Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда



 

В соответствии с Законом Украины об охране труда (Раздел VII ст. 38-42) установлен государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.

Государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют:

1. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

2. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

3. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;

4. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от любых хозяйственных органов объектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Им они не подотчетны и не подконтрольны.

Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», другими нормативно-правовыми актами и положениями, которые утверждаются Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда имеют право:

1. Беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия, производства, физических лиц, которые соответственно законодательства используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции.

2. Получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, материалы и информацию по данным вопросам.

3. Направлять работодателям, руководителям и другим должностным

лицам, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) об устранении отмеченных недостатков и нарушений в области охраны труда, охраны недр, а также безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности.

4. Запрещать, останавливать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, рабочих мест, сооружений, выпуск и эксплуатацию машин, оборудования, транспортных средств, применение новых опасных веществ, а также отменять или прекращать действие выданных ранее разрешений и лицензий в случае несоответствия их технического состояния требованиям техники безопасности и если они создают угрозу здоровью и жизни работающих.

5. Привлекать к административной ответственности работников,

виновных в нарушении законодательства об охране труда.

6. Направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, в необходимых случаях передавать материалы органам прокуратуры для привлечения их к ответственности в соответствии с законом.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины «О государственной службе».

Органы государственного надзора за охраной труда устанавливают порядок разработки и утверждения владельцами положений, инструкций и других актов об охране труда, действующих на предприятиях, разрабатывают типовые документы по этим вопросам.

Владелец должен бесплатно создать необходимые условия для работы представителей органов государственного надзора за охраной труда.

Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей согласно законодательству.

Профессиональные союзы и их объединения в лице выбранных органов и представителей осуществляют общественный контроль за выполнением руководителями, владельцами предприятий и организаций законодательных и иных нормативных актов об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий работы, надлежащих производственных условий для работников, обеспечением их средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Профсоюзы имеют право принимать участие в расследовании причин несчастных случаев, беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности на производстве, выполнения программ и обязательств коллективных договоров, вносить руководителям, государственным органам управления предписания по вопросам охраны труда и требовать получения аргументированных ответов.

Общественный контроль состояния охраны труда на судах и предприятиях осуществляют трудовые коллективы и профкомы через избранных в каждой профгруппе уполномоченных трудовых коллективов.

Уполномоченные трудового коллектива имеют право проверять соблюдение администрацией законов о труде, давать через судовой комитет обязательные предписания об устранении замеченных ими нарушений правил и норм охраны труда.

Уполномоченные трудовых коллективов действуют в соответствии с типовым положением, утвержденным приказом Государственного Комитета Украины по надзору за охраной труда от 28 декабря 1993 г. № 135.

В случае отсутствия профессионального союза на предприятии (судне) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо.

Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда действуют соответственно типовому положению, учрежденному специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики.

Постоянный контроль за состоянием техники безопасности на судах осуществляется в соответствии с «Положением о постоянном контроле за состоянием охраны труда на судах морского флота».

Согласно этому документу устанавливается ежедневный, ежемесячный, ежеквартальный и ежегодный контроль по охране труда, осуществляемый командным составом судна совместно с уполномоченными трудовых коллективов.

Ответственность за организацию и осуществление контроля по охране труда возлагается на капитана и председателя профкома судна.

Капитаны судов и начальники служб судна несут ответственность за достоверность данных, определяющих уровень безопасности по службам и судну в целом.

На Международной Конференции по СОЛАС, состоявшейся в Лондоне 24 мая1994года был принят Кодекс (глава 9 СОЛАС) «Управление безопасной эксплуатацией судов и предотвращение загрязнения моря» (МКУБ или ISM Code).

Главная цель МКУБ – переход от организации обеспечения и контроля безопасности мореплавания и охраны окружающей среды к управлению ими.

В соответствии с этим каждая судоходная компания обязана обеспечить на каждом действующем объекте (судне) проведение мероприятий по соответствию требованиям обязательных правил и норм для классификационного надзора и надзора, связанного с законодательством государства флага.

Администрация судоходных компаний и судов обязаны своевременно предоставлять международным аудиторам достоверные сведения по внедрению требований Кодекса МКУБ соответственно в компаниях (пароходствах) и на судах.

В 1948 г. в Женеве Морской конференцией ООН была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Конвенция вступила в силу в 1958 году.

Для повышения статуса организации название ее было в 1982 г. изменено на ИМО - Международная морская организация.

Она стала ответственной за разработку различных международных конвенций и создание норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения.

За время существования его были приняты и пересмотрены несколько важных международных конвенций - СОЛАС, MAPПОЛ: ПДМНВ, о грузовой марке и т.д.

1. СОЛАС - 74 - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, была принята 1 ноября 1974 г., вступила в силу 25 мая 1980 года.

Основная цель конвенции СОЛАС - определение минимальных стандартов по конструкции, оборудованию и плаванию судов, отвечающих их безопасности.

Состоит из 11 глав, в которых предусматривается обеспечение мер безопасности по конструкции судов, пожарной защите, мерам пожарной безопасности на судах, спасательным средствам и устройствам, радиосвязи, по безопасности мореплавания, перевозке опасных грузов, по ядерным судам, по управлению безопасной эксплуатации судов, по мерам безопасности для высокоскоростных судов, специальных мер по повышению безопасности на море.

2. Глава 9 «Управление безопасной эксплуатации судов» была принята на конференции по СОЛАС 24 мая 1994 года в Лондоне. Она предусматривает внедрение и применение Международного Кодекса по управлению безопасной эксплуатации судов и предотвращение загрязнения моря, (МКУБ или ISM Code).

Этот кодекс является одним из самых важных документов по обеспечению безопасности мореплавания, принятых ИМО.

Назначение кодекса - обеспечить соответствия требованиям обязательных правил и норм, указывает, какие обязательные требования являются предметом для классификационного надзора и надзора, связанного с законодательством государства, а какие - нет.

Система управления безопасностью (СУБ) - структурная и документационная система на берегу и на судне дающая, возможность персоналу Компании эффективно проводить в жизнь политику безопасности и предотвращения загрязнения морской среды.

Руководство по внедрению МКУБ - это процедурное руководство организаций по сертификации систем управления безопасной эксплуатации судов и предотвращением загрязнения, например:

МПС (ICS) - Международная палата судоходства;

МФС (ISF) - Международная федерация судовладельцев;

МАКО (IACS) - Международная ассоциация классификационных обществ.

3. Конвенция МАРПОЛ 73/78 - предусматривает меры по сокращению и предотвращению загрязнения морской среды, КАК НЕФТЬЮ И НЕФТЕПРОДУКТАМИ, ТАК И ДРУГИМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ВРЕДНЫМИ ДЛЯ ОБИТАТЕЛЕЙ МОРЯ, КОТОРЫЕ ПЕРЕВОЗЯТЬСЯ НА СУДАХ ИЛИ ОБРАЗУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

Правила, охватывающие различные источники загрязнения с судов, содержатся в пяти приложениях к МАРПОЛ 73/78:

Приложение 1 - правила предотвращения загрязнения нефтью;

Приложение 2 - правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом;

Приложение 3 - правила предотвращения загрязнения, вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, контейнерах, цистернах;

Приложение 4 - правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов;

Приложение 5 - правила предотвращения загрязнения мусором с судов.

4. Конвенция ПДМНВ 78/95.

Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года, исправленная дополнениями 1995 года, является документом, устанавливающим требования и правила обеспечения того, чтобы моряки на судах имели надлежащую квалификацию и были годны к выполнению своих обязанностей.

Конвенция определяет требования к подготовке и компетентности членов судового экипажа, обеспечению несения безопасной вахты на мостике, в машинном отделении и радиовахты; специальной подготовки членов экипажа танкеров, танкеров-химовозов, газовозов, пассажирских судов типа РО-РО.

Конвенция устанавливает требования к прохождению тренажеров, а также к форме и содержанию дипломов и подтверждений к ним.

5. Конвенция № 147 1976 года Международной организации труда (МОТ) требует выполнения минимальных стандартов относительно условий жизни и работы на борту судна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.019 с.)