Периодизация И.Д. Фельдштейна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация И.Д. Фельдштейна



Феьдштейн полагает, что социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: СОЦИАЛИЗАЦИЯ (овладение общественным опытом, его присвоения) и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (приобретение самостоятельности, относительной автономии). Но личностью ребенок становится в результате осуществления САМОУПРАВЛЕНИЯ (в начале с помощью взрослых, а затем самостоятельно).

Главные узлы онтогенеза развития социальной зрелости личности:

До 3 лет, когда ребенок осознает наличие других людей.

С 3 лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается – «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей.

С 10 лет, когда появляется потребность утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Происходит осознание общения. Развивается самоуправление. Развивается личность.

Периодизация А. Петровского

Развитие личности – высшая цель и высший уровень психического развития растущего человека, аккумулирующего результаты развития и познавательной, и социальной активности. Поэтому Фельдштейн полагает, что при изучении психического развития ребенка (имея в виду воспитание его как личность), не следует отчленять психическое развитие от развития личности, а следует рассматривать психическое развитие в единстве с развитием личности.

Социально – психологическую периодизацию формирования личности предлагает и А.В. Петровский. Он указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной деятельности, а деятельностно – опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается.

Соответственно внутри каждого периода Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом МИКРОФАЗЫ.

Я МФ – АДАПТАЦИЯ – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Я МФ – ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

Я МФ – ИНТЕГРАЦИЯ – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д. Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.

В схемах периодизации Выготского – Эльконина и Петровского признается центральное положение социальной ситуации развития в характеристики возрастного периода. Однако если Выготский делает акцент на самодвижение развития, то Петровский – на социальном процессе социализации и соответствующих изменениях личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы внешние по отношению к индивиду, в то время как для Выготского определяющими могут быть лишь факторы ставшие уже достоянием личности двух вариантов развития, возможные в каждом возрастном этапе.

На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои трудности. Ребенку необходимо быть таким, как все.

Я фаза адаптации. При неудачной адаптации у ребенка может появиться конформность, безынициативность, неуверенность в себе. Это эпоха детства.(АД – ИНД)

Во 2-ой фазе ребенок должен максимально проявить индивидуальные особенности – фазе индивидуализации. При неудачной индивидуализации может появиться негативизм, агрессивность, неадекватно завышенная самооценка. Это эпоха отрочества (ИНД – АД)

В 3-й фазе ребенок сохраняет те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития- происходит интеграция. А дезинтеграция в группе приводит либо к изоляции ребенка, либо к его вытеснению. Это эпоха юности (ИНТ- ИНД).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.004 с.)