Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренняя политика Александра І. Негласный комитет. Программа реформ М. Сперанского.
Еще в младенчестве Александр был отнят Екатериной II у родителей – Павла I и его жены Марии Федоровны. Теоретической основой воспитания Александра стали педагогические идеи философских авторитетов Екатерины II – Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо. Воспитателем Александра стал Ф.С. Лагарп, выходец из Швейцарии, человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам. Он, как и Екатерина, разделял концепцию «истинной монархии» из теории Ш. Монтескье: в «правильной» монархии верховная власть всецело принадлежит монарху, но в то же время существуют фундаментальные законы, не изменяемые никакой властью, и учреждения, гарантирующие их неизменность. Планы Екатерины передать престол внуку ставили Павла I и Александра в положение соперников. В Гатчине, где жили родители, Александр попадал в обстановку, противоположную петербургской. Идеям эпохи Просвещения противопоставлялись моральные и религиозные ценности, приверженность порядку, дисциплина. Необходимость лавировать между двумя дворцами приучила Александра, по меткому выражению В.О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, двуличность, недоверчивость к людям и осторожность. Когда против Павла I созрел заговор во главе с вице-канцлером графом Н.П. Паниным, Александр дал согласие на смещение отца, но потребовал от заговорщиков дать обещание не покушаться на жизнь Павла I. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года группа заговорщиков проникла в Михайловский дворец. Все кончилось жестокой расправой над императором. По мнению многих биографов, цареубийство 11 марта оставило неизгладимый след в душе Александра I. Новый монарх публично отрекся от деспотических методов правления своего отца и выразил свою приверженность екатерининским порядкам. Сразу же была объявлена амнистия заключенных, сосланных по политическим делам; восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, дворянские выборные корпоративные органы; введен свободный въезд и выезд через границу России. В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных обещаний, отдельных уступок и даже преобразований.
Для проведения этого курса Александру I нужны были энергичные и деятельные советники. Он приблизил к себе друзей юности – П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея, А. А. Чарторыйского – так образовался Негласный Комитет (1801-1803 гг.). Не имея статуса официального государственного учреждения, этот комитет во многом определил программу преобразования. Задуманную программу либеральных преобразований не удалось выполнить полностью, и преобразования носили непоследовательный и противоречивый характер. Так, в крестьянском вопросе все дело свелось к ряду частных мер. Изданный в 1803 г. указ о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп, по обоюдной договоренности их с помещиком. Однако результаты указа были малы – по нему было отпущено менее 0,5 % крепостных крестьян. 8 сентября 1802 года был издан манифест об учреждении министерств и указ о правах Сената. Согласно первому постановлению, создавалось 8 министерств. В своей деятельности министры ответственны перед монархом и Сенатом. Сенат был учреждением, управляющим всеми «присутственными местами» и высшей судебной инстанцией. Эти акты юридически оформляли систему единоличного управления, которая имела тенденцию к централизации и концентрации власти в руках монарха. В 1802-1804 годах была проведена реформа народного образования. В основу системы образования были положены принципы бессословности, преемственности ступеней образования. В 1802-1805 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский и Казанский университеты. Изданный в 1804 г. Устав университетов предоставил им значительную автономию. В этом же году был издан Устав о цензуре, считающийся самым «либеральным» в России XIX века. Цензурные послабления в эти годы способствовали расширению издательской деятельности. С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается М.М. Сперанский – один из выдающихся государственных деятелей России. В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России.
В октябре 1809 г. проект реформ под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору. Для предотвращения революции необходимы радикальные преобразования. Необходимо, во-первых, подчинение самой самодержавной власти закону. Во-вторых, в основу государственного устройства страны должен быть положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Проект предусматривал создание Государственной думы и системы выборных органов. Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладает законодательной инициативой, которая является прерогативой императора. Дума рассматривает дела и законопроекты, представленные министрами от имени монарха или Государственного совета. Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет, члены которого назначаются императором, который и председательствует в Совете. Таким образом, в плане Сперанского власть императора сохранялась в полной мере. В то же время введение народного представительства на основе имущественного ценза было решительным шагом к утверждению в стране буржуазных по сути норм. Однако Александр I не решился реализовать проект Сперанского. Единственное, что воплотилось в жизнь из проекта, это учреждение 1 января 1810 г. Государственного совета. Это был законосовещательный орган при императоре, который так и не стал учреждением, связывающим императора со всеми ветвями власти, как то предполагалось в плане Сперанского. Работа со Сперанским и преобразования центральных органов управления настроили Александра I недоверчиво и враждебно к бюрократической централизации, которая, по словам А.Е. Преснякова, устремлялась «к конституционному закреплению своей силы» и ослабляла преобладающее влияние императора в системе управления. В то же время планы Сперанского встречали решительное сопротивление большинства дворян. Все это привело к отставке Сперанского и отказу от составленного им плана преобразования России.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.006 с.) |