Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти
Советский период истории России характеризовался отрицательным отношением к институту единоличного главы государства — президенту. Функции, выполняемые во многих странах президентом, в РСФСР и СССР выполнял Президиум Центрального Исполнительного Комитета, а затем Президиум Верховного Совета. При разработке Конституции СССР 1936 г. вносилась поправка о введении института Президента СССР, которая была отвергнута. В докладе о проекте Конституции СССР 1936 г. И. В. Сталин сказал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставить себя Верховному Совету»1. Затем идея создания института президента высказывалась Н. С. Хрущевым в 1962 г. — в период подготовки новой Конституции СССР, даже была подготовлена соответствующая глава. Однако после устранения Н. С. Хрущева с руководящих постов работа конституционной комиссии была прервана. Вопрос о введении поста президента был поднят при подготовке XIX Всесоюзной партийной конференции, но вместо него была введена новая должность — Председателя Верховного Совета СССР, который хотя и имел небольшой объем президентских полномочий, больше похо-Дил на спикера парламента. Основные аргументы против введения института президента сводились к тому, что он противоречит идее полновластия Советов, а также воз- Сталин И. В. Вопросы ленинизм а, 11-е изд. М., 1939, С. 531. 420 Глава 19. Президент Российской Федерации можно перерождение президентства в диктатуру. Однако известно, что Советы в СССР никогда не обладали реальной властью, которая принадлежала руководству КПСС. Что касается диктатуры, то в отсутствие института президента реальная и кровавая диктатура была установлена И. Сталиным. Обсуждение вопроса об учреждении института президента имело место также на февральском Пленуме ЦК КПСС 1990 г. Все это способствовало принятию Закона СССР от 14.03.1990 № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». Первым и последним Президентом СССР стал М. С. Горбачев. Учреждение поста Президента СССР обострило существовавшие споры относительно введения аналогичного института в России. В силу того что Съезд народных депутатов РСФСР не мог прийти к согласию относительно института президента в РСФСР, этот спорный вопрос был вынесен на референдум, который состоялся 17 марта 1991 г. Большинство избирателей высказались за введение института президента в России. 24 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Президенте РСФСР». 24 мая 1991 г. институт президента РСФСР был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. Первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин.
В настоящее время статус Президента России регулируется гл. 4 Конституции РФ. О принятии иного специализированного закона, посвященного Президенту РФ, Конституция не упомянула, установив лишь, что порядок выборов Президента России определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81). По Конституции РФ 1978 г. Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Такая формулировка позволяла сделать вывод о вхождении Президента России в исполнительную ветвь власти. Одной из самых спорных проблем при подготовке Конституции РФ 1993 г. была форма правления в России: президентская или парламентская. Анализ основных черт, характеризующих институты президента и парламента в России, порядка их формирования, взаимоотношений, позволяет охарактеризовать форму правления как смешанную, президентско-парламентскую. 19.1. Роль и место Президента... в системе органов... В юридической литературе встречаются утверждения, что Россия является президентской республикой. Однако в классической президентской республике отсутствует должность премьер-министра и президент не вправе отправить в отставку нижнюю палату парламента, а это черты, присущие политической системе России. Следовательно, нельзя считать Российскую Федерацию президентской республикой. Кроме того, в отличие от парламентской республики, где президент назначается парламентом и не имеет существенных полномочий, в России президент избирается народом и является сильным главой государства. По Конституции РФ Президент является главой государства. В связи с этим в науке нет единства мнений по вопросу о том, к какой ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной) относится Президент России. Однозначного ответа нет ни в Конституции РФ, ни в юридической литературе.
По мнению Е. И. Козловой и О. Е. Кутафина, Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей. При этом он не стоит над другими властями1. Другие авторы прямо называют Президента четвертой, президентской ветвью власти2. Его назначение — обеспечение согласованного функционирования трех ветвей власти и координация их взаимодействия. В качестве аргумента своей позиции они ссылаются на ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в соответствии с которой: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации?-. Третья группа ученых отрицает наличие в России чет- вертой ветви власти — президентской. Так, М. В. Баглай, признавая, что функции главы государства соприкасаются о всеми тремя ветвями власти (в области законодатель- на он, например, имеет право вето, в отношении судеб- См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: чебник. 4-е изд. М., 2006. С. 378. - : Окуньков Л- А- Президент Российской Федерации. М., 1996. ' И. Конституционное (государственное) право России. С 77-К М 1 пщ?Люшш1 422
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.008 с.) |