от поставленных целей. Но ее постоянные и непродуманные изменения вредят предприятию. Следует постепенно совершенствовать организационную структуру предприятия9. При создании организационной структуры предприятия руководствуются следующими требованиями: - производственный процесс изготовления продукции является результатом функционирования структуры управления и должен по максимуму отвечать всем требованиям, которые к нему предъявляются; - численность элементов структуры должна быть низкой, но вместе с тем достаточной для того, чтобы система нормально функционировала; - между отдельными частями подразделения должны быть распределены функции, права, ответственность и обязанности; - взаимодействие между звеньями системы (отдельными подразделениями), а также между внешней средой и системой должны быть четкими, а качество информации высокое. - производственная структура должна быть мобильна, способна быстро подстраиваться под изменения и уметь перестроиться на решение новых задач, то есть обеспечить маневренность производства. - нужно создать единую организационную систему, способную обеспечивать эффективную деятельность предприятия. Производственные подразделения предприятия такие как участки, цехи, обслуживающие хозяйства и службы, вместе взятые, составляют его производственную структуру. Производственная структура предприятия имеет следующие основные факторы развития:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.008 с.) |