Продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».



Продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».

Преподаватель Смирнова А.В.

Сущность творчества и его проявления в детском возрасте. Этапы творческой деятельности дошкольников.

Творчество в современном понимании, это создание нового, оригинального, не создаваемого ранее, значимого для самого человека и для развития общества. Взрослый художник решает эти задачи соответственно профилю, отражает мир и человеческие отношения, так как он их лично воспринимает и понимает.

Детское изобразительное творчество не имеет существенного значения для общества, но сильно влияет на развитие определенных личностных качеств: самостоятельности, внимания, творческого отношения к окружающему миру; от их развития зависит будущее ребенка, его жизнь в обществе. Развитие детского творчества – актуальная проблема педагогики.

Ребенок создает продукт творчества значимый для него, как средства познания себя и окружающего мира.

Для взрослых значимость детского творчества в том, что мы изучаем способности ребенка и его развитие. Современная проблема развития детского творчества заключается в социальных проблемах общества, в заботе государства о создании целой системы учреждений, начиная с раннего возраста и заканчивая школой, разработкой специальных методик по развитию детского творчества, оптимально воздействующих на механизмы развития творчества. Критерии творчества (Ветлугиной).

3 группы художественного творчества:

1.Показатели отношения к деятельности, интересы и способности.

Главное — развернутое воображение, специальные художественные способности, мотивы деятельности.

2.Показатели творчества и способов творческих действий.

Главное — самостоятельное видоизменение способа действия, поиск нового, быстрота реакции.

3.Показатели качества детской продукции.

Главное — нахождение адекватных средств, для создания выразительного образа, индивидуальный почерк, изобразительная грамотность.

Большинство показателей проявляются в деятельности детей, и требует внимания, методического развития, создания условий для творческого роста ребенка.

1 условие - широкий подход к решению проблемы «творчество — стиль жизни»

2 условие - создание интересной полной информации жизни в ДОО и семье: обогащение впечатлениями, развитие эмоционального опыта и воображения.

3 условие - изучение изобразительного искусства как источника изобразительного опыта, формирование способности откликаться эмоционально на классическое изображение.

4 условие - активное присвоение опыта (мотивы, способы изображения), наличие гибких вариативных навыков, обогащенных развитием изобразительных умений.

5 условие - формирование мотивов подводящих к творческой деятельности.

6 условие - комплекс и система методов в цепочке — восприятие проблемной ситуации, выделение задачи, отсутствие готовых средств ее решения, поиск.

7 условие - учет индивидуальных способностей ребенка.

Этапы творческого акта.

1. Замысливание.

2. Поиск способов и средств реализации замысла.

3. Собственно изобразительная деятельность.

4. Контроль и оценка результата.

Своеобразие творчества каждого человека. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Индивидуальный подход в развитии творчества каждого ребенка.

Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников.

В сравнении с изобразительной деятельностью на НОД - деятельность, не регламентированная временем, руководством и организацией педагога, а организованная по желанию ребенка в ДОУ или дома, в любое свободное время. К свободной форме деятельности дети подходят только к 4 годам, когда определяются интересы, мотивы, потребности, способности к деятельности и творчеству. Ребенок воспроизводит то, что изучал или творит на основе имеющихся умений.

Специфику руководства составляют:

1) Воспитатель создает базу знаний, умений для самостоятельной деятельности.

2) Обсуждает яркие впечатления, составляющие основы интересов, искусство, народное творчество, быт, природу.

3) Ориентирует направленность результатов творчества - для игры, для оформление группы, для подарка.

4) Создает условия для самостоятельной деятельности.

5) Позиция педагога — сотрудничество, соавторство и сотворчество.

Руководство косвенное предполагает:

1. Наблюдение, выяснение мотивов деятельности.

2. Создание условий для индивидуального и коллективного творчества.

3. Наблюдение за исполнительной частью творчества, корректировка замысла.

4. Положительное принятие результата и нахождение возможностей его применения

Принципы построения развивающей среды:

1. Сближение взрослого и детей друг с другом.

2. Принцип стабильности и динамичности — оформление уголка изо, смена материалов, места для творчества.

3. Гибкое зонирование — зоны в группе, на прогулке, в живом уголке, зеленой зоне, зал демонстрации произведений искусства и детского творчества.

4. Содержание самостоятельной деятельности - определяет эмоционально интеллектуальный настрой и опыт детей.

5. Взаимосвязано с содержанием всей деятельности ребенка в ДОУ и дома - впечатления от занятий, развлечений, подготовка к праздничным датам.

6. Содержание творчества только по желанию и интересу детей, мотивы может предлагать взрослый.

Самостоятельная творческая деятельность детей часто носит репродуктивный характер, повторяет то, чему дети научились на занятиях. Поэтому обучение на занятиях должно быть ориентировано на развитие самостоятельности и творчества.

Алгоритм рисования пейзажа.

1. начинается с рисования линии горизонта (в младшей гр. Просто небо) определение линии горизонта.

2. изображение задних планов (если они есть)

3. рисование передних планов (дорога, деревья)

4. детализация передних планов (курочка, грибочки, цветочки).

Алгоритм рисования дерева:

1. рисование ствола

2. анализ расположения ветвей (модуль дерева)

3. рисование кроны (характеристика по размеру в соотношении со стволом)

4. анализ цвета кроны (по временам года, (липа 2/3 ствола занимает крона.)

Алгоритм наклеивания.

1. Взять двумя руками первую деталь.

2. Выложить деталь, перевернув обратной стороной на клеенку.

3. Набрать на кисть клей, одной рукой придерживать деталь, смазать контур детали клеем, затем ближе к середине.

4. Положить кисть на подставку.

5. Взять деталь двумя руками, приложить намазанной стороной к основе, вытереть руки о салфетку.

6. Приложить салфетку к детали, надавить, удалить излишки клея салфеткой.

38.Развитие детского изобразительного творчества в конструировании: содержание, виды и приемы работы.

Конструирование (от лат. construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование — один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов, модулей; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование отличается от взрослого тем, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоемкие, сложные, а детские просты и лаконичны как по форме, так и по содержанию. Общее - конструкция имеет практическое назначение: в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребенка организует его игру как один из видов деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Виды конструирования.

По материалам:

- из строительных наборов;

- из конструкторов;

- из природного материала;

- из бросового материала;

- из бумаги и картона (бумагопластика, оригами, объемное бумажно-картонное моделирование).

По содержанию:

- реалистичное конструирование;

- стилизованное;

- абстрактное.

По характеру деятельности детей:

- индивидуальное;

- подгрупповое;

- групповое;

- коллективное.

По назначению:

- имеющее практическое назначение;

- имеющее художественно-эстетическое назначение.

Материалы и оборудование.

Материалы используется те же, что и для работы над аппликацией (бумага, природный, бросовый материалы), но есть и специфичные материалы — строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный (модули). На занятиях в основном используются разнообразные наборы настольного строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется модули.

Конструкторы очень разнообразны. По характеру использования различают конструкторы:

- предполагающие одноразовое изготовление постройки (склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно разобрать и использовать);

- ограниченные в содержании построек (состоят из элементов, которые можно использовать только для получения определенных видов построек);

- универсальные (не ограничены ни в содержании и в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.

Приемы конструирования:

обучение с раннего возраста:

- закрепление частей на основе;

- соединение частей друг с другом;

- сминание;

- сгибание, разгибание, выгибание;

- приклеивание;

- разворачивание, сворачивание;

- скручивание, раскручивание;

обучение с младшей группы:

- сложение;

- примазывание,

- заклеивание;

- склеивание;

обучение со средней группы:

- зажимание.

обучение со старших группы:

- обматывание;

- пришивание;

- прокалывание;

- закручивание;

39. Развитие личностных качеств дошкольника средствами конструирования.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании - получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объемными формами. Дети осваивают приемы работы с бумагой, которые они впоследствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объемную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребенка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребенок, прежде чем выполнить постройку, сначала представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает форму ее частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе конструирования ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Структура обследования.

В обследовании предметов для подготовки их к изображению важно использовать разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. Комплексное восприятие, полученное разными органами, дает более широкое видение предмета и его признаков. Такое комплексное восприятие дает глубокое, чувственное представление предмета, изображение его будет для ребенка интересным и индивидуальным.

В структуре обследования следует выделить 3 этапа (разработка Подьякова В.А.)

1 этап — целостное эмоциональное восприятие через самый яркий признак, чтобы развить познавательный интерес, чувство восхищения, желание его изобразить.

2 этап — аналитическое восприятие предмета — последовательное выделение признаков.

1.Выделяют и показывают самую крупную часть, определяя ее назначение

2.Определяют форму части, зависимости ее от функции предмета

3.Положение части относительно других

4.Цвет.

5.Затем выделяют менее крупную часть и тоже находят признаки. И так все части, составляющие структуру предмета. Сравнивают их по признакам.

3 этап — целостное эмоциональное восприятие, как бы объединяющее все части и создающее целостный образ предмета.

В структуре обследования очень важен жест воспитателя и детей, который помогает вычленить форму. Обведение ее пальцем помогает выделить ее особенности. Движение обследующего жеста совпадают с формообразующим движением при изображении (как обводим, так и рисуем). Поэтому важно правильно организовать обследующие жесты. Чем меньше дети, тем более это движение совместно с воспитателем (прием пассивных движений). Чем старше дети, тем больше используется словесная инструкция: обхвати руками, найди углубление, бугорок, скажи, что чувствуешь?

Если форма и строение знакомы, то достаточно визуально рассмотреть, сравнить и сделать вывод.

В младшей группе важно в обследовании выделить признак формы. В средней группе — строение из частей их пропорций. В старшей — сравнение частей по величине, высоте, ширине, цвету, нахождение цветовых характеристик. В подготовленной группе важно выделять разнообразие предметов одного типа, находить выразительные детали для создания образа, подводить к самостоятельному использованию обследования и выражения его результатов в слове.

План анализа живописной картины.

1. Как называется картина?

2. Кто автор? Годы жизни? Где родился? Где учился? (интересные факты).

3. Что изображено на картине? (содержание).

4. Какой замысел художника (что хотел выразить)

5. Как осуществил художник раскрытие замысла с помощью изобразительных средств:

-выразительность рисунка

-расположения действующих лиц (композиция)

-цветовых отношений(колорит картины)

6. К какому художественному направлению относится творчество художника?

7. Личное отношение к картине с объяснением вопроса «Почему?».

продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».

Преподаватель Смирнова А.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.052 с.)