Как появляется зависимость от противных вещей? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как появляется зависимость от противных вещей?



Психология установки

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к психологии, или, точнее, к учению о психологии установки. Оказывается, восприятие нами каких-либо явлений зависит не только от самого явления и особенностей наших органов чувств. Но огромное значение имеет то, чт о мы уже знаем об этом явлении, какое имеем о нем предубеждение, то есть какую имеем психологическую установку.

В 50-60-х годах грузинским ученым Д. Н.Узнадзе было сформулировано понятие «установки», которая играет огромную роль в психике человека. Кратко его теорию можно выразить так. Важнейшее место в жизни человека имеют место установки, от них зависит и восприятие предметов, или явлений, и мышление, и воля человека. Любому движению человеческой души (акту восприятию, акту познания, акту воли) предшествует определенная установка, в которой может быть заключен и предыдущий опыт жизни человека, и определенная цель, и настроение человека или, например, общее направление всей личности человека. В том числе установки могут быть и ошибочными. Например, человека просят оценить величину шаров. Сначала ему дают шары разной величины, опыт повторяется 10–15 раз, у человека создается ложная установка, что шары должны быть разной величины. В очередной раз ему дают одинаковые шары, но он их воспринимает, как разные.

Установка – это не просто предубеждение человека, это некий настрой всего человека (и его душевных сил, и физических) на определенные свои потребности и на ситуацию, в которой он находится, причем установка часто человеком не осознается, находится вне его сознания.

Бывают установки разного уровня. Например, высший уровень – это уровень смысловых установок, то есть, таких, которые придают определенный смысл всей деятельности человека, это уровень общей первичной установки личности. В качестве примера смысловой установки можно привести установку на потребительский образ жизни по принципу: «Не дай себе засохнуть», «Бери от жизни все», «Танцуй, пока молодой». Или же, наоборот, установку на служение людям, своему Отечеству.

Существует уровень целевых установок, когда человек настроен на достижение определенной цели. Психологами поставлено не мало экспериментов, чтобы выяснить, как влияют подобные установки на восприятие человека. Например, участникам эксперимента показываются предметы разной формы, цвета, материала. Если перед экспериментом им давалась инструкция, в которой упоминался один из признаков предметов (форма, цвет, материал), то этот признак запоминался очень хорошо, а остальные почти не замечались. Или, например, в других экспериментах у испытуемых одной группы с помощью инструкции вызывалась установка на восприятие слов из категории «корабли», а у испытуемых другой группы – установка на восприятие слов из категории «животные». Среди предъявляемых на одно мгновение слов были бессмысленные слова типа «SAEL». Типичной ошибкой испытуемых, настроенных воспринимать слова из категории «животные», было прочтение бессмысленного слова «sael» как «seal» (тюлень), а для испытуемых, настроенных на восприятие слов из категории «корабли», типичной ошибкой было прочтение слова «sael» как «sail» (парус). Таким образом, восприятие человека зависит от установки.

Существует уровень операциональных установок, которые действуют в привычных, стандартных ситуациях, целиком определяя привычный образ поведения. Вышеприведенный пример с шарами различной величины и есть образец операциональной установки.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с влиянием наших установок. Вот наглядный пример из моей собственной жизни. Как вы думаете, как будет вести себя ребенок в 5 лет, если его приведут к зубному врачу и тот начнет сверлить ребенку зуб? Скорее всего, он будет орать, выбиваться, мешать врачу и т. д. Я хорошо помню, что когда учился в 9 классе, проходил однажды мимо школьного зубного кабинета. Меня попросили помочь держать одного несчастного первоклассника. Папа, который был в кабинете, не справлялся один с сыном. И только вдвоем нам удалось держать мальчику и голову, и руки. Поэтому когда моему сыну надо было ехать к зубному врачу в 5-летнем возрасте, чтоб сверлить зуб, я понимал, что, скорее всего, будет нелегко. И при выборе, кому ехать с ребенком, папе или маме, было однозначно решено, что папе. Только папа сможет справиться с ребенком. Приезжаем к врачу, о котором мы знали, что он хорошо лечит детей. «Вы раньше зубы не лечили?» – «Нет, сейчас в первый раз». – «Это хорошо». – «А где мне встать?» – спрашиваю у врача, постепенно подбираясь к креслу для пациента, чтобы держать ребенка. «А вы, папа, можете подождать в коридоре. Или, если хотите, посидите здесь у двери, чтобы не мешать». Сажусь, наблюдаю. Включается бормашина, от звука которой даже у меня все зубы начинают ныть. Врач берет своими пальчиками наконечник, которым будет сверлить зуб: «О, хорошо, щекотно. А ну-ка, мальчик, дай твои пальчики». Ребенок щупает вращающийся с огромной скоростью наконечник. «Щекотно?» – «Угу». – «Ну, что ж, давай твой зубик тоже пощекотим». И я вижу, как ребенок спокойно сидит и не ревет, и не боится.

Врач создала определенную установку: сейчас должно быть щекотно. Как правило, ребенок в кабинете врача получает совершенно другую установку. «Так, папа, заходите сзади, будете держать руки мальчику, чтобы он не выбил чего-нибудь». И ребенок понимает, что если его сейчас надо держать, значит, будет больно, поэтому надо вырываться, кричать и плакать. А если перед заходом в кабинет он уже слышал душераздирающие крики другого ребенка, то ясно, какая установка будет у него. Этот ребенок будет как один напряженный нерв, обостренно воспринимающий все. Его легонько ущипни, а он почувствует, что его укусили.

Влияние установки можно показать на экспериментах с любителями пива. Практически все любители пива говорят о необыкновенном вкусе пива и о том, что у них есть любимые сорта пива, которые они легко отличат от других. Когда любителям пива давали на пробу ряд сортов, то все они высоко оценивали свои любимые сорта, но как только им предлагалось определить качество вслепую, то они не могли выделить своих любимых сортов и попадали на них с вероятностью обычной случайности. В другом эксперименте 60 любителей пива получили пиво одного сорта, но разлитое в 3 разные бутылки. У бутылок были этикетки, определявшие, что это разные сорта с разной ценой. Пиво, выпитое из бутылок с этикетками дорогих сортов, оценивалось всеми очень высоко.

Ломка защитного механизма

Теперь вернемся вновь к вопросу о курении. Как человеку удается научить себя получать удовольствие от явно противного занятия? Это можно объяснить на примере водки. Водка, как и сигареты, является настолько противной на вкус, что даже самые заядлые алкоголики не могут пить ее просто так, и после того, как они проглотят эту отвратительную жидкость, они быстрее закусывают, чтобы хоть как-то сбить водочный вкус. Хотя, конечно, есть и такие алкоголики, которые могут не закусывать. Выпьют, крякнут, и занюхают своим грязным рукавом. Но так могут поступать только те, у кого уже водкой выжгло все вкусовые рецепторы на языке. В таком состоянии им если нос зажать, чтобы они не чувствовали запаха, можно легко предложить выпить и керосин, и одеколон, и бензин.

А теперь представим себе двух парней 14–15 лет, которые впервые попробовали водку. Один бегал с друзьями, играл в футбол, а во время перерыва забежал домой попить воды. Мать в это время готовила какую-то настойку лекарственных трав и случайно оставила стакан с водкой на столе. Сын, вбежав на кухню, схватил стакан и отпил от него. Он тотчас выплюнул водку, но один глоток от неожиданности успел сделать.

Посмотрим, что дальше будет происходить с этим молодым человеком. Он выходит во двор.

Первое, что испытывает молодой человек, – это сильное жжение в желудке. Жжение вызвано тем, что спирт, являясь довольно сильным растворителем, начинает раздражающе действовать на слизистую оболочку желудка. Парень начинает беспокоиться: «Что за дрянь я выпил? Внутри все горит, как бы я не отравился». Практически все пьяницы и алкоголики страдают язвой желудка. Многих это удерживает от дальнейшего спивания. Если вовремя не остановиться, то может быть, например, прободная язва, когда в желудке появляется настоящая дырка. Это смертельно опасное состояние, поскольку теперь любая пища может из желудка попасть прямо в брюшную полость, начнется воспаление и будет близок летальный исход.

Через некоторое время спирт начинает впитываться в кровь. Из-за нарушения системы терморегуляции человека кровеносные сосуды расширяются, человека бросает в жар. Молодой человек начинает волноваться, не поднялась ли у него температура. Многие алкоголики (да и просто пьющие) говорят, что водочку хорошо пить «для сугреву». Именно благодаря этому заблуждению больше всего алкоголиков умирает зимой от переохлаждения. Если в мороз по улице идет человек с грудью нараспашку, то понятно, что этот человек выпил. Нарушается терморегуляция организма, сосуды кожных покровов расширяются, у человека возникает ощущения жара, теплообмен сильно увеличивается. Организм вместо того, чтобы беречь тепло, очень быстро теряет его. Упал пьяница в снег, полежал минут пять, и схватил сильнейшее воспаление легких. А если выпил так, что не может подняться сразу, то, может быть, и вовсе никогда не поднимется.

Но вернемся к нашему молодому человеку. Процесс воздействия алкоголя продолжается. Кровоснабжение мозга нарушается. После нарушения терморегуляции ухудшается работа мозжечка, отвечающего за координацию человека. Парня начинает мотать, ноги становятся ватными, он неуверенно бегает по площадке. Если пытается ударить по мячу – промахивается, пытается догнать соперника, ноги не слушаются его, и он еле бежит. Друзья по команде начинают упрекать его в этом. А в ответ он начинает огрызаться. А дело в том, что постепенно поражаются не только области мозга, отвечающие за физическое состояние человека. Поражаются и области, отвечающие за высшую нервную деятельность, что гораздо страшнее. К высшей нервной деятельности относится чувство стыда, чувство ответственности, долга, проявление любви и заботы.

Есть такое выражение, придуманное, наверно, пьяницами и алкоголиками: «Мастерство не пропьешь!» В этой фразе есть доля истины. Действительно, проспавшемуся пьянице вновь может вернуться точная координация движения и, если человек является мастером своего дела, он вновь может работать довольно не плохо. Мышечная память, точность движений – все это относится к низшей нервной деятельности, и пропивается несколько дольше. Гораздо быстрее у пьяницы поражается высшая нервная деятельность, связанная с творческими способностями, нравственными ориентирами человека. Всем ясно, что если человек прямо на улице справляет свою нужду, то он пьян. Нормальный человек имеет элементарное чувство стыда, которое не позволит ему поступать таким образом. А к протрезвевшему алкоголику чувство стыда или, например, ответственности будут возвращаться все реже, а вскоре и вовсе пропадут. В первую очередь пропивается именно совесть человека.

Вернемся к нашему герою. Он понимает, что видимо, отравился, поэтому уходит с футбольного поля, чтобы посидеть на травке и прийти в себя. Настроение у него постепенно ухудшается, он решается пойти отлежаться домой, опасаясь, как бы с ним ни случилось еще чего-нибудь похуже. «Ей, ты куда? Домой? Еще вернешься?» – Парень чувствует в себе раздражение и неожиданно для себя огрызается: «А вам какое дело?» – и добавляет матом, хотя раньше никогда не позволял себе ругаться. Потеряв чувство стыда, наш парень и позволяет себе нецензурно выражаться.

Парень идет домой и засыпает, а во сне начинает бредить, точно так же, как бредил полгода назад зимой, когда болел ангиной и с высокой температурой лежал дома. Тело его спит, а часть мозга находится в возбужденном состоянии, что и приводит к бреду. Во сне он бегает по площадке, ругается со своими друзьями и соперниками, махает руками, пытаясь выяснить отношения.

Утром, когда все благополучно прошло, парень говорит себе: «Больше никогда эту дрянь брать в рот не буду!»

А теперь посмотрим на второго парня. Второй паренек пришел на свадьбу своего близкого родственника. Вот он скромно сидит с краю стола, а рядом с ним сидит дядя Петя: «Слушай, что грустный сидишь? Давай выпьем за молодых, и чтоб у тебя все было хорошо. Сейчас выпьешь и повеселеешь. Мы тебе сейчас девушку найдем. Давай-давай, для храбрости надо-то всего сто грамм выпить. От этого хуже не станет». Наш парень отказывается. Сидит и тихонько наблюдает за всем. Вот дядя Петя выпил и стал веселый-веселый. Встал, пошел песни орать. Петь-то он не умеет, но старается, выводит, и самому дяде Пете его пение нравится. Тут гармонист подошел, пошли пляски. Дядя Петя тоже ногами кренделя выделывает, старается, пляшет, хотя у него и это не очень-то получается. Вот он упал, а ему весело, его подняли, он опять танцует, девушек, женщин в круг танцевать приглашает. Постепенно у нашего парня возникает мысль, что попробовать водочки все-таки можно – вон, как дядя Петя развеселился. Наконец, когда взрослые пошли погулять, а на столе осталось немало водки, парень незаметно берет себе одну рюмку и выпивает. Неожиданно в горле все перехватывает, он выплевывает водку, но один глоток успевает сделать. Он не знал, что водку не пьют как чай или как сок, что у водки есть секрет – ее надо пить, быстро глотая, чтобы эта дрянь как можно меньше задержалась во рту.

Итак, один глоток все же попадает. Что же испытывает наш второй герой? Да, в принципе, то же самое, что и первый. То же самое, да есть некоторые особенности. Вот он чувствует жжение в желудке. «Во, все-таки попало, сейчас посмотрим, что это такое». Страха и испуга почему-то нет, но появился исследовательский дух: «Может, и я как дядя Петя повеселею?» Вот его бросает в жар: «Во, хорошо пошло, не даром говорят, что водка для сугреву хороша! То-то дядя Петя в одной рубахе на мороз курить выбегает и не мерзнет».

А за другим столиком сидит девушка, о которой он тайно воздыхал, но никак не мог решиться заговорить. Парень встает и направляется к девушке, чтобы пригласить ее потанцевать: «Дядя Петя-то вон, как ловко всех приглашает, – может быть, и мне храбрости прибавится». Но уже пошло нарушение координации – ноги становятся ватными, парень не чувствует их под собой. «Во, как интересно-то! Ой, сейчас занесет». Не чувствуя под собой ног, у паренька возникает ощущение, что он не идет, а словно летит над землей. Девушка, заметив, по какой траектории «летел» молодой человек, отбивается от него. Он тянет, она отбивается. Наконец, ему это надоедает, и он говорит про себя: «Мало, что ли, девушек хороших? Вот еще! С этой гордячкой мучиться?» И идет к уже танцующим девушкам. Действительно, я как священник могу точно сказать, что 90% всех измен совершается в пьяном состоянии, чего многие трезвыми бы никогда не сделали. Но у пьяного стыда и любви уже нет.

Наконец, народ видит, что паренек перебрал. Одевают его и выпроваживают домой. Через несколько минут нашему герою хочется в отхожее место, но идти далеко, а ноги не слушаются, приходится дойти до ближайшего сугроба и там опорожниться, несмотря на прохожих.

Дома паренька начинает тянуть в сон, он засыпает дома, а во сне он начинает бредить. Но и бред его особый: там он пляшет, там играет музыка, там много девушек и веселья.

Утром, когда действие алкоголя завершилось, парень с удовольствием вспоминает прошедший день и те ощущения, которые он пережил, и с гордостью идет рассказывать друзьям, как он весело погулял и какие «глюки» были у него ночью.

Итак, два парня, две разных установки, и совершенно разные реакции на одно и то же событие. Один из них не имел установки на приятные ощущения и понял, что алкоголь страшно воздействует на его организм, он отравляет, он делает человека безнравственным, и потому всю жизнь будет трезвенником и хорошим человеком, а другой с установкой на удовольствие нашел в алкоголе возможность расслабиться и «оторваться», к чему и будет стремиться всю жизнь.

Ломка защитного механизма происходит благодаря психологической установке человека. Он ждет от выпивки или курения определенной реакции. Любая психологическая установка меняет восприятие человека, и он находит в курении или выпивке то, что искал.

Реальная реакция организма на алкоголь проста. Сам по себе алкоголь является ядом, и он отравляет организм: нарушается кровоснабжение мозга, нарушается координация движений, притупляются чувства, поражается высшая нервная деятельность. Нормальной реакцией на все это становится страх перед отравлением. Но психологическая установка на удовольствие все переворачивает. При нарушении координации движений пьяный говорит, что появляется легкость движений, притупление чувств называют возможностью отрешиться от всего, или расслабиться, потеря контроля над собой называется раскрепощением, возможностью повеселиться от души, м, наконец, бредовое состояние называется благородным словом «галлюцинация». Из-за ложной психологической установки человек научается чувствовать удовольствие там, где его совершенно нет. А если нет такой ложной психологической установки в человеке, то и воспринимает он указанные вещества более адекватно.

Определение наркотика

После сказанного мне хотелось бы дать четкое определение наркотика. Я бы сформулировал так:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.015 с.)