Тема : Основные подходы к возрастной периодизации в работах отечественных психологов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : Основные подходы к возрастной периодизации в работах отечественных психологов.



Тема: Основные подходы к возрастной периодизации в работах отечественных психологов.

Цель: ознакомиться и изучить отечественные периодизации психического развития.

Основные понятия: возраст, психическое развитие, личность, орудия, знаки, деятельность, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, сензитивные периоды, эволюционные эпохи, революционные эпохи, стабильный период, кризисный период, зона ближайшего развития, зона актуального развития, интериоризация, экстериоризация, референтная группа, внутренняя позиция, адаптация, индивидуализация, интеграция.

План:

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Возрастная периодизация Л.С. Выготского

2. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина. Закон периодичности Д.Б. Эльконина. Возрастная периодизайия Д.И. Фельдштейна, Петровского А.В., Мухиной В.С., Божович Л.И.

3. Тенденция исследования развития личности в настоящее время.

Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского.

Анализ концепций этого направления начнем с представлений Л.С.Выготского, согласно которому психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно – историческом контексте его жизнедеятельности.

Одна из фундаментальных идей Л.С.Выготского – о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенных линии. Одна-естественное «созревание». Другая – культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления.

Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную, или натуральную, или культурную. Первая биологически детерминированная, а последняя обуславлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею. Эти функции он назвал высшими. Основные свойства высших психических функций в связи с этим; осознанность, опосредованность системность. К ним относятся: логическое мышление, речь, произвольная память и т.д.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и т. Д., культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции. Выготский считал, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психологической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознавать себя, свои действия и овладеть ими.

Человеческое поведение осуществляется посредством знаков, система которых составляет речь. Речь освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным.

Человек строит себя, свой мир, свои способности с помощью:

- образов человеческой деятельности;

- произведений искусства;

- правил социального поведения;

- научных понятий;

Культура видоизменяет природу сообразно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции.

Л.С. Выготский установил, что ребенок в овладении собой (своим поведением) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т.е. извне. Он овладевает собой как одной из сил природы, при помощи особой культурной техники знаков. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.

К скачку в развитии (изменению социальной ситуации развития) и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и «толкающие» развитие вперед (к примеру, между максимальной открытостью к общению и отсутствием средства общения- речи в младенчестве; между нарастанием предметных умений и невозможностью реализовать их во «взрослой» деятельности в дошкольном возрасте и т.п.)

Возраст, Л.С.Выгодский определял как объективную категорию для обозначения трех моментов: 1) хронологических рамок отдельного этапа развития; 2) специфической социальной ситуации развития, складывающейся на конкретном этапе развития; 3) качественных новообразований, возникающих под ее влиянием.

Возрастная периодизация Л.С.Выготского.

В своей периодизации развития он предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, Л.С.Выготский называет центральными линиями развития в данном возрасте, а все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, называет побочными линиями развития. Само собой разумеется, что процессы, являвшиеся центральными линиями развития в данном возрасте, становятся побочными линиями в следующем, и обратно- побочные линии предыдущего возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в новом, так как меняется их значение и удельный вес в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Следовательно, при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой.

Понимая развитие как непрерывный процесс самодвижения, непрестанного возникновения и образования нового, он считал, что новообразования «критических» периодов в последующем не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего (стабильного) возраста, включаясь в их состав, растворяясь и трансформируясь в них.

Периодизация Д.Б. Эльконина

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир- мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок- взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключаетв себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути- общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться.

Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно – эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно – личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок- общественный взрослый», или, шире, «человек-человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны, предметно- манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста учебная деятельность младшего школьника и учебно- профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста – математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое – освоение элементовчеловеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок- общественный предмет» или «человек-вещь».

В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно – потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно – технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально – познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно – потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.

С 3 лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается – «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей.

Периодизация А. Петровского

Развитие личности – высшая цель и высший уровень психического развития растущего человека, аккумулирующего результаты развития и познавательной, и социальной активности. Поэтому Фельдштейн полагает, что при изучении психического развития ребенка (имея в виду воспитание его как личность), не следует отчленять психическое развитие от развития личности, а следует рассматривать психическое развитие в единстве с развитием личности.

Социально – психологическую периодизацию формирования личности предлагает и А.В. Петровский. Он указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной деятельности, а деятельностно – опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается.

Я МФ – ИНТЕГРАЦИЯ – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д. Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.

В схемах периодизации Выготского – Эльконина и Петровского признается центральное положение социальной ситуации развития в характеристики возрастного периода. Однако если Выготский делает акцент на самодвижение развития, то Петровский – на социальном процессе социализации и соответствующих изменениях личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы внешние по отношению к индивиду, в то время как для Выготского определяющими могут быть лишь факторы ставшие уже достоянием личности двух вариантов развития, возможные в каждом возрастном этапе.

Я фаза адаптации. При неудачной адаптации у ребенка может появиться конформность, безынициативность, неуверенность в себе. Это эпоха детства.(АД – ИНД)

Во 2-ой фазе ребенок должен максимально проявить индивидуальные особенности – фазе индивидуализации. При неудачной индивидуализации может появиться негативизм, агрессивность, неадекватно завышенная самооценка. Это эпоха отрочества (ИНД – АД)

В 3-й фазе ребенок сохраняет те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития- происходит интеграция. А дезинтеграция в группе приводит либо к изоляции ребенка, либо к его вытеснению. Это эпоха юности (ИНТ- ИНД).

В соответствии со своей социально – психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Психология должна исследовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.

Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познает через отношения «Я» и «ТЫ», «Я» и «МЫ», «МЫ» и «ОНИ» и т.д.

Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и приобретая в себе потребность в развитии.

Для понимания человека как личности необходимо знание всей истории человеческого общества, понимание зависимости личности от развития общества и общества – от духовного потенциала личности.

Человек – субъект, живущий во времени; человеческая история – продолжающийся антропогенез. Поэтому человек может быть понят лишь через анализ его индивидуальной и родовой истории.

Исследования разных культур дает науке о человеке знания о его сущности в зависимости от условий жизни и особенностей сложившихся форм реализации человеческой духовной потенции. Истина о человеке как социальной единице (родовом индивиде), о человеке как личности может быть объективно раскрыта лишь через исследование прошлого – истории человечества, его сегодняшнего дня и предвосхищения будущего развития человеческого рода. В то же время личность может быть понята через анализ индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого по наименованию и культурному абрису, но уникальные по их значениям и смыслу. В.С. Мухина разработала свой подход к анализу структуры самосознания личности. Структура самосознание личности – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и торжественность самому себе. Структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы – той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность, и находит свое выражение в пяти звеньях.

Имя собственное первое звено структуры самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека, представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека.

Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу. Имя – это кристалл личности, который в течении жизни формирует и индивидуализирует человека. Исповедующий традиционное отношение к имени человек бережет его смолоду и выгодно отличается от «безыменщика» - бродяги, не помнящего родства или таящего свое имя.

Притязание на признание –предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. Потребность в признании является характеристикой человека как существа социального и как уникальной личности. Реализация потребности в признании есть не только реализация притязаний на социально значимый формальный статус, но и реализация притязаний в сфере символической функции человеческих ценностей, имеющих исторически сложившиеся значения и смыслы для каждой культуры. Известно: культура всегда несет в себе символическую природу, которая влияет на все сферы самосознания человека, в том числе и на сферу притязания на признание.

Половая идентификация – третье звено структуры самосознания. Несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Половая идентификация имеет свою специфику в истории развития человеческого рода и в наше время в зависимости от геоисторического пространства, традиций этноса, религии и государства. В мире представлено большое разнообразие стереотипов мужского и женского поведения. Соответствие ожиданиям общества, к которому принадлежит тот или иной мужчина или женщина, во многом определяет индивидуальную судьбу человека.

Половая идентификация – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанию традициями соответствующую половую роль.

Психологическое время личности – четвертое звено структуры самосознания. Человек в своем самосознании относительно своей персоны мыслит в трех временах: в индивидуальном прошлом, в настоящем и будущем. Вместе тем он исходит из прошлого, настоящего и будущего его этноса, его государства, и, наконец, он может быть включенным в прошлое, настоящее и будущее человечества.

Психологическое время личности – индивидуально переживание своего физического и духовного изменения в течении времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни. Вместе с тем психологическое время включает в себя прошлое, настоящее и будущее этноса, государства и человечества в той мере, в какой конкретный человек вмещает в индивидуальном сознании национальную и общечеловеческую культуру.

Социальное пространство личности – условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. В качестве условий выступают:

1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению.

Социальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обуславленную систему символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обуславленному поводу достоинства другого человека – все имеет значение и смысл, понятные (естественные) для людей общей культуры.

 

Тема: Основные подходы к возрастной периодизации в работах отечественных психологов.

Цель: ознакомиться и изучить отечественные периодизации психического развития.

Основные понятия: возраст, психическое развитие, личность, орудия, знаки, деятельность, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, сензитивные периоды, эволюционные эпохи, революционные эпохи, стабильный период, кризисный период, зона ближайшего развития, зона актуального развития, интериоризация, экстериоризация, референтная группа, внутренняя позиция, адаптация, индивидуализация, интеграция.

План:

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Возрастная периодизация Л.С. Выготского

2. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина. Закон периодичности Д.Б. Эльконина. Возрастная периодизайия Д.И. Фельдштейна, Петровского А.В., Мухиной В.С., Божович Л.И.

3. Тенденция исследования развития личности в настоящее время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.034 с.)