По теме 8 «анализ формирования финансовых результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме 8 «анализ формирования финансовых результатов



Деятельности предприятия»

Формирование финансовых результатов является ключевой стадией финансовой работы на предприятии. Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности, которые как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период. Они зависят от многих факторов: объема проданной продукции, затратоёмкости, цен, организации производства и других. В числе ключевых факторов – уровень и структура затрат (издержек производства и обращения), поэтому в рамках внутреннего финансового анализа может выполняться оценка целесообразности затрат, их динамики, структурных изменений; основные показатели – уровень издержек производства и обращения, а также абсолютная и относительная экономии (перерасходы) издержек.

Для оценки динамики и обобщенной характеристики структуры источников формирования прибыли используются следующие методы анализа:

Ø оценка динамики доли затрат (издержек) в общем объеме выручки;

Ø оценка относительной экономии (перерасхода) издержек производства и обращения;

Ø сравнительный анализ темпов изменения выручки и издержек производства и обращения;

Ø компонентный анализ отчета о прибылях и убытках.

Первая из названных методик наиболее простая, поскольку при прочих равных условиях снижение доли затрат в общем объеме выручки – благоприятная тенденция (табл. 1).

Таблица 1

Оценка динамики доли затрат (издержек) в общем объеме

выручки от реализации

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г.
∑, тыс.р. доля в выручке, % ∑, тыс.р. доля в выручке, % ∑, тыс.р. доля в выручке, %
Выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг)   100,0   100,0   100,0
Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг)            
Коммерческие расходы            
Управленческие расходы            
Всего затрат по операционной деятельности            

 

Оценка относительной экономии (перерасхода) издержек производства и обращения означает их уменьшение относительно темпов роста продукции за счет уменьшения затратоемкости продукции. Базовая формула расчета относительных отклонений имеет следующий вид:

±С = С1 – С0 Í IВП,

где: С0, С1 - соответственно себестоимость реализованной продукции (коммерческие, управленческие расходы) в базисном и отчетном годах; IВП – индекс объема производства продукции (коэффициент темпа роста выручки от продаж).

 

Сравнительный анализ темпов изменения выручки и издержек производства и обращения заключается в сравнении двух темповых показателей: темпа изменения выручки и темпа изменения затрат (табл. 2). При прочих равных условиях предпочтительнее ситуация, когда выручка растет более быстрыми темпами по сравнению с затратами, то есть с каждого дополнительного рубля затрат формируется относительно больший прирост выручки.

 

Таблица 2

Сравнительный анализ темпов изменения выручки

и издержек производства и обращения

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г.
Темп изменения выручки от реализации, % § базисные § цепные      
Темп изменения издержек производства и обращения, % § базисные § цепные      

 

Компонентный анализ отчета о прибылях и убытках является развитием предыдущего метода и заключается в оценке динамики удельного веса основных элементов валового дохода предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Компонентный анализ финансовых результатов предприятия

Показатели 200_г. 200_ г. 200_ г.
∑, тыс.р. удель­ный вес, % ∑, тыс.р. удель­ный вес, % ∑, тыс.р. удель­ный вес, %
1.Всего доходов и поступлений – суммируются все статьи доходов            
2.Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности – суммируются все статьи расходов   см. 1        
3.Выручка от продаж   см.1        
4.Затраты на производство и сбыт продукции в том числе:   см.2        
4.1 себестоимость продукции   см.3        
4.2 управленческие расходы   см. 3        
4.3 коммерческие расходы   см.3        
5.Прибыль (убыток) от продаж   см.2        
6.Доходы по операциям финансового характера   см.1        
7.Расходы по операциям финансового характера   см.4        
8.Прочие доходы – операционные и внереализационные   см.1        
9.Прочие расходы – операционные и внереализационные   см.4        
10.Прибыль (убыток) до налогообложения   см.1        
11.Налог на прибыль и иные обязательные платежи   см.5        
12.Чистая прибыль   см.1        

 

В основу представленной группировки положена форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Относительные показатели табл. 3 рассчитаны по следующей методике:

Ø см. 1 – в процентах к строке 1;

Ø см. 2 – в процентах к строке 3;

Ø см. 3 – в процентах к строке 4;

Ø см. 4 – в процентах к строке 2;

Ø см. 5 – в процентах к строке 10.

Относительные показатели табл. 3, рассматриваемые в динамике, позволяют сделать следующие общие выводы:

Ø Уменьшение показателя по строке 3 свидетельствует о том, что все больший доход предприятие получает от неосновной деятельности. Если она осуществляется не в ущерб основной деятельности, то эту тенденцию можно признать положительной.

Ø Значительное увеличение показателя по строкам 2 и 4 – негативная тенденция, так как свидетельствует об относительном увеличении затратоемкости реализованной продукции.

Ø рост показателя по строке 5 благоприятен и свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения.

Ø рост показателей по строкам 10 и 12 также указывает на положительные тенденции в организации производства на данном предприятии, разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения.

Ø показатель по строке 11 характеризует долю прибыли, перечисляемую в бюджет в виде налога на прибыль и обязательных платежей; рост этого показателя в динамике, происходящий при увеличении ставок налогообложения, – не зависящее от коммерческой организации явление; в рамках внутрифирменного планирования и анализа здесь можно выделить и контролировать динамику штрафных санкций.

 

Более детально необходимо рассмотреть состав и структуру операционных и внереализационных доходов и расходов, оценить их динамику и влияние на конечные финансовые результаты предприятия. Кроме того, необходимо оценить динамику и степень выполнения плановых заданий по рассмотренным показателям финансовых результатов.

Для определения влияния объема, структуры товарной продукции, ее себестоимости и уровня цен на финансовые результаты предприятия необходимо проанализировать показатели формы №7-АПК (табл. 4). Следует также проанализировать влияние различных каналов реализации продукции, организации их сочетания на величину прибыли предприятия в рыночных условиях.

Дальнейший этап анализа – факторный анализ прибыли от продаж, базирующийся на изучении влияния следующих факторов первого уровня соподчиненности:

- объема реализации продукции (VPП)

- структуры товарной продукции (Ygi)

- себестоимости продукции (Ci)

- среднереализационных цен (Цi)

 

Факторный анализ прибыли от реализации осуществляется методом цепных подстановок. Для определения влияния отдельных факторов на величину прибыли необходимо рассчитать ряд дополнительных показателей:

 

1. Выручку от реализации товаров отчетного периода в базисных ценах (VPПх)

VPПх = ,

где Q1 – объем продаж i-го вида продукции в отчетном году, ц.; Цо – цена реализации i-го вида продукции в базисном году.

 

2. Себестоимость продукции отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции (Сх)

Сх = ,

где Со – себестоимость единицы i-го вида продукции в базисном году.

 

3. Базисную валовую прибыль (ВПх), рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента проданных товаров, которая определяется в виде разницы между выручкой от продаж отчетного периода в базисных ценах (VPПх) и себестоимостью проданных товаров отчетного периода (Сх) в базисных затратах на единицу продукции:

 

ВПх = VPПх – Сх,

4. Индекс изменения выручки от реализации продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах (ИVPП).

ИVPП = .

 

Общее изменение величины валовой прибыли:

∆ВП общ = ВП1 – ВП0,

 

в том числе за счет изменения:

а) выручки от реализации продукции

 

∆ВПVPП = ВП0 Í ИVPП - ВП0 = ВП0 Í (ИVPП - 1);

 

б) структуры товарной продукции

 

∆ВП уд = ВПх – ВП0 Í ИVPП;

 

в) себестоимости реализованной продукции

 

∆ВПс = Сх – С1;

 

г) уровня среднереализационных цен на продукцию

 

∆ВП ц = VPП1 – VPПх.

 


 

Таблица 4

Формирование финансовых результатов от реализации сельскохозяйственной продукции предприятия, тыс. р.

Показатели 200_г. 200_г. 200_г.
Выручка, тыс.р. Себестоимость, тыс.р. Прибыль, Выручка, тыс.р. Себестоимость, тыс.р. Прибыль, Выручка, тыс.р. Себестоимость, тыс.р. Прибыль,
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
Зерновые и зернобобовые                        
Подсолнечник                        
Овощи открытого грунта                        
.....                        
…..                        
Итого по растениеводству                        
Крупный рогатый скот                        
Молоко                        
…..                        
…..                        
Итого по животноводству                        
Всего по сельскохозяйственному производству       100,0       100,0       100,0
Товары       ×       ×       ×
Работы и услуги       ×       ×       ×
Всего по хозяйству       ×       ×       ×

Наряду с анализом общей прибыли необходимо проанализировать динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка:

- объема продажи продукции (Qi);

- себестоимости (Ci);

- среднереализационных цен (Цi).

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Пi = Qi Í (Цi - Сi).

 

Методика расчета влияния факторов способом цепной подстановки:

П0 = Qi 0 Í (Цi0 – Сi0);

П усл (1) = Qi 1 Í (Цi0 – Сi0);

П усл (2) = Qi 1 Í (Цi1 – Сi0);

П 1 = Qi 1 Í (Цi1 – Сi1).

Общее изменение прибыли от реализации отдельных видов продукции

∆П общ = П1 – П0,

в том числе за счет изменения:

а) объема продажи продукции

∆П Q = П усл (1) – П0;

б) себестоимости продукции

∆ П С = П1 – П усл (2);

в) среднереализационных цен

∆ П Ц = П усл (2) – П усл (1).

 

Расчет исходных данных должен быть сведен в таблицу 5, которую необходимо вынести в приложение к работе. В качестве базисного берется первый год исследования, к уровню которого определяется общее отклонение прибыли от реализации и выявляется влияние отдельных факторов за два последующих года. В основном содержании работы должны найти отражение только результатирующие показатели, сведенные в табл. 6 и 7.

 

Таблица 6

Результаты факторного анализа прибыли от реализации

Показатель Отклонение прибыли от реализации от уровня базисного года, тыс. р.
200_ г. 200_ г.
1. Общая сумма отклонения прибыли от продаж отчетного периода от базисного В том числе за счет изменения: 1.1. Выручки от реализации продукции 1.2. Структуры товарной продукции 1.3. Себестоимости продукции 1.4. Среднереализационных цен    

Таблица 5

Расчет исходных данных для факторного анализа валовой прибыли в целом по предприятию за 200­­­_ г.

(за два последних года исследования)

  Показатели Базисный год (первый год исследования) Отчетный год Отчетный год в базисных ценах и затратах
Выручено всего, тыс. р. Объем реализации, ц Цена 1ц, тыс. р. Себестоимость всего, тыс. р. Затраты на 1ц, тыс. р. Прибыль всего, тыс. р. Выручено всего, тыс. р. Объем реализации, ц Себестоимость всего, тыс. р. Прибыль всего, тыс. р. Выручено, тыс. р. Себестоимость всего, тыс. р. Прибыль условная, тыс. р.
                           
Зерно Ф. №7 - АПК Ф. №7 - АПК 2: 3 Ф. №7 - АПК 5: 3 2 - 5 Ф. №7 - АПК Ф. №7 - АПК Ф. №7 - АПК 8 - 10 9 Í 4 9 Í 6 12 - 13
Молоко
.….
Итого по реализации VPП0 Í Í С0 Í ВПо VPП1 Í С1 ВП1 VPПх Сх ВПх

Таблица 7

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции (за два последних года исследования)

  Вид продукции Количество реализованной продукции, ц Средняя цена реализации, тыс. р. Себестоимость 1 ц продукции, тыс. р. Σ прибыли от реализации продукции, тыс. руб. Условная прибыль Отклонения от прибыли базисного года
200_ г. (базисный) 200_ г. (отчетный) 200_ г. (базисный) 200_ г. (отчетный) 200_ г. (базисный) 200_ г. (отчетный) 200_ г. (базисный) 200_ г. (отчетный) П усл (1) П усл (2) Общее В т.ч. за счет
объема реализации себестоимости цены
                             
Зерно Ф. №7 АПК Qio Ф. №7 АПК Qi1 Ф. №7 АПК Цio Ф. №7 АПК Цi1 Ф. №7 АПК Ciо Ф. №7 АПК Ci1 2Í(4-6) Пi0 3Í(5-7) Пi1 3Í(4-6) П усл (1) 3Í(5-6) П усл (2) 9-8 ∆Побщ 10-8 ∆ ПQ 9-11 ∆ ПС 11-10 ∆ ПЦ
Овощи
Молоко
…..
и т.д.

Показатели рентабельности отражают эффективность работы предприятия. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции, работ и услуг (ПРП) к затратам по реализованной продукции (ЗРП):

RЗ = ПРП / ЗРП Í 100%

Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным структурным подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (RРП) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (ВРП):

RРП = ПРП / ВРП Í 100%

Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным структурным подразделениям и видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала (RК) исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

RК = БП / КL Í 100% или RК = ЧП / КLÍ100%.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности (табл. 8), выполнения плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами.

Таблица 8

Расчет показателей рентабельности предприятия

Показатели Информационная база 200_г. 200_г. 200_г.
         
1.Исходные данные для расчета показателей рентабельности, тыс. р.        
1.1. Выручка от реализации стр 010 ф. №2      
1.2. Полная себестоимость реализованной продукции   стр 020+030+040 ф. №2      
1.3. Прибыль от продаж стр 050 ф. №2      
1.4. Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения)   стр 140 ф. №2      
1.5. Чистая прибыль стр 190 ф. №2      
1.6. Средняя стоимость имущества (стр 300 на Н.Г.+стр 300 на К.Г.) /2 ф. №1      
1.7. Средняя стоимость внеоборотных активов (стр 190 на Н.Г.+стр 190 на К.Г.) /2 ф. №1      
1.8. Средняя стоимость оборотных активов (стр 290 на Н.Г.+стр 290 на К.Г.) /2 ф. №1      
1.9. Средняя стоимость собственного оборотного капитала ((стр 290-стр 690) на Н.Г.+(стр 290-стр 690) на К.Г.)) / 2 ф. №1      
1.10. Средняя стоимость собственного капитала (стр. 490 на Н.Г. + стр 490 на К.Г.) / 2 ф. № 1      

Окончание таблицы 8

         
1.11. Средняя стоимость заемного капитала ((стр 590 + стр 690) на Н.Г. + (стр 590 + стр 690) на К.Г.)) / 2 ф. №1      
1.12. Средняя стоимость инвестиций в предприятие 1.10 + (стр 590 на Н.Г. + стр 590 на К.Г.) / 2 ф. №1      
2.Расчет показателей рентабельности, %        
2.1. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек)   1.3 / 1.2 Í 100%      
2.2. Рентабельность производства (окупаемость издержек) отдельных видов продукции: зерно молоко прирост КРС прирост свиней и т. д. Rзi = Пi / Сi Í 100% по данным ф. №7 –АПК      
2.3.Рентабельность инвестиций в предприятие   1.5 / 1.12 Í 100%      
2.4.Рентабельность продаж 1.3 / 1.1. Í 100%      
2.5. Норма прибыли (ROS) 1.5 / 1.1. Í 100%      
2.6. Рентабельность продаж отдельных видов продукции: зерно молоко прирост КРС прирост свиней и т. д. Rрпi = Пi/ ВРПi Í 100% по данным ф. №7 –АПК      
2.7. Рентабельность совокупных активов (авансированного капитала) (ROA) 1.4 / 1.6 Í 100%      
2.8. Рентабельность внеоборотных активов 1.4 / 1.7 Í 100%      
2.9. Рентабельность оборотных активов 1.4 / 1.8 Í 100%      
2.10. Рентабельность собственного (чистого) оборотного капитала   1.4 / 1.9 Í 100%      
2.11. Рентабельность собственного капитала (ROE) 1.4 / 1.10 Í 100%      
2.12. Рентабельность заемного капитала 1.4 / 1.11 Í 100%      

 

Факторный анализ показателей рентабельности проводится по трем направлениям: рентабельность производства, рентабельность продаж, рентабельность совокупных активов (авансированного капитала). В качестве базисного берется первый год исследования, к уровню которого определяется общее отклонение прибыли от реализации и выявляется влияние отдельных факторов за два последующих года.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и среднереализационных цен.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

R = .

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить, используя данные таблицы 5, способом цепной подстановки (более подробно см. [12]):

 

R0 = ;

 

Rусл1 = ;

 

Rусл2 = ;

 

Rф = .

 

Общее изменение уровня рентабельности

ΔRобщ = R1 – R0.

В том числе:

1) за счет изменения структуры реализованной продукции

ΔRуд = Rусл1 – R0.

2) за счет изменения уровня цен реализации

ΔRц = Rусл2 – Rусл1.

3) за счет изменения себестоимости реализованной продукции

ΔRс = R1 – Rусл2.

Таблица 9

Результаты факторного анализа уровня рентабельности производства

в целом по предприятию за 200­_ – 200_ гг.

Показатели Отклонение от уровня базисного года (200_ г.) в отчетном году, %
200_ г. 200_ г.
Общее отклонение рентабельности производства отчетного периода от уровня базисного    
В том числе за счет:    
изменения структуры реализованной продукции  
изменения уровня цен реализации    
изменения уровня себестоимости реализованной продукции    

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних цен реализации и себестоимости единицы продукции:

 

Ri = = = = –1.

 

Влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности производства основных видов продукции рассчитать в табл. 10 способом цепной подстановки.

Таблица 10

Факторный анализ рентабельности производства основных видов

продукции в предприятии за 200_ год (за два последних года исследования)

Вид продукции Средняя цена реализации, р. Себестоимость 1 ц, р. Рентабельность, % Отклонения от рентабельности базисного года, %
200_г. 200_г. 200_г. 200_г. 200_г. Условная 200_г. Общее В т. ч. за счет
цены себе­стои­мости
                     
Зерно         (2-4)/4 (3-4)/4 (3-5)/5 8-6 7-6 8-7
Овощи
Молоко
…..
и т.д.

Аналогичным образом производится факторный анализ рентабельности продаж в целом по предприятию и по отдельным видам продукции (более подробно см. [12]).

Методы факторного анализа рентабельности совокупных активов можно свести к трем основным моделям:

 

1) двухфакторная мультипликативная модель

Р/К = P/N Í N/К,

 

где Р- чистая прибыль; К - среднегодовая стоимость совокупных активов; N - выручка от продаж продукции, работ, услуг; P/N - пер­вый фактор (рентабельность продаж по чистой прибыли - ROS); N/К - второй фактор (коэффициент оборачиваемости совокупных активов);

 

2) трехфакторная модель рентабельности активов

Р/К = P/(F + Е) = (P/N)/(F/N + E/N),

 

где F - внеоборотные активы (основной капитал); Е - оборотные активы (оборотный капитал); P/N - пер­вый фактор (рентабельность продаж по чистой прибыли - ROS); F/N - второй фактор (капиталоемкость по основному ка­питалу); E/N - третий фактор (коэффициент закрепления оборот­ного капитала).

 

 

3) пятифакторная модель рентабельности активов

Р/К = 1– (S/N)/(F/N + E/N) = [1– (U/N+ M/N+ A/N)] / (F/N + E/N),

 

где U - оплата труда с начислениями; М - материальные затраты; А - амортизация; U/N - пер­вый фактор (оплатоемкость (трудоемкость) продаж); М/N - второй фактор (материалоемкость продаж); А/N - третий фактор (амортизациоемкость (фондоемкость) продаж); F/N - четвертый фактор (капиталоемкость по основному ка­питалу); E/N - пятый фактор (коэффициент закрепления оборот­ного капитала).

 

Результаты факторного анализа рентабельности совокупных активов необходимо отразить в форме таблицы, все дополнительные расчеты должны быть вынесены в приложение к работе. Факторный анализ двух- и трехфакторной модели рентабельности активов является обязательным, пятифакторная модель рассматривается студентом по желанию (более подробно см. [14]).

На основе изучения всех приведённых данных и сделанных расчетов определяются внутрихозяйственные резервы роста прибыли, полученных доходов и роста показателей рентабельности, обосновываются пути и конкретные мероприятия по оптимизации процесса формирования финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия, реализация которых позволит укрепить его финансовое состояние и экономику.

В заключении сформулировать обобщающие выводы и предложения по улучшению формирования финансовых результатов, мероприятия по повышению прибыли и рентабельности предприятия.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия/ М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2000.– 256 с.

2. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: Учебник/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет.– М.: Финансы и статистика, 2002.– 416 с.

3. Барнгольц, С. Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта/ С. Б. Барнгольц.– М.: Финансы и статистика, 2002.– 416 с.

4. Вахрин, П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие/ П. И. Вахрин. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.– 320 с.

5. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие/ Л. В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004.– 336 с.

6. Зимин, Н. Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ Н. Е. Зимин, В. Н. Солопова. – М.: Колос, 2004. – 356 с.

7. Зимин, Н. Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК/ Н. Е. Зимин. – М.: Колос, 2001. – 256 с.

8. Ковалев, В. В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы/ В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2004.– 720 с.

9. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры/ В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 580 с.

10. Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина; Н. П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 471 с.

11. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ С. М. Пястолов. – М.: Мастерство, 2002. – 336 с.

12. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. – 3-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2003. – 696 с.

13. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ: Учеб. пособие/ Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.– 479 с.

14. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа/ А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА–М, 2002. – 333 с.

15. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций/ А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев.– М.: ИНФРА-М, 2003.– 237 с.

16. Щиборщ, К. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России/ К. В. Щиборщ. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. – 320 с.

17. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 615 с.

Дополнительная литература, нормативные документы, журналы и другие материалы – по рекомендации преподавателя.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цель и задачи курсового проектирования……………………………3

Содержание курсовой работы, организация ее выполнения ………..3

Оформление курсовой работы………………………………………...6

Примерный список тем курсовых работ……………………………...7

Пример выполнения курсовой работы ………………………………28

Список рекомендуемой литературы………………………….………41

 


 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.57.52 (0.137 с.)