Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация производственно-коммерческой
деятельности и подготовки персонала Выдающимися продовольственными предпринимателями России были те, кого отличал высокий уровень организации производственно-коммерческой деятельности и подготовки персонала. Формы же этой организации развивались в соответствии с социально-экономическими условиями. С XVIII в. распространяются семейные и компанейские формы предпринимательства, известные на Руси с XIV в. в виде «складничества» и торговых домов (торговых товариществ). Крупное мануфактурное производство требовало больших капиталов. Поэтому купцы стремились к организации семейного дела, а также вступали в компанейские деловые отношения для мобилизации средств и развития отечественного производства. Крупное торговое дело осуществлялось с помощью торговых служащих. Ими были приказчики, как приглашаемые для исполнения торговых поручений, так и бравшиеся за ведение хозяйственных дел. Рядом с приказчиками своё место занимали «лавочные сидельцы». Ниже – разносчики (торговля в «розницу»). Самым низким разрядом, исполнителей поручений купца, были «люди» – работники, попавшие к предпринимателю не по договору, а в силу личной зависимости от него. Серьёзными конкурентами для купечества, особенно в розничной торговле, стали черносошные (не закрепощённые) крестьяне. В 1812 г. была разрешена самостоятельная торговля крестьян. За пошлину крестьяне-предприниматели получали свидетельства (шести разрядов) на право торговли, что приравнивало их, по сути, к гильдейским купцам. Этим стимулировалось развитие домашне-крестьянских и кустарно-ремесленных промыслов мелких производителей продуктов питания. Одновременно в России возникают акционерные компании, создаваемые на основе принципа ограниченной ответственности. В первой четверти XIX в., при Александре I, появляется акционерное законодательство, регламентирующее деятельность «торгового дома» (с полной солидарной ответственностью имуществом), товарищества «на вере» (ответственность ограничивается суммой взноса вкладчика) и акционерной компании (товарищество на паях). Разрешения давались правительством и утверждались императором. Уставы акционерных обществ составлялись по определённой форме и утверждались министрами. С 1830 г. государственные кредитные учреждения выплачивали 4 % по вкладам акционерных обществ, в то время как доходность торгово-промышленных фирм была 8-10 %. С 1840 г. начались операции с ценными бумагами на Петербургской и Московской биржах в соответствии с правилами торговцев товарами, при посредничестве биржевых маклеров.
Стационарные торговые заведения России подразделялись на пять разрядов, с учётом которых устанавливалась стоимость патента и размер промыслового налога. К первому разряду относились оптовые магазины и склады, крупные предприятия, занимающиеся скупкой, хранением и перевозкой сельскохозяйственной продукции, а также большие рестораны и аптеки. Такого же рода заведения средних размеров и трактиры относились ко второму разряду. Третий разряд составляли мелкие лавки, чайные, распивочные заведения. К четвёртому разряду были отнесены ларьки и палатки. Пятый разряд – это заведения для развозной и разносной торговли. С 60-х гг. XIX в. в Москве и Петербурге появился особый род торговых заведений для продажи муки и хлеба – лабазы. Крупные предприниматели, объединённые в гильдейское купечество, условно подразделялись на три категории: промышленники, ведущие торговлю товарами, действующие в области нетоварного обращения (главным образом в кредитной сфере). Большая часть предпринимателей располагалась в Москве и Петербурге. Общее число лиц, источником дохода которых являлось крупное предпринимательство, достигало к началу 80-х гг. XIX в. 800 тысяч – 1 млн. человек, а к началу XX в. – около 1,5 млн. человек. Петербург превратился в финансово-банкирский центр страны, а Петербургская биржа – во Всероссийскую фондовую биржу. Примечательно, что в биржевую спекуляцию быстро втягивались представители знати, высокооплачиваемые чиновники. Ещё Александр III пытался бороться с коррупцией. В 1884 г. правительство приняло меры по ограничению участия государственных чиновников в предпринимательстве, запретило лицам высших пяти классов какое-либо совместительство. Многие крупные чиновники предпочли оставить службу и перейти в правления акционерных компаний, особенно банковских, дивидендные бумаги которых давали высокий доход (20 % и более). Значительное число организаторов таких акционерных компаний, ставших крупнейшими российскими акционерами, были иностранцами.
Давлению иностранного капитала и сросшимся с ним коррумпированного высокопоставленного чиновничества противостояло, прежде всего, московское купечество, объединявшееся в торгово-промышленные акционерные компании. Многие из них свои финансовые дела осуществляли через коммерческие поземельные банки долгосрочного кредита. Влиятельной организацией являлось Московское купеческое общество, представлявшее собой сословную организацию предпринимателей. Её руководящий орган – купеческая управа, образованная в 1863 г. на основании Положения об общественном управлении города Москвы. Управа заведовала хозяйственными, учебными и благотворительными учреждениями купечества, осуществляла исполнение приговоров купеческих собраний, распоряжалась выдачей документов на право торговать и заниматься промыслом, раскладкой и взиманием с купцов пошлин и сборов, а также оформлением актов по учёту лиц купеческого сословия. Крупная недвижимость и капиталы сосредоточились в этом Московском купеческом обществе, которому купцы переводили или завещали очень большие суммы. Благотворительные вклады купеческая управа направляла в фонды городских корпоративных и общественных учреждений. На таких фондах держалась в России система подготовки персонала для пищевых производств и коммерческого образования. В начале XX в. в стране сложилась система такого образования. Это 5 вузов, 94 общественных и 84 частных средних коммерческих училищ, 15 общественных и 38 частных курсов коммерческих знаний. Всего было 349 подобных учебных заведений. Известно, что крупный предприниматель, видный деятель Московского купеческого общества П.А. Бурышкин (сын одного из создателей первого в России высшего коммерческого учебного заведения), оказавшись после 1917 г. в эмиграции, открыл в Париже свой коммерческий вуз, где учил детей российских эмигрантов (да и европейцев) предпринимательскому делу. Он написал книгу по истории отечественного предпринимательства – «Москва купеческая», где раскрывается сущность подготовки отечественных предпринимателей. Как показывает история выдающихся продовольственных деятелей России, каждый из них, как правило, начиная с нижней ступеньки предпринимательства (кустарь-промысловик, мельник, булочник, продавец), проходил большую жизненную и профессиональную школу. Этот опыт впоследствии вылился в систему практической и профессионально – образовательной подготовки, воплотился в соответствующих дидактических принципах (дидактика – теория образования и обучения, воспитания в процессе обучения). Обучение будущих пищевиков по своему содержанию и применяемым методам являлось научным, что соответствовало начальному принципу дидактики. Когда Н.В. Верещагин создал школу молочного хозяйства, то в основу обучения были положены последние открытия Д.И. Менделеева, современные исследования по сыроварению известных биологов и химиков Швейцарии и Голландии. Когда Баснины распространяли среди населения агрономические знания, то они опирались на работы по интенсивному земледелию английского учёного А. Юнга и немецкого учёного И. Шубарта. Когда в Москве открылись первые учебные заведения по подготовке предпринимателей, то в их программы вошёл широкий спектр гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин, в которых большое место занимали проблемы пищевых производств и коммерции.
Другой принцип дидактики – доступность и последовательность обучения. Неслучайно семья сахарозаводчиков Терещенко начинала подготовку будущих мастеров сахарного производства с создания общеобразовательного училища, которое давало и начальные профессиональные знания. Впоследствии многие выпускники этого училища поступили в специальные учебные заведения, а затем овладевали технологией и экономикой на сахарных заводах. И только так, считал Николай Артемьевич Терещенко, можно было пройти все курсы сахарного университета. Систематичность в обучении – этот дидактический принцип реализовывался самым естественным образом в развитии семейного дела, от поколения к поколению. И не только в отношении руководителей фирмы, но и её служащих – через сохранение и развитие сложившихся традиций, форм и методов предпринимательской деятельности. Когда дело чаеторговца А.С. Губкина перешло к его внуку, носившему другую фамилию – А.Г. Кузнецову, правление и сотрудники фирмы высказались за оставление в названии фирмы имени её основателя. И речь шла не только о коммерческих преимуществах сохранения устоявшейся марки, но и о сохранении накопленных знаний для их сознательного и творческого применения. Творческое применение опыта российского предпринимательства актуально и сегодня. История позволяет выделить его особенности, отметить социально-культурные традиции продовольственных деятелей России. Торгово-промышленный капитал, продовольственное предпринимательство вышли из домашних крестьянских и кустарно – ремесленных промыслов, купеческих мануфактур и к XX в. развились в фабрично-заводское производство, сохранявшее семейный характер. В третьем, четвёртом поколении купеческие династии – это высококвалифицированные специалисты, влиятельные общественные деятели биржевых обществ, отраслевых собраний, съездов, технических обществ, хранители и распространители в народе передового производственного опыта и коммерческих знаний. В России домашняя, кустарно-ремесленная и мелкотоварная промышленность сохраняла высокие позиции в экономике, что свидетельствовало о разнообразии её форм. Это обстоятельство способствовало развитию кооперативного движения, ссудосберегательных, потребительских товариществ в городах, интеграции их с сельскими снабженческо–потребительскими кооперациями.
В развитии промышленности, строительстве дорог, фабрик, мельниц, элеваторов, продовольственных складов ключевая роль принадлежала артельной форме организации труда, закрепляющей принципы общинного самоуправления, взаимопомощи между лицами, солидарно ответственными за сроки и качество выполнения подрядных работ. Особо следует отметить здоровую, религиозно-нравственную этику отечественного предпринимательства. Принцип «служение богатством делу, а не наживе» был духовной заповедью в купеческих товариществах. Честное купеческое слово признавалось крепче письменного договора. Широкая благотворительность (меценатство – покровительство наукам, искусству; филантропия – помощь бедным, престарелым, больным) отличали российское предпринимательство. Пример в этом подавали московские купцы, не жалевшие средств для процветания древней столицы. В настоящее время в России более чем актуально использование опыта выдающихся продовольственных предпринимателей. Их неуемная энергия, высокий профессионализм, организаторский талант, этическая культура, служение интересам Отечества – все это сегодня с великой пользой должно быть востребовано в нашей стране. Так, одна из важнейших проблем современной российской пищевой промышленности – это ее оснащение новой техникой и внедрение эффективных технологических процессов. И здесь можно обратиться к опыту российских предпринимателей XIX-XX веков, которые значительный капитал вкладывали в модернизации производства, что в конечном итоге с лихвой окупалось. Актуален сегодня и пример российских предпринимателей по подготовке кадров за счет своих предприятий. Сейчас многие фирмы используют эту практику. Однако во многих случаях направление сотрудников на учебу сопряжено со многими трудностями, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на деятельности фирмы. Обращаясь к традициям российского предпринимательства, ряд крупных современных пищевых объединений развивают социальную сферу: обеспечение персонала жильем, медицинское обслуживание, организация отдыха. Пора вспомнить и о династиях современных пищевиков. Такие династии есть – и здесь есть что сделать и сказать руководителям предприятий, региональной администрации, средствам массовой информации.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.011 с.) |