Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
находятся (ст. 72 Конституции): а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Из этого перечня предметов совместного ведения РФ и ее субъектов следует, что определенная часть отраслей права – административное, трудовое и др. – регулируются РФ и ее субъектами, а это предполагает издание федеральных законодательных актов и в соответствии с ними издание соответствующих нормативно-правовых актов субъектов РФ. Для этой группы предметов ведения характерно и то, что в соответствии со п.2 ст.78
Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, объем полномочий РФ и ее субъектов может быть скорректирован договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Вопрос 34. Под конституционным статусом субъекта федерации понимается совокупность закрепленных в конституции характеристик политико-территориального образования в федеративном государстве. Конституционно-правовой статус субъекта федерации выходит за рамки федерального конституционного регулирования, поскольку дополнен нормами федеральных законов, а также конституционными нормами самих субъектов. Наиболее общей категорией по отношению к упомянутым является правовой статус субъекта Российской Федерации, который включает в себя нормы законодательства данного субъекта федерации и заключенных им договоров.
РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов. Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Вопрос 35.Порядок образования и принятия в РФ и образования нового субъекта в составе РФ
Изменение состава субъектов РФ. Конституция РФ не закрепляет воз-ть сецессии – права выхода субъекта Ф. из состава Ф. = изменения тер-рии РФ. Однако это не исключает изменения состава субъектов РФ путем объединения нескольких субъектов Ф. в один или же посредством принятия в состав РФ ин.гос-ва или его части. Изменение наименования субъекта, предусмотренное ч. 2 ст. 137 К-ции РФ, не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта Ф. включается в текст ст. 65 К-ции РФ. Основные условия и процедура такого принятия и образования согласно ч. 2 ст. 65 К-ции РФ установлены в ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», установивший. Условия: - принятие и образование… осущ-ся на добровольной основе; - необходимо соблюдение гос.интересов РФ, принципов федератив. ус-ва РФ, прав и свобод личности; - учет исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов Ф., их социально-экономические воз-тей. Принятие в РФ нов.субъекта –это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ ин.гос-ва или его части; что осущ-ся по взаимному согласию РФ и данного гос-ва согласно соответ-му международ. (межгос-му) договору, заключенному РФ с данным гос-вом; - в случае принятия в РФ ин.гос-ва этому субъекту предоставляется статус республики, если межд.договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области; - в случае принятия в РФ части ин.гос-ва этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, авт.области или авт.округа в соответствии с межд. договором. Процедура: (1) Инициатор предложения о принятии в РФ в кач. нов.субъекта ин.гос-ва или его части и заключении межд. договора - данное ин.гос-во → после поступления предложения Президент РФ уведомляет о нем СФ и ГД, Правительство РФ → рассмотрение предложения и принятие решений по заключению межд.договора - в соотв. с ФЗ «О международ. договорах РФ», кот. указвает, что МД регулируются вопросы: а) наименование и статус нового субъекта Ф.; б) порядок приобретения гражданства РФ гражданами ин.гос-ва и распространения на них в полном объеме прав.статуса гражданина РФ; в) правопреемство в отношении членства ин.гос-ва в межд.организациях, его имущества; г) действие рос.зак-ва на тер. нов. субъекта Ф.; д) функционирование органов гос.вл. и органов МСУ ин.гос-ва на тер. нов. субъекта; е) установление переход. периода, в теч. кот. нов.субъект д.б. интегрирован в эконом., финан., кредит. и прав. системы РФ, в систему гос.органов государственной РФ. После подписания межд. договора Президент РФ обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности данного договора. В случае, если КС признает не вступивший в силу МД соответствующим К-ции РФ, МД вносится в ГД на ратификацию в порядке, предусмотренном ФЗ. Одновременно с МД в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нов.субъекта, кот. д. содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нов.субъекта, а также заключит. и переходные положения, устанавливающие сроки интеграции нов.субъекта в состав РФ и др. (- в протоколах) → ФЗ о ратификации МД принимается палатами ФС в порядке, предусмотренном ст. 105, 106 и 107 К-ции РФ → ФКЗ о принятии в РФ нов.субъекта принимается палатами ФС в порядке, предусмотренном ст. 108 К-ции РФ → данный ФКЗ вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для ин.гос-ва МД. На основании данного ФКЗ в ч. 1 ст. 65 К-ции РФ вносятся соответ. изменения.
Образование в составе РФ нового субъекта - это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате объединения 2 и более граничащих между собой субъектов Ф.; что м. повлечь прекращение существования субъектов, территории кот. подлежат объединению. Процедура: Инициатива образования в составе РФ нов.субъекта также принадлежит субъектам Ф., на территориях кот. образуется нов.субъект. Такое предложение направляется Президенту РФ, при этом оно д.б. обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нов.субъекта, а также прогноз соц.-эконом. и иных последствий, связанных с образованием нов.субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются: а) предложения о правопреемстве нов.субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов, в отношениях с гос.органами РФ, др.субъектами Ф.; б) предложения о внесении изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете на текущий год либо предложения к проекту федер. бюджета на следующий год, если образование в составе РФ нов.субъекта не предполагает перераспределение бюджет. средств текущего года; в) предложения о функционировании гос.органов и организаций заинтересованных субъектов на тер. нов.субъекта, а также о формировании гос.органов нов.субъекта; г) предложения о действии НПА заинтересованных субъектов на тер. нов.субъекта; д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Ф. по? об образовании нов.субъекта. Президент РФ уведомляет о полученном предложения СФ, ГД и Правительство РФ →? об образовании нов.субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Ф., кот. проводятся в соответствии с законами этих субъектов о референдуме. Если? об образовании нов. субъекта б. вынесен на референдумы 2 и более заинтересованных субъектов и не получил одобрения на референдуме хотя бы 1 из указанных субъектов, повторные референдумы м. проводиться во всех заинтересованных субъектах Ф. независимо от результатов предыдущих референдумов по данному? не ранее чем через год → результаты референдумов представляются Президенту РФ → проект ФКЗ об образовании в составе РФ нов.субъекта м.б. внесен в ГД, если на референдумах заинтересованных субъектов б. приняты соответ. решения. Проект ФКЗ вносится Президентом РФ.
Проект ФКЗ д.содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нов. субъекта Ф., положения о прекращении существования заинтересованного/ных субъекта, а также заключит. и переход. положения, устанавливающие сроки, в течение кот. д.б.урегулировано: а) формирование органов гос.власти нов. субъекта; б) внесение изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе РФ нов.субъекта предполагает перераспределение бюджет. средств текущего года; в) правопреемство нов. субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов, в отношениях с госорганами РФ, др.субъектами, ин.гос-вами и межд. организациями; г) функционирование территориальных органов федеральных органов исп.вл. и федеральных судов на территории нов.субъекта; д) функционирование госорганов и организаций заинтересованных субъектов на тер. нов. субъекта; е) действие НПА заинтересованных субъектов на тер.нов. субъекта Ф. ФКЗ о принятии в РФ нов.субъекта принимается палатами ФС в порядке, предусмотренном ст. 108 К-ции РФ → на основании данного ФКЗ в ч. 1 ст. 65 К-ции РФ вносятся соответ. изменения. В наст.время в РФ активно идет процесс объединения субъектов Ф. путем слияния краев, областей и входящих в их состав автономных округов: так, в 2005 г. б. образован в составе РФ нов. субъект РФ – Пермский край в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; в 2007 - Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский АОк-га образовали нов.субъектов РФ – Красноярский край; в 2005 г. состоялись референдумы, на кот.б.приняты рения об объединении Камчасткой области и Корякского автоном.округа и образование нов.субъекта РФ – Камчатского края. 2. Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами– разделение круга?, кот. решает гос-во, на?, по кот.решения правомочна принимать Ф., и?, по кот. решения правомочны принимать субъекты Ф. В целях укрепления федерализма в Р. возникла необходимость в четком разграничении полномочий между РФ и ее субъектами, пересмотре на этой основе федер.зак-ва. Для этого Президентом РФ в 2002 г. была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федер.органами гос.вл., органами гос.вл. субъектов Ф. и органами МСУ. В результате работы Комиссии б. приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы: так, ФЗ от 22 авг. 2004 г. б. внесены изменения и дополнения в 152 ФЗ, а 112 ФЗ признаны утратившими силу полностью или частично, а ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законод. (представ.) и исп. органов гос.вл. субъектов РФ» установлен перечень полномочий органов гос.вл. субъектов Ф. по предметам совместного ведения Ф. и ее субъектов, определены основ.п-пы разграничения компетенций между РФ и ее субъектами:
- конституционности: НПА РФ и ее субъектов, договоры и соглашения не м. передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные К-цией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения; - верховенство К-ции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров или соглашений К-ции РФ м ФЗ действуют положения К-ции РФ и законов РФ; - равноправие субъектов РФпри разграничении предметов ведения и полномочий; - согласование интересов Ф. и интересов ее субъектов в процессе принятия НПА; - добровольность заключения дог-ров и соглашений о разграничении предметов ведения; - гласность заключения таких договоров и соглашений. В ч. 3 ст. 11 К-ции РФ указан перечень актов, кот. осущ-ся такое разграничение полномочий федер.и регион.органов вл.: К-ция РФ, Федеративный договор от 31 марта 1992 г., иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий = ФЗ не указаны. Однако в наст.время очевидна тенденция по разграничению полномочий именно ФЗ, что б. признано КС РФ соответствующим К-ции РФ в постановлении от 9 ян. 1998 г.: ФЗ как НПА общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, опред-т права и обяз-ти участников правоотношений, в т.ч. полномочия органов гос.вл., и тем самым осущ-т разграничение этих полномочий. Из К-ции РФ следует, что ФС вправе осущ-ть зак.регулирование?, относящихся к данным предметам совместного ведения, опред-ть соответ.конкрет.полномочия и компетенцию федер. и регион. органов вл. К-ция РФ закрепляет: 1) предметы исключит. ведения РФ (ст. 71) -? общефедер.значения, решение кот. не м.б. отдано на усмотрение субъектов Ф. Такие? требуют централизации, и даже, если осущ-е отдальных полномочий передается на уровень регионов, Ф. контролирует из исполнение. Конституц.-прав. статус РФ находит конкрет. юр.выражение в закрепленных К-й РФ и реализуемых ее гос.органами предметах ведения РФ, в кот. входят: предметы ведения в сфере гос. строительства (п. а-г, о, п, с, т), экономич. и социально-культурного строительства (п. д-и, р), сфере внешних отношений и защиты гос. суверенитета (п. к-н). Все др. имеющиеся у нее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами. По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей тер. страны. 2) предметы совместного ведении РФ и ее субъектов (ст. 72): Не все сферы общ.жизнедеятельности требуют централизации, т.к. большая часть внутр.пк гос-ва эффективнее осущ-ть децентрализовано с расперед-м полномочий между федер. и регион.органами вл. Предметы совместного ведения м. также разделить на группы: в сфере гос. строительства и безопасности, в соц.-экономич. сфере, а также отрасли зак-ва, наход-ся в совместном ведении РФ и ее субъектов (админи-е, админ.-процес-е, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах, охране окр.среды. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые на их основе НПА субъектов РФ (в случае отсутствия ФЗ действует закон РФ на соответ.тер.). 3) предметы исключит.ведения субъектов РФ (ст. 73 К-ции): Вмешательство в исключит. компетенцию субъектов РФ со стороны Ф. не допустимо. В случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта Ф., изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует НПА субъекта в случае его соотвествия К-ции РФ. Ст. 73 в отл. от ст. 71-72 прямо не перечисляет предметы ведения субъектов: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой гос.вл., включая осущ-е собствен.прав.регулирования = предметы ведения субъектов Ф. закреплены по остаточ.п-пу (+: невозможно указать все сферы общ.жизни, кот. м.б. урегулированы нормами права; – - оставляет для РФ воз-ть для вторжения в предметы ведения субъектов путем отнесения ФЗ-м того или иного? к полномочиям субъекта по предмету совествного ведения; чему способствуют не всегда четкие и конкретные формулировки ст. 72). Ряд полномочй м.б. отнесен к предметам ведения субъектов только с опред.условиями: в ведении субъекта м. нах=ся фин., валют., кредит. Регулирование в пределах компетенции субъекта, но при условии, что эти полномочия субъекта определены в соотв. с К-цией РФ и федер.зак-вом (согласно постановлению КС РФ от 10 дек. 1997 г.)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.044 с.) |